Формы обучения в высшей школе и их организационно–методические особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2015 в 10:46, реферат

Описание работы

Законодательные основы высшего образования Украины. Очная форма обучения. Одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является оптимизация самостоятельной работы студентов.

Файлы: 1 файл

педагог.docx

— 35.08 Кб (Скачать файл)

ГВУЗ «Приазовский государственный технический университет»

Кафедра социологии и социальной работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Педагогика высшей школы»

На тему: «Формы обучения в высшей школе и их организационно – методические особенности»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. ПС-10-М

Бошко Екатерина

Проверил:

Харабет В.В.

 

 

 

 

 

 

г. Мариуполь, 2015

 

Содержание:

  1. Законодательные основы высшего образования в Украине (Закон Украины о высшем образовании).
  2. Формы обучения в высшей школе и их организационно – методические особенности.
  3. Список использованной литературы

 

 

Законодательные основы высшего образования Украины

(Закон Украины  о высшем образовании)

Законодательство Украины о высшем образовании базируется на Конституции Украины и состоит из законов Украины "Об образовании", "О научной и научно-технической деятельности", настоящего Закона и других нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с ним.

Государственная политика в области высшего образования основывается на принципах:

- доступности и конкурсности получения высшего образования каждым гражданином Украины;

-независимости получения  высшего образования от влияния  политических партий, общественных  и религиозных организаций;

-интеграции системы высшего  образования Украины в мировую  систему высшего образования  при сохранении и развитии  достижений и традиций украинской  высшей школы;

- преемственности процесса  получения высшего образования;

-государственной поддержки  подготовки специалистов для  приоритетных направлений фундаментальных  и прикладных научных исследований;

- гласности при формировании  структуры и объемов образовательной  и профессиональной подготовки  специалистов.

В структуру высшего образования входят образовательные и образовательно-квалификационные уровни: 

  1. образовательные уровни: неполное высшее образование; высшее образование; высшее образование; 
  2. образовательно - квалификационные уровни: младший специалист;  бакалавр специалист,магистр.

Государство устанавливает систему стандартов высшего образования.

Систему стандартов высшего образования составляют государственный стандарт высшего образования, отраслевые стандарты высшего образования и стандарты высшего образования высших учебных заведений.

Стандарты высшего образования служат основой оценки качества высшего образования и профессиональной подготовки, а также качества образовательной деятельности высших учебных заведений независимо от их типов, уровней аккредитации и форм обучения.

Государственный стандарт высшего образования содержит составляющие: перечень квалификаций по соответствующим образовательно-квалификационным уровням; перечень направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням; требования к образовательным уровням высшего образования; требования к образовательно-квалификационным уровням высшего образования.

Отраслевые стандарты высшего образования содержат составляющие: образовательно-квалификационные характеристики выпускников высших учебных заведений; образовательно-профессиональные программы подготовки; средства диагностики качества высшего образования.

Стандарты высшего образования высших учебных заведений содержат составляющие: перечень специализаций по специальностям; вариативные части образовательно-квалификационных характеристик выпускников высших учебных заведений; вариативные части образовательно-профессиональных программ подготовки; вариативные части средств диагностики качества высшего образования; учебные планы; программы учебных дисциплин.

Система высшего образования составляют: высшие учебные заведения всех форм собственности; другие юридические лица, предоставляющие образовательные услуги в области высшего образования; органы, осуществляющие управление в сфере высшего образования.

Высшее учебное заведение является юридическим лицом, имеет отделенное имущество, может от своего имени получать имущественные и личные неимущественные права и иметь обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Высшее учебное заведение в соответствии с законом может выступать учредителем (соучредителем) других юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность согласно направлениям учебно-научно-производственной деятельности высшего учебного заведения.

Аккредитованные высшие учебные заведения в установленном порядке могут создавать учебные и учебно-научно-производственные комплексы, которые являются добровольными объединениями. Все участники комплекса сохраняют статус юридических лиц.

В высших учебных заведениях государственной и коммунальной форм собственности количество студентов, принятых на первый курс на обучение по государственному заказу, должно составлять не менее чем 51 процент от общего количества студентов, принятых на обучение на первый курс.

Основной целью деятельности высшего учебного заведения является обеспечение условий, необходимых для получения лицом высшего образования, подготовка специалистов для потребностей Украины.

Устанавливаются следующие уровни аккредитации высших учебных заведений: 

- высшее учебное заведение  первого уровня аккредитации - высшее  учебное заведение, в котором  осуществляется подготовка специалистов  по специальностям образовательно-квалификационного  уровня младшего специалиста; 

- высшее учебное заведение  второго уровня аккредитации - высшее  учебное заведение, в котором  осуществляется подготовка специалистов  по специальностям образовательно-квалификационного  уровня младшего специалиста  и по направлениям подготовки  образовательно-квалификационного  уровня бакалавра; 

- высшее учебное заведение  третьего уровня аккредитации - высшее  учебное заведение, в котором  осуществляется подготовка специалистов  по направлениям образовательно-квалификационного  уровня бакалавра, специальностям  образовательно-квалификационного  уровня специалиста, а также по  отдельным специальностям образовательно-квалификационного  уровня магистра; 

- высшее учебное заведение  четвертого уровня аккредитации - высшее учебное заведение, в  котором осуществляется подготовка  специалистов по направлениям  образовательно-квалификационного  уровня бакалавра, специальностям  образовательно-квалификационных уровней  специалиста, магистра.

Высшее учебное заведение действует на основании собственного устава.

Управление высшим учебным заведением осуществляется на основе принципов: автономии и самоуправления; размежевания прав, полномочий и ответственности собственника (собственников), органов управления высшим образованием, руководства высшего учебного заведения и его структурных подразделений; объединения коллегиальных и единоначальных основ; независимости от политических партий, общественных и религиозных организаций.

Образовательная деятельность на территории Украины осуществляется высшими учебными заведениями на основании лицензий, которые выдаются в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Высшие учебные заведения, имеющие лицензии, вносятся специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти в области образования и науки в Государственный реестр высших учебных заведений.

 

 

Формы обучения в высшей школе и их организационно – методические особенности.

В процессе организации обучения в высшей школе можно выделить следующие формы.

Очная форма обучения (иногда ее называют дневной, но такое привязывание обучения ко времени суток становится все менее оправданным). Обучение осуществляется, как правило, с отрывом от производства и основным акцентом на аудиторные занятия в условиях непосредственного контакта учащихся с преподавателями и между собой. Преимущества такого обучения заключаются в максимальном объеме "обучающе-воспитывающих" взаимодействий всех участников образовательного процесса, в возможности использовать все виды педагогического контроля, в широкой представленности групповых методов обучения и, наконец, в возможности дать максимальный объем содержательного материала.

Заочная форма обучения - прямая противоположность очной форме - объем непосредственных контактов учащихся и преподавателей резко снижен (доминируют самостоятельные формы работы), присутствует в основном рубежный и выпускной контроль, объем изучаемого материала неизбежно редуцирован. Специфика заочного обучения в том, что для некоторых видов образования (например, медицинского) она практически неприменима.

Очно-заочная (вечерняя) форма - по всем параметрам занимает промежуточное положение между очной и заочной формами.

Экстернат - полностью самостоятельная подготовка с присутствием только выпускного контроля.

К этому перечню можно добавить "дистанционное обучение" (диалог между преподавателем и студентом осуществляется через электронную почту или Интернет), а также документальное обучение (по переписке) [141].

К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят:

  • лекции,

  • семинары, просеминары, спецсеминары,

  • коллоквиумы,

  • лабораторные работы,

  • практические занятия,

  • самостоятельную работу,

  • научно-исследовательскую работу студентов,

  • производственную,

  • педагогическую;

  •  преддипломную практики и др.

Лекция. Слово "лекция" происходит от латинского "lection" - чтение. Лекция появилась в Древней Греции, получила свое дальнейшее развитие в Древнем Риме и в средние века. Вузовская лекция - главное звено дидактического цикла обучения. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

В учебном процессе складывается ряд ситуаций, когда лекционная форма обучения не может быть заменена никакой другой

 

Лекция выполняет следующие функции:

  • информационную (излагает необходимые сведения),

  • стимулирующую (пробуждает интерес к теме),

  • воспитывающую,

  • развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление).

  • ориентирующую (в проблеме, в литературе),

  • разъясняющую (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки),

  • убеждающую (с акцентом на системе доказательств).

Незаменима лекция и в функции систематизации и структурирования всего массива знаний по данной дисциплине.

Можно выделить следующие виды лекций.

1. По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.

2. По научному уровню: академические и популярные.

3. По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).

4. По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции

Семинары. Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к практическим занятиям не может ограничиться слушанием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу студентов в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме. Для проверки степени готовности к семинарским занятиям издавна практиковались просеминары, которые в современной высшей школе встречаются, к сожалению, все реже.

Информация о работе Формы обучения в высшей школе и их организационно–методические особенности