Формы работы с родителями по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2015 в 21:58, реферат

Описание работы

Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учёта интересов и запросов семьи. Именно по этой причине многие дошкольные учреждения сегодня ориентируются на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Регулярные занятия физкультурой и спортом в семье и образовательном учреждении позволяют повышать сопротивляемость детского организма внешним неблагоприятным воздействиям, содействовать оздоровлению ослабленных от рождения детей, а также укреплять внутрисемейные отношения.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....3
1.Формы работы с родителями по физическому воспитанию и развитию дошкольников……………………………………………………………………4
2. Родительское собрание «Физическое воспитание дошкольника»………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

Эффективной работой является фотовыставки «Папа, мама, я – спортивная семья».

Выставки творческих работ раскрывают  потенциал родителей, скрытые и порой даже неосознаваемые ресурсы и возможности для достижения успеха. Самой популярной и любимой формой работы родителей  является изготовление стенгазет, фотоколлажей, совместных рисунков детей и взрослых на темы «Мы любим спорт», «Выходной день моей семьи»,семейный вернисаж «Моя  семья и спорт», «Семья – здоровый образ жизни». Выставки работ родителей, изготовленных вместе с детьми, участие семей в конкурсах на лучшую стенгазету, лучший рисунок, не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах. Через эти нетрадиционные виды деятельности, взаимодействия с семьями воспитанников, идет приобщения их к здоровому образу жизни.

Досуговое направление в работе с родителями - это самый привлекательный, востребованный, полезный, но и самый трудный в организации. Совместные физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.   Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом. Целью таких мероприятий является пропаганда здорового образа жизни. Вовлечение взрослых в такие формы досуга, когда они вместе с детьми бегают, прыгают, соревнуются, полезно всем, а особенно детям - это создает хороший эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения.

Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию. В ходе всех этих мероприятий наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах. Можно сделать традицией проведение физкультурно-музыкальных праздников с родителями: “Мама и я - спортивная семья”, “Папа и я - спортивная семья”, дружеские встречи между родителями разных возрастных групп.

Спортивные мероприятия в детском саду рекомендуется  проводить в течение года по разным видам спорта. Основная их цель – помочь каждому ребенку проявить себя в любимом виде спорта, ощутить себя членом команды, разделить с товарищем ответственность за ее победу, показать свои лучшие качества. А участие в соревнованиях детей и родителей благотворно влияет на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволяет лучше узнать друг друга и побуждает родителя поощрять спортивные интересы ребенка.

Интересная форма работы такая, как проведение  недели спорта. В подготовке недели спорта учувствует  весь педагогический коллектив и родители. Провести в неделю спорта можно:  конкурсы рисунков на тему «Мы любим спорт», совместные с родителями досуги, встречи с  работниками физической культуры Российской Федерации и другие мероприятия.

Данные мероприятия расширяют границы общения взрослого и ребенка, укрепляют связь между поколениями.

  1. раз в квартал в ДОУ можно проводить Дни открытых дверей, на которых родители  присутствуют  на утренней гимнастике и в процессе непосредственно-образовательной деятельности "Физическая культура", знакомятся с формами оздоровительной работы в ДОУ, получают консультацию специалистов, знакомятся с организацией питания, дневного сна, закаливания, прогулок и т.п. Это  дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.  Проведение совместных физкультурных занятий, способствуют гармонизации отношений родителей и детей, сближают их, позволяют  установить эмоционально-тактильный контакт и ощутить радость от совместной двигательной деятельности.

 С целью морального стимулирования наиболее активных родителей по итогам года выпускать стенгазеты в группах, на общем родительском собрании вручать благодарственные письма от администрации МДОУ, выпускать фотогазеты   «Самые спортивные». На сайте ДОУ  открыть  рубрику «Благодарим родителей», где администрация и желающие могут разместить свои пожелания. Одной из основных форм работы с родителями являются родительские собрания.  На которых  родителей воспитанников  знакомят с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Можно  показать видеофильм о закаливающих процедурах с детьми. При проведении групповых родительских собраний педагог не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашает узких специалистов, врачей детской поликлиники. По мере возрастания интереса взрослых к такой информации, более широко используются возможности мультимедийных средств.

 Еще одна форма с родителями - «Круглый стол», можно провести, например, по проблеме психологического здоровья дошкольников. В нем принимают участие психолог, воспитатели групп и другие специалисты. Это позволяет в оживленной, интересной беседе с родителями, обменяться опытом оздоровления детей, общаться и получать исчерпывающие ответы от специалистов, высказывать свое мнение. Участники свободно общаются друг с другом. Такие заседания можно проводить  в каждой из возрастных групп, ставя акценты на задачах программы. Целесообразно использовать такие методы, как постановка дискуссионных вопросов,  сообщения специалистов по проблеме, обмен опытом родителей, ответы на их вопросы специалистов. Здесь  показать  родителям  (в видеозаписи) занятие с детьми, организовать  выставку литературы для родителей по проблеме физического развития детей.

День здоровья – это такая форма работы активного отдыха, когда отменяются все виды занятий, режим дня наполняется разными играми, упражнениями, увеличивается время пребывания детей на свежем воздухе.  Организовать разные виды деятельности, насыщенные как спокойными, так и интенсивными движениями. Это игры и игровые упражнения во время дневной и вечерней прогулок, несложные спортивные соревнования.

Консультации проводятся в плановом порядке и по мере необходимости.

Повысить педагогическую компетентность и стремление родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни помогает такая форма взаимодействия ДОУ и семьи как Родительский клуб.

Это одна из новых форм сотрудничества (которая  апробируется в ДОУ), где знания преподносятся в процессе сотрудничества педагога и родителей, активизируются взаимодействия педагога, родителя и ребёнка.  На этих занятиях родители приобретают и теоретические знания, и осваивают практические умения в области физического воспитания детей.  Гармонизация отношений между детьми и родителями на занятиях в Родительских клубах  достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, выполнения физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики. Родительский клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей. Перед педагогическим коллективом дошкольных учреждений стоит задача распространять среди родителей педагогические знания, повседневно помогать семье правильно воспитывать детей, пропагандировать лучший опыт воспитания.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Родительское собрание.

Тема: «Физическое воспитание дошкольника».

Цель: Раскрыть аспекты организации режима дня дошкольника.

Оборудование:

- плакат «Режим дня дошкольника»;

- карточки с основными  режимными моментами (на доску  в процессе выступлений участников);

- демонстрационное оборудование: кукла, таз с водой, полотенце ( мед. работник – закаливание водой).

Участники: воспитатель, родители, педагог-психолог, мед. работник, инструктор по физической культуре.

Ход собрания

  1. Организационная часть

Воспитатель: Одним из главных условий формирования личности ребёнка является обеспечение его нормального физического развития. Что и как нужно делать для того , чтобы укрепить и сохранить здоровье ребёнка, развить его выносливость и силы, физические способности, повысить сопротивляемость организма к болезням? Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно понимать, что для обеспечения нормального физического развития необходимо соблюдать прежде всего гигиенический режим. На сегодняшнем родительском собрании мы рассмотрим некоторые аспекты организации режима дня ребёнка дошкольного возраста.

    1. Основная часть.
    1. Что такое рационально организованный режим дня?

     Воспитатель: Режим дня- это рациональное , в соответствии с возрастными особенностями детей, распределение времени для сна, еды, различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Основное требование режима- точность во времени и правильное чередование режимных процессов, смена одних видов деятельности другими. В дошкольном возрасте у ребёнка в коре головного мозга легко образуются различные временные связи. Это условные рефлексы, которые со временем закрепляются и часто остаются на всю жизнь в виде установочных навыков и привычек. Систематическое чередование различных видов деятельности создаёт необходимый режим отдыха, умственной и двигательной нагрузки. Организация и повседневное выполнение режима жизни ребёнка способствует не только укреплению здоровья и нормальному физическому развитию, но и воспитанию таких необходимых качеств, как организованность и дисциплинированность. Остановимся на основных режимных моментах.

    1. Двигательная активность ребёнка.

Инструктор по физической культуре. Движение – главное условие нормального роста и развития организма. Ребёнок дошкольного возраста должен уметь разнообразно двигаться, иметь возможность развивать силу, ловкость, выносливость. Занятия физической культурой в семье должны стать в семье традицией, лишь тогда они принесут пользу. Совместные с родителями игры, спортивные развлечения, прогулки и экскурсии на свежем воздухе укрепляют здоровье детей, развивают физические способности. Основные двигательные навыки, которые необходимо развивать у дошкольника,- ходьба, бег, лазанье, метание. Поэтому во время прогулок необходимо дать ребёнку реализовать свою потребность в движении.

Утренняя гимнастика обязательна в те дни, когда ребёнок не пошёл в детский сад. Комплексы располагаются в родительских уголках детского сада. Во многих семьях занятия физической культурой, подвижные игры, утренняя гимнастика проводятся совместно с родителями. И это правильно! Данный вид деятельности повышает авторитет взрослых, желание подражать им, способствует складыванию дружных, доброжелательных взаимоотношений, воспитывают любовь к физической культуре, создают бодрую, дружную обстановку в семье.

-Как вы организовываете  двигательную активность ребёнка? (обсуждение)

Мастер – класс инструктора по физической культуре: «Комплекс утренней гимнастики без предметов»

1.И.п. – руки на поясе. Круговые движения головой.(1-4)

2.И.п. - основная стойка, руки вдоль туловища. 1 – шаг вправо, руки в стороны; 2 – руки вверх; 3 – руки в стороны; 4 – и.п. То же влево (6 – 8 раз).

3. И.п.- стойка ноги врозь, руки на поясе. 1 – поворот вправо (влево), отвести  правую (левую) руку вправо  ( влево); 2 – вернуться в и.п. (6 раз).

4. И.п.- стойка ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 – руки в стороны; 2 – наклониться вперёд, коснуться пальцами рук  носка правой ноги; 3 – выпрямиться, руки в стороны; 4 – и.п. То же, но коснуться носка левой ноги  (по 6 раз).

5. «Гномики – великаны». «Гномики»-присесть, «великаны»- встать на носки, потянуться.

6.Прыжки и ходьба на месте.

Инструктор предлагает памятку для родителей: «Как сделать зарядку любимой привычкой ребёнка»

Памятка. В настоящее время большинство детей дошкольного возраста испытывают дефицит двигательной активности. Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребёнка необходимой привычкой нужно соблюдать следующие условия.

- приучать ребёнка к гимнастике с 2-3 лет;

- ежедневно выполнять  зарядку, используя разнообразные  комплексы с предметами и без;

- позаботиться о наличии  элементарного спортивного инвентаря  дома;

- использовать весёлую  ритмичную музыку;

- выполнять упражнение  вместе с ребёнком;

- включать в комплекс  не более 10 упражнений;

- не забывать хвалить  ребёнка.

 

    1. Организация сна ребёнка.

Педагог - психолог. Огромное значение в физическом воспитании детей играет правильно организованный сон, который, вследствие быстрой истощаемости нервной системы ребёнка, приобретает  особую значимость в период дошкольного детства. Потребность ребёнка во сне значительно большая чем у взрослого. Продолжительность сна ребёнка первых трёх лет -11-14 часов в сутки. Для детей 4-7 лет достаточно 11-12 часов.

Но важно не только количество часов, проведённых ребёнком в постели. Важно соблюдение определённых правил и создание благоприятных гигиенических условий.

Информация о работе Формы работы с родителями по физическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста