Характеристика становления диалогической речи в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 05:41, реферат

Описание работы

Варя Д., Алена Ч, - обе девочки малоактивны, необщительны, но он всегда вместе, объединяются для совместных игр – «гуляют с дочками» кормят их, разговаривают мало, но если воспитатель обращает на них внимание, прерывают игры, возобновляют когда чувствуют, что на них никто не смотрит. Воспитатель Куралева М.В. Очень эмоционально, бурно реагирует на поступки детей. Пытается организовать игры со всеми детьми, не учитывая интересы детей, поэтому дети не активны, быстро выходят из игры; Дети часто конфликтуют между собой, не могут поделить руководящую роль. Воспитатель предложил установить очередность – но это не всегда устраивала детей.

Файлы: 1 файл

реферат удалить потом.docx

— 23.59 Кб (Скачать файл)

                           Реферат на тему:

     «Характеристика  становления диалогической речи  в дошкольном возрасте»                           

Для проверки своей гипотезы, были сделаны следующие эксперименты констатирующий, формирующий и итоговый. Было обследовано 2 старшие группы МБДОУ  №103 г. Омска. Одна группа – экспериментальная, другая - контрольная                                                       

   Констатирующий эксперимент

Провести наблюдения диалогической  речи детей в ситуации общения  «Взрослый – ребенок», «Ребенок – ребенок». Результаты наблюдений оформить в таблицах 1; 2; 3 (см. приложение)

Дети общались между собой, учитывая общие интересы – новая  игрушка, принесенная из дома, объединяла их для совместных игр, но не надолго иногда проявлялась агрессивность «Ты очень долго играешь моей игрушкой!»

Варя Д., Алена Ч, - обе  девочки малоактивны, необщительны, но он всегда вместе, объединяются для  совместных игр – «гуляют с  дочками» кормят их, разговаривают  мало, но если воспитатель обращает на них внимание, прерывают игры, возобновляют когда чувствуют, что на них никто не смотрит. Воспитатель Куралева М.В. Очень эмоционально, бурно реагирует на поступки детей. Пытается организовать игры со всеми детьми, не учитывая интересы детей, поэтому дети не активны, быстро выходят из игры; Дети часто конфликтуют между собой, не могут поделить руководящую роль. Воспитатель предложил установить очередность – но это не всегда устраивала детей. Можно было предложить некоторые сопутствующие не менее важные роли: начальник ГАИ, - инспектор, постовой, таможенник. Игра получалась бы интересной.

 Воспитатель Кондракова  О.А. пассивна с детьми, инициатива  исходит от самих детей, они  не прислушиваются к советам  воспитателя, кроме неактивных  детей, таких как Артем Г., Дима  П.  В разговорах между детьми  редко встречается доброжелательность, не всегда внимательны к товарищам.  Выражаются довольно понятно,  связно, но не всегда выслушивают  товарища, отстаивая свою точку  зрения: «нужно здесь построить  гараж, я так хочу!»

Диалогическая речь в основном состоит от 2 до 4 слов, но некоторые  дети могут довольно неплохо передать содержание мультфильма, увиденного по телевизору.                                                  

 

Характер общения.

Дети умеют слушать  и понимать речь, участвуют  в  общении чаще по инициативе других. Часть детей 7-9 человек малоактивна  и малоразговорчива в общении  с детьми и педагогом, невнимательны, редко пользуются, не умеют последовательно  излагать свои мысли, точно передать их содержание.

Во время занятий наблюдались  разные высказывания детей, часть детей отвечала одним словом: «играет», «спит» и т. д.

Дети 13 раз обращались к  воспитателю с просьбами: «дайте мне куклу», «я хочу книгу», «Коля  мне мешает».

Дети понятно и грамматически  верно изъясняли свои просьбы 7 раз. В 6 случаях не могли точно выразить свои просьбу «мне надо это» или «я не хочу».

Воспитатель в беседах  конкретно задавал вопросы к  детям, но не всегда дети могли сразу  ответить на них, затруднялись выразить свою мысль. В основном инициатива исходила от воспитателя. Дети чаще обращались между собой в играх при  рассматривании книг. Дети не всегда выслушивали  товарищей, перебивали, стараясь ответить  первым.

Дети довольно легко вступают в разговор, но не всегда готовы поддерживать его, менее половины детей задавали вопросы, своевременно вступали в диалог. Трудно детям дается завершение разговора, делать выводы, заключения.

У детей ещё не выработаны правила этикета – выслушивать  товарища, не перебивать его. Для развития полноценной  диалогической речи детей нужно большее внимание уделять на развитие коммуникативных  умений детей.

После ряда наблюдений в  констатирующем эксперименте была предложена диагностика речевого развития по Ф. Даскаловой[27]           

 Диагностика речевого  развития детей 6 года жизни  (Ф. Г. Даскалова)

1-й тест. Свободные словесные  ассоциации по определенному  слову

Задача: «Будем играть в игру со словами. Я скажу тебе одно слово, а ты скажешь мне другое - какое  хочешь».

1 - стул;

2 - мяч;

3 - Иван;

4 - зайчик;

5 - пою;

6 - красный.

Оценка: по крайней мере 3 верных ответа (т.е. адекватные слову-раздражителю ассоциации).

2-й тест. Ассоциативное  дополнение слова в предложении  - подбор и активное употребление  имен существительных

1 - Ребенок толкает....

2 - Девочка качает....

3 - Зайчик хрупает... .

4 - Мама стирает... .

5 - Девочка поливает.... Оценка: 5 верных ответов.

3-й тест. Подбор и активное  употребление глаголов

1 - Что делает зайчик?

2 - Что делает ребенок?

3 - Что делает петух?

4 - Что делает мама?

5 - Что делает папа? Оценка: 5 верных ответов.

4-й тест. Подбор и активное  употребление имен прилагательных

1 - Какое яблоко (по величине, цвету и пр.)?

2 - Какая собака?

3 - Какой слон?

4 - Какие цветы?

5 - Какая зима? Оценка: 5 верных  ответов.

 

5-й тест. Практическое  приложение грамматических (морфологических)  правил изменения слова

1 - Как говорится о маленьком  стуле? А если их много?

2 - Как говорится о маленькой  собаке? А если их много?

3 - Как говорится о маленьком  яблоке? А если их много? Оценка: 2 верных ответа.

6-й тест. Составление предложения  по одному слову

1 - мальчик;

2 - кукла;

3 - мишка. Оценка: 2 верных ответа.

7-й тест. Составление предложения  по трем определенным словам

1 - кукла, девочка, платье;

2 - тетя, плита, кошка;

3 - дядя, грузовик, дрова;  Оценка: 2 верных ответа.

8-й тест. Ассоциативное  дополнение придаточной части  в сложном подчиненном предложении  (раскрытие логического вербального  мышления)

1 - Он вышел, когда... .

2 - Он не пошел на  прогулку, потому что....

3 - Он не вышел во  двор, когда....

4 - Он не взял игрушку,  которая.... Оценка: 3 верных ответа.

9-й тест. Открытие и  исправление грамматических ошибок  посредством пере конструирования предложения (обнаружение чутья к грамматической правильности)

Задача: «Скажу тебе несколько  предложений, но будь осторожен, так  как в них есть ошибки. Можешь их исправить?

1 - Он ушла на реку.

2 - Там увидел маленькую  рыбку.

3 - Потом бросил один  камни.

4 - Из реки выпрыгнула  зеленый лягушка». Оценка: 3 верных  ответа (исправление можно сделать  по любым из двух возможных  способов пере конструирования).

10-й тест. Словесное объяснение  определенного действия и его  последовательности

Задача: 1. Объясни: как из этих кубиков можно сделать домик? 2. Объясни: как играть в прятки или  в игру, которую ты знаешь и любишь?

Оценка: Полное и понятное словесное объяснение одной из задач.               

Обработка и интерпретация  результатов

Оценка речевого развития определяется по формуле

                         КоРР=ВРР х 100/КВ

где       КоРР - коэффициент речевого развития, ВРР - возраст речевого развития, КВ - календарный (хронологический) возраст ребенка. Возраст речевого развития (ВРР) определяется числом успешно решенных ребенком вербальных задач, умноженным на 4. Календарный возраст (КВ) определяется разницей между датой исследования и датой рождения.

Определены следующие  границы распределения КоРР:

КоРР от 1 до 10 - значительно низкое речевое развитие;

КоРР от 11 до 41 - низкое речевое развитие;

КоРР от 42 до 60 - нормальное речевое развитие;

КоРР от 61 до 100 - высокое речевое развитие;

После проведения этого эксперимента  выяснилось, что дети мало владеют  диалогической речью, не умеют поддерживать разговор, рассуждать, аргументировать  своё мнение (см.диаграмму 1).

В экспериментальной группе:

Средний уровень 52%

Высокий уровень 4%

Низкий уровень 35%

Значительно низкий уровень 9%

В контрольной группе

Средний уровень 57%

Высокий уровень 9%

Низкий уровень 31%  Значительно низкий уровень 5%

                           

 

  Формирующий  эксперимент

Для повышения уровня развития диалогической речи в экспериментальной  группе был проведен формирующий  эксперимент.

Мы наметили цикл занятий в которых ставили целью развивать диалогическое общение, умение слушать инициативно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы. Для этого был составлен перспективный план «Наши четвероногие друзья»  Беседа  (см. приложение

Программное содержание. Развивать  у детей диалогическую форму  речи, умение принимать участие в  групповом разговоре (внимательно  слушать, отвечать на вопросы, инициативно  высказываться, реагировать на высказывания партнера).

Занятие проводилось по подгруппам. Во время беседы воспитатель задавала вопросы, дети отвечали, но затруднялись выразить свои мысли. На занятие дети активны, внимательны. Также воспитатель  спрашивала, есть ли у них животные, что они с ними делают, как ухаживают. Стараясь активировать малообщительных  детей.

Обитатели городского парка (Беседа)  (см. приложение

Программное содержание. Принимать  участие в групповом разговоре, слушать партнера, реагировать на его высказывания, самостоятельно рассуждать.

В начале воспитатель выставил картину. Дети заинтересовались ей, активно высказывались (Артем, Даниил). Подходили к картине, трогали её. Затем воспитатель стала задавать вопросы. Дети отвечали, но ответы были не полны Ксюша С. во время занятия вспомнила и рассказала стихотворение о воробье. Педагог обратилась с вопросом о том, как они (дети) заботятся о птицах. В целом занятие прошло хорошо.

«Собака — друг человека»  Беседа (см. приложение

Программное содержание. Учить  детей принимать участие в  групповом разговоре: внимательно  слушать, отвечать на вопросы, поддерживать разговор, инициативно высказываться  на темы из личного опыта, самостоятельно рассуждать.

Во время беседы о собаке в жизни человека, дети приняли  активное участие. На вопрос: «Почему  собаку называют другом человека?»  Равшан ответил: «С ней можно поиграть» Витя добавил: «Она охраняет человека». Дети начали рассуждать, дополнять друг друга. Но многое зависело от воспитателя. Чтобы дети не перебивали друг друга, она давала  отвечающему «волшебную палочку» после ответа ребенок возвращал эту палочку другому ребенку. Так «палочка» помогала слушать товарищей.

«Полетушки» Русская народная игра (см. приложение

Программное содержание. Учить  детей правильно, протяжно произносить  звуки «ш», «ж»; дифференцировать их на слух, выделять в словах и фразах, интонационно. Обратить внимание на многозначность слова «летит» (летит жук, летят лыжи, летят минуты). Учить умению соотносить действие и глагол. Побуждать к сочинению творческих рассказов; домысливать начало и завершение текста потешки.

В этой игре принимали участие  все дети. Им было очень интересно. Отвечали на вопросы воспитателя  правильно. Воспитатель обращаль внимание на речь малоактивных детей. Постепенно дети вовлекались в процесс игры. Некоторые дети плохо произносили звуки «ж», «ш». Детям игра очень понравилась. На следующий день, во второй половине дня в игру играли еще раз.

«Лиса и муравей» (киргизская сказка) (см. приложение

Игра-инсценировка

Программное содержание. Учить детей умению рассказывать и разыгрывать сказку; образовывать близкие по смыслу однокоренные слова (хитрая-прехитрая, хитрющая), подбирать определения (простоватая, нехитрая, глупая), синонимы к слову   (побежала,   помчалась,   понеслась, полетела).

Вначале педагог заинтересовала детей письмом от старика Годовика. Затем она показала сказку. Некоторые  слова, которые встречались в сказке объясняла. Воспитатель попросила детей изобразить эпизод из сказки. Дети охотно изображали. Это очень важно, так как соотнесение слова и выразительного движения организует структуру детских высказываний. При разыгрывании сказки рассказывали интересно, эмоционально. Многие реплики и сказки были пропущены, но взамен них дети придумывали сами.

Ребята и зверята (Беседа) (см. приложение

Программное содержание. Развивать  диалогическое общение, умение слушать, инициативно высказываться, реагировать  на высказывания собеседника, задавать вопросы.

Информация о работе Характеристика становления диалогической речи в дошкольном возрасте