Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: сегодня нет ни одной страны в мире, где бы не осознавалось особое значение периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы. Задачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих государств. Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине, когда старшие учили, показывали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда
1.1 Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе
1.2 Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические условия развития самостоятельности старших дошкольников средствами хозяйственно-бытового труда
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
Вывод
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 61.78 Кб (Скачать файл)

Философские подходы к  самостоятельности получили свое развитие в работах крупных советских  психологов: Выготского Л.С., Ананьева Б.Г., Леонтьева А.Н., Рубинштейна С.Л. В своих трудах они рассматривали вопросы самостоятельности в русле кардинальных проблем психологической науки - проблем личности, активности, деятельности. Они подчеркивали, что социальная ценность самостоятельности как качества личности определяется ее направленностью и уровнем активности человека как субъекта деятельности и отношений. Самостоятельность - отмечал С.Л. Рубинштейн - это не простая сумма знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей своими силами вести очередные дела, а общественное проявление личности, характеризующее ее тип отношения к труду, людям и обществу. Самостоятельность детерминируется реальным бытием человека. Для раскрытия детерминированности самостоятельности личности большое значение имеет стержневое положение теории С.Л. Рубинштейна, состоящее в том, что в объяснении психических явлений надо исходить из реального бытия человека и его взаимоотношений с внешним миром. «Все психические явления в их взаимосвязи принадлежат конкретному, живому, действующему человеку/ все они являются зависимыми и производными от природного и общественного бытия человека и закономерностей, его определяющих».

Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу мы видим, что отношение психологов к феномену «самостоятельность» неоднозначно. С одной стороны, почти все исследователи, изучающие особенности развития детей, подчеркивают огромную роль самостоятельности в развитии личности в целом, с другой стороны, во многих случаях они не дают ни содержательной, ни семантической характеристики этому понятию.

 

1.2 Влияние хозяйственно-бытового  труда на развитие

самостоятельности у детей  старшего дошкольного возраста

 

Правильное участие детей  в хозяйственно-бытовом труде  начинается рано, примерно на втором году жизни. Даже ограниченный физически  и духовно маленький ребёнок  имеет возможность проявить самостоятельность, активность в жизни при выполнении трудовых поручений, во время дежурств, связанных с наведением порядка  в помещении, на участке, с уборкой  посуды, стиркой вещей для куклы  и пр. [13, 46].

Хозяйственно-бытовой труд имеет известную цикличность. В  процессе его не только повторяются  трудовые операции, но и возникают  типично жизненные ситуации. При  этом от ребят при выполнении трудовых заданий требуется слаженность  действий, умение устанавливать правильные деловые отношения, организованность, желание работать для всех. Постоянное выполнение подобных дел, особый эмоциональный настрой (готовность принять участие в хозяйственно-бытовом труде, удовлетворение от оказания помощи товарищу, воспитателю, няне, маме) способствуют формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, настойчивость, упорство, доброжелательное отношение к окружающим, общественно значимых мотивов трудовой деятельности, а вместе с тем коллективистических начал личности дошкольника.

Но не только в этом влияние  хозяйственно-бытового труда. Он создаёт  большие возможности для воспитания у детей элементарных навыков  культуры труда: рациональной организации  индивидуальной и коллективной работы (например, участие в наведении  порядка в групповой комнате), предварительного его планирования, умения отобрать необходимые материалы  для выполнения задания, бережного  отношения к ним, стремления сделать  свою работу хорошо и своевременно. Это, в свою очередь, создаёт благоприятные  условия для воспитания положительного отношения к данному виду труда. В процессе хозяйственно-бытового труда  создаются возможности для формирования у детей бережного отношения  к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять  его.

Необходимость в данном труде  в детском саду и дома возникает  постоянно, он сопровождает любую деятельность детей. Например, в течение нескольких дней дети обыгрывают постройку, сделанную  из крупного строительного материала. Появляется потребность в том, чтобы  стереть с неё пыль. Или ребёнок  хочет рисовать; он, выбирая карандаш, обнаруживает поломанные, начинает их подтачивать. После этого ребёнок  должен собрать сор, отнести его  в определённое место. В быту постоянно  возникает необходимость потрудиться: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, подобрать  или вытереть. Таким образом, создается  возможность для воспитания у  детей готовности к труду, привычки к трудовому усилию.

Особенности хозяйственно-бытового труда обусловлены тем, что результаты его иногда незаметны, как в других видах труда. Он наглядно ощутим лишь непродолжительное время: протёрли пыль, завтра она вновь появилась; накрыли стол к обеду, пообедали, всё убрали. И ничто не напоминает детям о затраченных усилиях, о доведении начатого дела до конца. Вместе с тем повторение изо дня  в день одних и тех же дел  снижает к ним интерес. Дети нередко  отказываются дежурить, выполнять поручения  или работать без особой тщательности [3, 67].

В быту постоянно возникает  необходимость потрудиться: кто-то случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть, вытереть или подобрать. Таким образом, создается возможность для воспитания у детей к готовности к труду, привычки к трудовому усилию.

По мере усвоения трудовых навыков дети приобретают самостоятельность  в выполнении действий, учатся работать быстро, правильно, аккуратно. Овладения  навыками, умениями в сфере хозяйственно-бытового труда обеспечивает большую активность, инициативу действий в быту, включения  различных трудовых процессов.

Делая вывод, можно отметить, что участвуя в хозяйственно –  бытовом труде, старшие дошкольники  ощущают его однообразие, повторяемость  изо дня в день. Этот труд требует  от ребят большого терпения, постоянных трудовых усилий, повседневного самоконтроля. Естественно, что они гораздо  легче и охотнее включаются в  работу, носящую эпизодический характер, чем в выполнение повседневных трудовых обязанностей по наведению и поддержания  порядка в детском саду. Убирая за собой игрушки; стирая тряпочки после  рисования красками, промывая комнатные  растения, и дети убеждаются в необходимости  этого труда.

Задача педагога – воспитывать  и поддерживать у детей положительно – эмоциональное отношение к  хозяйственно – бытовому труду. Для  этого тогда надо создавать такие  условия, которые обеспечивали бы формирование терпение к грязи, неряшливости, эмоционально – эстетическую чуткость к окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в хозяйственно – бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь  в выполнение хозяйственно – бытовых  дел, старшие дошкольники приобретают  ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни  при обучении в школе.

1.3 Педагогические условия  развития самостоятельности у  старших

дошкольников средствами хозяйственно-бытового труда

 

Хозяйственно – бытовой  труд детей старшего дошкольного  возраста значительно содержательнее, становиться коллективным. Это позволяет  шире использовать его как средство нравственного воспитания детей: формирование целеустремленности, организованности, понимание необходимости и важности бытового труда людей, уважения к  нему, воспитание положительности, организованности людей, воспитание положительных взаимоотношений  в процессе коллективной деятельности. В работе с детьми старшей группе большое значение имеет привлечение  детей к помощи взрослым. Так организуя  смену чистого белья, няня поручает ребятам надеть наволочки, застелить  простыни. Дети, выполняя это поручение, чувствуют себя настоящими помощниками  взрослого. В процессе труда взрослый сам является образцом для подражания: показывает не только приемы работы, но и пример отношения к повседневному обычному труду. Очень важно строить работу так, чтобы дети были не просто пассивными исполнителями, какого либо задания, но и видели в няне организатора дел, ее трудолюбие; ощущали внимание к воспитанникам группы и более младшем детям. В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно – бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям, выполнить какую – то работу. Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на сорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую общую часть дела, будет выполнять. Если приемы детям не знакомы, воспитатель включается в работу сам, показывает как выполнять трудное или не знакомое действие, как организовать дело, учит умению договариваться с друг с другом, оказывать помощь. Так педагог показывает, как может быть достигнута согласованность действий, договоренность. Воспитатель постепенно приучает детей самим ставить цель, планировать работу, доводить до конца. Особое внимание педагог должен уделять воспитанию навыков организации коллективной трудовой деятельности. Детей приучают слушать задание, продумывать план работы, готовить всё необходимое для её выполнения, не отвлекаться, делать всё добросовестно и правильно, быть аккуратным во время работы, не мешать другим трудиться, помогать товарищам, не бросать работу, не закончив её, не стесняться просить помощи [20, 83].

Например, перед тем как  начать уборку помещения (участка), воспитатель  предлагает детям внимательно осмотреть  групповую комнату (участок) и определить, что необходимо сделать. Затем совместно  с педагогом дети намечают план работы, выбирают бригадиров, которые сами могут подбирать себе бригаду. Каждой бригаде воспитатель помогает составить  свой план работы, распределить обязанности. По окончании уборки бригада анализирует  свой труд, отчитывается перед всей группой. При такой форме организации  труда каждый ребёнок ощущает  себя членом коллектива, осознает значимость своего труда, у него появляется чувство  ответственности за качество своей  работы и работы товарищей.

В старшей группе можно  организовать и «труд рядом». Такая  форма организации труда целесообразна  в тех случаях, когда воспитателю  необходимо научить дошкольников каким-то приёмам работы, например, при наведении  порядка в шкафах для одежды.

В старшей группе следует  организовывать и совместный труд, когда дети выполняют задание, требующее  обобщения результатов всех участников. Для общей деятельности целесообразно объединять от 3 до 6 человек. Подведя итог работы, нужно не забывать дать оценку труда каждого ребёнка.

На данном возрастном этапе  детям можно предлагать научить  выполнять ту или иную работу тех, кто долго не посещал дошкольное учреждение или же новичков, малышей. Действительным приёмом является также  назначение дошкольников поочерёдно ответственными за общие дела.

Бывает целесообразно  объединять в труде детей, разных по характеру: робких и неуверенных  в себе – с общительными; трудолюбивых, старательных, требовательных – с  теми, кто не проявляет особого  рвения и интереса к труду.

В руководстве хозяйственно-бытовой  деятельностью необходим индивидуальный подход. Ребёнка, который ещё слабо  владеет нужными навыками, следует  чаще упражнять в трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они оказывались бы в подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет не только трудиться, но и быть хорошим организатором [23, 39].

Если у ребенка отсутствуют  организаторские навыки, надо чаще обращать его внимание на труд детей, владеющих ими, и выражать уверенность, что у него тоже так получится. Можно поставить его во главе  группы детей, хорошо владеющих организаторскими навыками.

Малоактивным, пассивным  детям целесообразно на первых порах  давать индивидуальные поручения, постепенно увеличивая время их труда. Начинать следует с более легких, интересных заданий, а затем переходить к  более сложным. Постепенно нужно включать их в коллективную деятельность, чтобы они осознавали себя равноправными участниками общего труда и получали от него радость.

В старшей группе значительно  чаще организуется совместная трудовая деятельность детей и взрослых. При  участии педагога дошкольники изготавливают  атрибуты для игр, принимают участие  в оформлении помещения, костюмов к  праздникам и т. д.

Наряду с коллективной деятельностью дети должны выполнять  и индивидуальные поручения, разнообразные  по трудности и характеру, по времени  выполнения (эпизодические, длительные, кратковременные). Некоторые поручения  должны переходить в обязанности (следить  за порядком в книжном уголке и  пр.).

Дежурства детей должны носить более самостоятельный характер, так как в предшествующих группах  дошкольники уже приобрели определённые умения. Дежурные по столовой накрывают  на стол, помогают няне раздать третье блюдо, убрать грязную посуду. К занятиям дежурные по указанию воспитателя готовят  и раскладывают пособия, а по окончании  убирают их. Например, к занятиям по рисованию раскладывают бумагу, расставляют на столах краски, банки  с водой для промывания кисточек; к физкультурным готовят частично оборудование и инвентарь.

Чтобы дети старшего дошкольного  возраста научились по собственной  инициативе находить применение своим  силам, следует в процессе обучения хозяйственно – бытовому труду на первых порах давать им конкретные трудовые задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и положить просушить, стереть пыль со шкафов для  полотенец, вымыть комнатные растения. Такие задания нужно давать детям  до тех пор, пока они не научились  выполнять их самостоятельно. В дальнейшем руководство хозяйственно – бытовым  трудом ребят должно состоять в том, что взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт, побуждает  их самих подумать, что и как  нужно сделать. Так у детей  формируется наблюдательность, сообразительность, внимательность [28, 18].

Приучая детей старшего дошкольного  возраста к систематическому хозяйственно – бытовому труду, надо чаще использовать игровые формы его организации. Включаясь в любое серьезное  дело, ребенок в известной мере обыгрывает его, подражая старшим. Однако ему нравится, когда к этому  серьезно относятся взрослые, тем  более, если они и сами принимают  участие в труде, игре как исполнители  или заказчики.

Информация о работе Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста