Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: сегодня нет ни одной страны в мире, где бы не осознавалось особое значение периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы. Задачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих государств. Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине, когда старшие учили, показывали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда
1.1 Проблема развития самостоятельности в психолого-педагогической литературе
1.2 Влияние хозяйственно-бытового труда на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Педагогические условия развития самостоятельности старших дошкольников средствами хозяйственно-бытового труда
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Констатирующий эксперимент
Вывод
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 61.78 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа: Хозяйственно-бытовой  труд как средство развития самостоятельности  детей старшего дошкольного возраста

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности  у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда

1.1 Проблема развития самостоятельности  в психолого-педагогической литературе

1.2 Влияние хозяйственно-бытового  труда на развитие самостоятельности  у детей старшего дошкольного  возраста

1.3 Педагогические условия  развития самостоятельности старших  дошкольников средствами хозяйственно-бытового  труда

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по развитию самостоятельности  у детей старшего дошкольного  возраста

2.1 Констатирующий эксперимент

Вывод

Библиография

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность: сегодня нет  ни одной страны в мире, где бы не осознавалось особое значение периода первых лет жизни человека для становления его личности в последующие годы. Задачи развития общественного дошкольного воспитания входят в программу социальной политики многих государств. Потребность готовить детей к жизни, передавать им накопленный опыт возникла у человечества в глубокой древности. Это осуществлялось не только в процессе естественного хода жизни в семье, в общине, когда старшие учили, показывали своим примером младших, приобщая их к труду, прививая необходимые навыки.

Проблемой формирования активности и самостоятельности в детском  возрасте занимались многие известные  психологи, педагоги, а также представители  других, смежных наук. Еще Коменским  были освещены ряд вопросов о детской  самостоятельности. К.Д. Ушинский, П.Я. Гальперин, С.Л. Рубенштейн, Л.И Божович., А.Л. Венгер, а также многие другие внесли огромный вклад в изучение активности и самостоятельности, у детей дошкольного возраста. В настоящее время такие ученые как Л.И. Анцыферова, Р.С. Буре, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманская, Н.В. Елизарова изучали психолого-педагогические условия формирования самостоятельности у детей.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьёзного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». Большое значение труду придавали А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, А.Н. Леонтьев.

В.А. Сухомлинский считал, что  многое зависит от того, кто вёл  ребёнка за руку в детский сад, что вошло в его разум и  сердце из окружающего мира,- это  определяет, каким человеком станет сегодняшний малыш. Ориентиром для  ребёнка является взрослый.

А.Н. Леонтьев, в свою очередь, считал, что развитие личности обусловлено  двойственностью связей субъекта с  миром – предметной деятельностью  и общением. Развитие этих соподчинений занимает длительный период. На первом этапе происходит стихийное складывание  личности, на втором этапе возникает  сознательная личность.

Хотя тема развития самостоятельности  у детей старшего дошкольного  возраста средствами хозяйственно-бытового труда разработана в психолого-педагогической литературе, но воспитатели постоянно встречают трудности в практике. Сказывается недостаток методических разработок, их не современность.

Таким образом, тема достаточно стара, она значима и хорошо представлена и разработана в педагогике 60-80 годов. Новизна этой темы заключается  в направлении на познавательные аспекты.

Вышесказанное определило проблему нашего исследования: какие педагогические условия обеспечивают эффективное развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.

Цель исследования: рассмотреть  возможности хозяйственно-бытового труда как средства развития самостоятельности  у детей старшего дошкольного  возраста.

Объект исследования –  процесс воспитания самостоятельности  у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования –  педагогические условия развития самостоятельности  детей старшего дошкольного возраста средствами хозяйственно-бытового труда.

Исходя из этого, можно  сформулировать следующую рабочую  гипотезу: развитие самостоятельности  у детей старшего возраста средствами хозяйственно-бытового труда будет  эффективным, если педагог создает  условия:

● стимулирует проявление самостоятельности старших дошкольников путем создания предметных условий  для хозяйственно-бытового труда;

● поощряет инициативу ребят  в стремлении заметить и устранить  нарушения порядка в группе и  на участке;

● предлагает детям коллективные поручения хозяйственно-бытового характера.

Из поставленной гипотезы вытекают следующие задачи:

♦ раскрыть психолого-педагогическое содержание основных понятий: «детский труд», «хозяйственно-бытовой труд», «самостоятельность»;

♦ выявить влияние хозяйственно-бытового труда как средства развития самостоятельности;

♦ определить и выяснить на констатирующем эксперименте создаёт  ли педагог условия, которые обеспечивают развитие самостоятельности в процессе хозяйственно-бытового труда детей  старшего дошкольного возраста.

В исследовании использовались следующие методы:

– наблюдение, беседа, тестирование;

– статистическая обработка  данных.

Структура работы: состоит  из введения, двух глав, вывода, библиографии и приложения. Работа иллюстрирована таблицами.

База исследования: Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение детский сад №22 «Малыш», старшая  группа.

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития самостоятельности

у детей старшего дошкольного  возраста средствами хозяйственно-

бытового труда

 

1.1 Проблема развития самостоятельности  в психолого-педагогической

литературе

 

Самостоятельность – свойство человека – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее  условие самореализации личности её творческих возможностей [9, 256].

В советской психолого-педагогической литературе самостоятельность рассматривается  как стержневое личностное качество. Ее значение для развития ребенка  отмечали H.К. Крупская, А.С. Макаренко. С.Л. Рубинштейн указывал, что самостоятельность - это общественное проявление личности, характеризующее тип ее отношения  к труду, людям, обществу. В советской  науке изучение самостоятельности  было тесно связано с разработкой  теории воли (труды А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева, В.И. Селиванова, Ю.Н. Дмитриевой и др.).

В зарубежной педагогике и  психологии самостоятельность, как  правило, отождествляется с нонконформизмом  и противопоставляется конформности, т.е. преднамеренному или непроизвольному стремлению принять мнение и позицию группы во избежание конфликта с нею. Абсолютизация самостоятельности личности, ее независимости отражается в теории "свободного воспитания". Авторы ищут пути преодоления конформизма в предоставлении детям большей свободы от влияния взрослых, формировании у них индивидуалистических черт (Аш, Кретч, Кретчфильд и др.).

Как подчеркивает А.В. Петровский, самостоятельность вовсе не представляет собой "отпочкования от общества". Развитие независимости по отношению к чуждым ребенку ситуативным социальным воздействиям предполагает непрерывный рост и укрепление усвоенных им общественных норм поведения, усиление его связи с обществом в целом.

В советской педагогике и  психологии самостоятельность рассматривается  как интегральное качество личности, тесно связанное с ее активностью  и коллективистической направленностью. Она проявляется в инициативности, ответственности и относительной  независимости ребенка (В.Й. Селиванов, М.И. Дидора). Предпосылки ее развития складываются в раннем возрасте, однако, лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системное строение и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения. К концу дошкольного возраста самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью, присущей, однако, не всем детям (А.А. Люблинская, М.И. Дидора).

Развитие самостоятельности, как и личности в целом, определяется направленными и специфическими воспитательными воздействиями  взрослых. В дошкольном возрасте оно  может осуществляться в продуктивной деятельности и элементарных формах труда.

Кто из родителей не хотел  бы видеть своих детей самостоятельными? Самостоятельность в общепринятом значении – это независимость, способность  и стремление человека совершать  действия или поступки без помощи других. Стать самостоятельным –  объективная необходимость и  естественная потребность ребёнка. Ребёнок, более чем кто-либо другой стремится проявить своё «Я», утвердиться  в своих знаниях, убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его  и в зависимости от этого строят своё поведение.

Проблема формирования у  детей самостоятельности была и  остается в нынешней педагогике одной  из самых актуальных.

Волевые качества личности являются стержневой стороной характера  человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В  деятельности и в коллективе сверстников  у дошкольника в первую очередь  должны формироваться такие волевые  черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка [17, 63].

Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность.

Самостоятельность, по мнению ряда авторов, обеспечивает:

♦ умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость  своего участия в тех или иных обстоятельствах;

♦ умение выполнять привычные  дела без обращения за помощью  и контроля взрослого;

♦ умение осознанно действовать  в ситуации заданных требований и  условий деятельности;

♦ умение осознанно действовать  в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);

♦ умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов  деятельности;

♦ умение переносить известные  способы действий в новые условия.

Формирование самостоятельности  дошкольника способствует развитию его личности в целом.

Рассматривая самостоятельность  как интегративное свойство личности, современные исследователи подчеркивают, что ее интегративная роль выражается в объединении других личностных проявлений общей направленностью  на внутреннюю мобилизацию всех сил, ресурсов и средств для осуществления избранной программы действий без посторонней помощи.

Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим. Так, если ребята построены в шеренгу и  одного из них попросили выйти  вперед из строя, то выходят все; в  подтверждение правила приводят те же примеры, которые уже были приведены другими, и т.д. В некоторых случаях отсутствие самостоятельности и критичности приводит к повышенной внушаемости: дети подражают и хорошему и плохому. Поэтому очень важно, чтобы примеры поведения педагога и окружающих людей были положительными.

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшей  группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже  на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и  быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.

За последние годы трудовому  воспитанию детей дошкольного возраста стали уделять меньше внимания а акцент сделан больше в познавательной, игровой, учебной деятельности, в ущерб формированию трудовой деятельности. Трудовая деятельность, так же как и игровая является определяющим условием формирования самостоятельности детей дошкольного возраста.

В трудовой деятельности ребенок  определяет для себя цель, планирует  деятельность, выбирает средства реализации намеченного плана, проявляет волевое  усилие, чтобы достичь результата.

Формирование самостоятельности  в процессе трудовой деятельности явилось  проблемой нашего исследования.

Ретроспективный анализ литературы показывает, что проблема самостоятельности  личности издавна привлекала внимание философов, психологов и педагогов.

В философской литературе вопросы самостоятельности рассматривались  в связи с проблемой свободы  и ответственности личности, взаимодействия личности и общества, общественной и личной практики. В философских  исследованиях подчеркивается, что  самостоятельность возникает как  объективная необходимость жизни  и деятельности человека в обществе. Она есть результат длительного  и сложного исторического процесса установления и налаживания взаимоотношений  между людьми. Развитие человека, заложенных в нем возможностей детерминируется  обстоятельствами жизни и воспитания. Вместе с тем, активная деятельность личности изменяет обстоятельства, приносит людям относительную свободу. Познавая закономерности развития общества, человек  преобразует общественную среду  и одновременно себя. «Человек не может  быть только объектом, он есть субъект, он имеет свое существование в  себе» [12, 21].

Информация о работе Хозяйственно-бытовой труд как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста