Формы организации процесса обучения в дошкольном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 00:13, контрольная работа

Описание работы

Методам обучения, от которых зависит немалый успех работы учителя и школы в целом, посвящен не один десяток фундаментальных исследований, как в теории педагогики, так и в частных методиках преподавания отдельных учебных предметов. И, несмотря на это проблема методов обучения как в теории обучения, так и реальной педагогической практике остается весьма актуальной и время от времени порождает на страницах педагогической печати острые дискуссии.

Содержание работы

Теоретическое обоснование темы………………………………………...3
1.Сущность понятий «метод обучения», «прием обучения»……………3
2.Классификация методов воспитания дошкольников…………………..5
3.Формы организации процесса обучения в дошкольном
учреждении……………………………………………………………………….9
Практико-ориентированные задания…………………………………….11
1.Сетка разных форм организации учебно-познавательной
деятельности дошкольников на месяц……………………………………...…11
2.Конспект комплексного занятия с использованием различных форм, методов и приемов для детей старшего дошкольного возраста……………..13
Список использованных источников……………………………………17

Файлы: 1 файл

doshkolnaya_pedagogika_27.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

Форма организации обучения - это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме. Формы отличаются по количественному составу участников, характеру взаимодействия между ними, способам деятельности, месту проведения и т. д. В детском саду используются фронтальные, групповые и,.индивидуальные формы организованного обучения.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Они организуются и проводятся педагогом в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду''. Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы.

Занятия организуются по всем направлениям воспитательно-обраэоватедьнрй работы с детьми: по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре [2, c. 91].

В занятии можно выделить три основные части.

Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.

Вторая часть-- самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.

Третья, часть - анализ выполнения задания и его оценка.

В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в детском саду, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей [2, c. 92].

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения - наблюдение с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время прогулок, а также в уголке природы.

 

В повседневном пед. процессе используется Групповая форма обучения (небольшое количество детей). При этом часто используется дидактическая или автодидактическал игра (для закрепления и уточнения знаний, для отработки умственных навыков и умений). Применяются также индивидуальные формы обучения - разнообразные упражнения, беседы и другие [2, c. 93].

На современном этапе подход к обучению детей на занятиях несколько изменился, формирование знаний, умений и навыков чаще выступает не как самоцель, а как средство развития ребенка. Появились такие Нетрадиционные формы занятий как КВН, "Блиц-игра", занятия с использованием социально-игровых методов обучения (когда дети учат друг друга), "Клуб знатоков", "Что? Где? Когда?", занятия в Центрах активности. Такая форма обучения предполагает более индивидуальный подход к детям, и дает ребенку возможность выбора. Структура занятия - дети приглашается в центр круга (на ковре в центре группы дети садятся в кружок), где происходит ознакомление с новым материалом, либо систематизируется уже известный. После чего детям предлагаются задания на закрепление знаний в таких центрах, как центр искусства - изо; центр манипулятивных материалов - сенсорика; центр грамотности – дид. игры, математика, развитие речи, худ. лит-ра; центр воды и песка - игры с водой и песком, экспериментирование; центр конструирования - строительные игры; центр драматизации. Детям предлагается на выбор 2-3 центра, куда бы они хотели пойти. Данная форма занятия предусматривает наличие ассистента (помощник воспитателя, родители) который бы мог осуществлять обучение детей в одном из центров, в качестве ассистента может выступать. Такая форма проведения занятий позволяет более индивидуально подходить к вопросу обучения детей, развивает детское творчество, самостоятельность, умение делать выбор. Эти занятия также приобщают родителей к проблемам детского сада. Даст возможность родителям сравнивать уровень развития своих детей с их сверстниками [2, c. 94].

 

 

 

 

 

 

 

Практико-ориентированные задания

1.Сетка разных  форм организации учебно-познавательной  деятельности дошкольников на месяц

 

 

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

понедельник

Приобщение к белорусской

национальной культуре:

Знакомство со сказками.

Приобщение к белорусской

национальной культуре:

Заучивание загадок, пословиц,

поговорок.

Приобщение к белорусской

национальной культуре:

Знакомство с народными

промыслами.

Приобщение к белорусской

национальной культуре:

Чтение и заучивание потешек,

песенок.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

    вторник

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Наблюдение за животными.

Наблюдение за птицами.

Наблюдение за насекомыми.

Наблюдение за неживой

природой.

Знакомство с творчеством

художников.

Знакомство с творчеством

художников.

Знакомство с творчеством

композиторов.

Знакомство с творчеством

композиторов.

        среда

ПДД (чтение).

ПДД (игры).

ПДД (беседа).

ПДД (наблюдение).

Экскурсия.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

Игры с математическим

содержанием.

Количество, счет.

Игры с математическим

содержанием.

Форма, величина.

Игры с математическим

содержанием.

Время.

Игры с математическим

содержанием.

Ориентировка в пространстве.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

  четверг

Литературный час.

(авторская проза)

Литературный час.

(мировое народное творчество)

Литературный час.

(поэтические произведения)

Литературный час.

(заучивание)

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

 

пятница

ППБ (беседа)

ППБ (чтение)

ППБ (игра).

ППБ (чтение).

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Игры на развитие памяти,

внимания.

Игры на развитие памяти,

внимания.

Игры на развитие речи,

мышления.

Игры на развитие речи,

мышления.

Наблюдение за неживой природой.

Наблюдение за неживой природой.

Наблюдение за неживой природой.

Наблюдение за неживой природой.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Конспект комплексного  занятия с использованием различных 

форм, методов и приемов для детей старшего

дошкольного возраста

 

Использование на занятиях с дошкольниками методов и приемов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) и РТВ (развития творческого воображения) позволяет: активизировать познавательные и исследовательские способности; научить детей самостоятельно "добывать" знания; развивать творческие способности дошкольников.

Цель:

закрепить, систематизировать знания детей о птицах: кого называют птицей, какие они бывают, чем питаются, где живут, как размножаются;

развивать творческие способности;

воспитывать интерес к природе, доброжелательное отношение к сверстникам.

Оборудование: кукла Незнайка, игрушка Цыпленок, гнездышко, иллюстрации птиц, запись голосов птиц.

Предшествующая работа: знакомство с зимующими птицами, перелетными, домашними, отгадывание и заучивание загадок, стихотворений, пение песен, слушание в грамзаписи голосов птиц, рассматривание чучел птиц, иллюстраций, рисование птиц, лепка.

Методические приемы: приход Незнайки, игры по ТРИЗ и РТВ: “Волшебная лесенка”, “Маленькие человечки”, “Хорошо-плохо”, “Наоборот”, “Теремок”, “Фантастическая птица”, вживание в образ.

Ход занятия

Приходит в гости кукла Незнайка (озвучивает воспитатель):

– Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться!

– Знаете, почему меня так зовут?

– Да, я еще много не знаю, поэтому спешил к вам на занятие. Я шел через лес, а там такие песни слышал красивые, что решил и вам их принести. Хотите послушать? (Запись птичьих голосов.) О чем эти песни? (эмпатия)

– Кто их поет?

– Я знаю кто такие птицы: это заяц, лиса, волк, медведь…Нет? (Провокация.) А кого я назвал?

– Как узнать: кто птица? Что у нее есть? (Подсистема.)

Воспитатель (В). – Незнайка, ребята помогут тебе разобраться, кто такие птицы. Они знают, что птицы бывают дикими и …домашними. Почему их называют “дикими”?

– А почему “домашними”?

– Запомнил, Незнайка? А еще, ребята знают, что дикие птицы бывают какими?

– Назовите зимующих птиц Незнайке, чтобы он их запомнил.

Незнайка (Н). – Я вот только не понял, почему их так называют?

В. – Ребята тебе, Незнайка, и стихотворение про зимующую птицу расскажут.

Физкультминутка.

Скачет, скачет воробей

 Кличет маленьких детей

 Киньте крошек воробью

 Я вам песенку спою

 Чик-чирик, чик-чирик.

Н. – Расскажите мне про какую-нибудь птичку.

В. – Мы знаем игру, Незнайка, которая все-все расскажет тебе. Ребята, что это за игра?

( “Волшебная лесенка”. Дети заполняют экраны системного оператора.)

О какой птичке мы расскажем Незнайке?

Н. – Ну теперь я все про зимующих птиц знаю. А кто такие “перелетные птицы”?

Так это я их песни слышал в лесу. А вы их названия знаете?

В. – Мы и стихотворенье про одну птичку расскажем

Физкультминутка.

С юга скворушки летят

 В новом доме жить  хотят

 За работу, нам пора

 Строить скворушкам  дома.

Н. – А что такое скворечник?

В. – Мы тебе сейчас модель скворечника построим и тебе все будет понятно.

(“Маленькие человечки”. Ребенок, назвав часть скворечника, определяет, какие человечки в ней живут и выходит строить модель, став этим человечком.)

Незнайка, это мы тебе рассказали про диких птиц, а теперь попробуй, угадай названия домашних из загадок.

Дети загадывают загадки.

Желтые клубочки

 Ходят возле квочки.

 Шипит, гогочет,

 Щипнуть меня хочет,

 Я иду – не боюсь,

 Кто же это?

 Живет во дворе,

 Встает на заре,

 На голове гребешок,

 Кто же это?

Н. – Вот теперь я про всех птиц знаю. Как бы я хотел быть тоже птицей! А вы хотите ребята? А ваши гости? Ребята, ведь это так здорово уметь летать! Что в этом хорошего? А что в этом плохого, кому не нравится летать, почему?

Птицы все в перышках ходят. Что в этом хорошего? А что плохого?

У них вместо рук крылья, что в этом хорошего? Что плохого?

(“Хорошо-плохо”.)

В. – Незнайка, мы с ребятами знаем песню, где мальчик хотел, чтобы у него вместо волос на голове росли не перышки, а цветочки. Хочешь, мы тебе ее споем?

(Песня “Кудряшки”.)

Н. – Ребята, а вы можете придумать совсем новую птицу, какой в жизни нет?

В. – Давайте придумаем новую домашнюю птицу.

(“Фантастическая птица”  – морфологический ящик. “Собираем”  новую птицу из частей разных  домашних птиц.)

В. – Ребята, давайте пригласим Незнайку на птичий двор, покажем, как там живут настоящие домашние птицы.

(Вживание в образ.) Утро. Купание. Вечер.

Н. – Посмотрите, кого я встретил на вашем птичьем дворе. Кто это?  (Показывает цыпленка.) Почему он плачет?

Чем мы можем ему помочь?

В. – Давайте поиграем с ним в игру “Теремок”? В теремке с цыпленком будет жить та птица, которая назовет, что между его жильцами общего.

Посмотрите, как обрадовался цыпленок, ему даже петь захотелось.

А еще он хочет угостить всех своим любимым лакомством. Что он любит? (Угощает детей зернами семечек.)

– Незнайка, понравилось тебе на нашем занятии? А вам ребята? У нас на веранде живут самые настоящие птицы, тебе ребята их сейчас покажут и все о них расскажут.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика  / Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2007. – 208 с.
  2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - 2-е изд., испр. и доп.  – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
  3. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980. - 288 с.
  4. Крившенко Л. П. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 2004. – 608 с.

 

 


Информация о работе Формы организации процесса обучения в дошкольном учреждении