Формы патриотического воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 16:26, контрольная работа

Описание работы

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.
Бернард Шоу
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Содержание работы

1. Введение
2. Научные основы патриотического воспитания младших школьников
3. Формы патриотического воспитания
4. Заключение
5. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа. Формы патриотического воспитания. Миасс. Юрищева Светлана Васильевна.doc

— 53.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждения

Высшего профессионального  образования 

«Челябинский государственный  педагогический университет»

(ФГ БОУ ВБО «ЧГПУ») филиал в г. Миасс

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: «Методика  воспитательной работы»

на тему: «Формы патриотического  воспитания»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст-ка гр. 307/5

ПрО «Э и У»

Юрищева С.В.

Проверил: к.п.н, доцент

Гревцева Г.Я.

 

 

 

 

Миасс, 2012 

Содержание

        1. Введение
        2. Научные основы патриотического воспитания младших школьников
        3. Формы патриотического воспитания
        4. Заключение
        5. Список используемой литературы

1. Введение

 

Патриотизм  – это когда вы считаете, что  эта страна лучше всех остальных  оттого, что вы здесь родились.

Бернард Шоу

Патриотическое  воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное  и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм  – одна из важнейших черт всесторонне  развитой личности. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и  достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в конце прошлого века школьное патриотическое воспитание практически сошло, как  говорится, «на нет». Этому за последние  годы способствовало немало факторов: усиленное насаждение СМИ мнения об ошибочном пути развития России, отсутствие общей государственной, так сказать, базовой идеологии. Кроме того, воспитание патриотизма затруднено отсутствием методической литературы, в которых педагоги могли бы найти рекомендации и советы по этой проблеме.

Смысл их заключается в  объяснении реальных понятий добра  и зла, обращении сознания школьников к высоким идеалам отечественной  истории и создании у них тем  самым самостоятельных представлений  о достойном общемировом значении и самоценности России. Если учитель в повседневной работе начнет регулярно обращаться к материалам сборника, то их использование позволит вырастить поколение людей убежденных, благородных, готовых к подвигу, тех, которых принято называть коротким и емким словом «патриот».

Тема контрольной  работы является актуальной, потому что  по мере взросления у школьников, как  отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок  героизма» , требующий реализации, но, как ни обидно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут найти свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, поток которых год от года растет.

 

2. Научные  основы патриотического воспитания  младших школьников

 

В условиях многонациональности  российского государства в системе  образования важное значение приобретают  вопросы воспитания у подрастающего  поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства  любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.

Политическая  дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовно-нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп россиян, молодежи в первую очередь. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования - важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.

Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное  воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях.

Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, существенно обострили национальный вопрос. Как следствие, патриотизм порой  перерождается в национализм, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма.

Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [1, с 31].

Патриотизм  предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Исторический  источник патриотизма – веками и  тысячелетиями закреплённое существование  обособленных государств, формировавшие  привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования  наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам  патриотические чувства, а некоторым  событиям патриотическую окраску, оценивающее  лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику. Соответствующая статья в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона содержит слова о патриотизме, как нравственной добродетели. Пример опросов общественного мнения показывает, что большинство опрошенных поддерживает патриотические лозунги.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите [2, с 17].

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне  патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся  в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм  проявляется в поступках и  в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через  целый ряд этапов на пути к своей  зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Патриотизм  всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма  является определяющей, именно она  способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.

Патриотизм  является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в  качестве важного внутреннего мобилизующего  ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме  гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм  – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества [3, с 6].

Патриотизм  – это сознательно и добровольно  принимаемая позиция граждан, в  которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества [4, c 18]. Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Патриотизм является одной  из наиболее ярких черт российского  национального характера. Российскому  патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая  направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Недооценка  патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к  ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Как один из видов  многоплановой, масштабной и постоянно  осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.

Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:

1. Формирование  у детей системы знаний о  своей Родине, которая может быть  представлена следующим образом:  природоведческие и географические  сведения (географические особенности  родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у младших  школьников интереса к окружающему  миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

Предполагает активизацию  эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

3. Включение детей в  практическую деятельность по  применению полученных знаний. Предполагает  формирование у младших школьников  определенных навыков и умений: умение отразить накопленные  знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- «позитивный  центризм» (отбор знаний, наиболее  актуальных для ребёнка данного  возраста);

- непрерывность и преемственность  педагогического процесса;

- дифференцированный подход  к каждому ребёнку, максимальный  учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание  разных видов деятельности, адекватный  возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер  обучения, основанный на детской  активности.

Рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения  между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему.

В воспитании патриотических чувств могут использоваться следующие группы символов:

- словесные  (девиз, название, имя);

- предметные (знамя, форма,  нагрудный знак);

- действенные (ритуалы);

- музыкальные (мелодии,  сигналы);

- изобразительные (рисунки).

 

3. Формы патриотического воспитания

 

Патриотическое  воспитание младших школьников является одной из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Информация о работе Формы патриотического воспитания