Формирование устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2014 в 13:08, дипломная работа

Описание работы

Состояние современного русского языка (расшатывание традиционных литературных норм, стилистическое снижение устной и письменной речи, вульгаризация бытовой сферы общения и тому подобные явления) давно вызывает беспокойство как специалистов-филологов, так и представителей других наук и всех тех, чья профессиональная деятельность связана с речевым общением. Снижение уровня речевой культуры представителей разных слоёв современного общества настолько очевидно и масштабно, что назрела необходимость совершенствования непрерывной языковой подготовки на всех ступенях образования, от начального до высшего.

Файлы: 1 файл

ВКР.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

1. Маленькое дело лучше  большого безделья. 2. Ранняя птичка  носик прочищает, а поздняя  – глаза продирает. 3. Корень учения  горек, да плод его сладок. 4. Новых друзей наживай, а старых  не теряй. 5. Не отведав горького, не узнаешь и сладкого.

32) Объясните, в чём  заключаются ошибки в употреблении  глаголов. Исправьте их.

1. По голубому небу  ходят белые облака. 2. На другой  день нам сказали результаты  игры. 3. Отец не щадил ничего  для своего сына. 4. Я легла на  кровать и не увидала, как заснула. 5. Поженилась Марья с молодцом, стали они мужем и женой. 6. Учёному построили памятник в городе.

33) Составьте предложения  с однокоренными глаголами. Следите  за правильным употреблением  данных слов.

Крепить (что?), закрепить (что? чем?), прикрепить (что? к чему?), укрепить (что? чем?).

34) Прочитайте словосочетания. В книжной или разговорной  речи они чаще употребляются?  Замените их подходящими по  смыслу глаголами.

Отдать приказ, принять  решение, сделать попытку, допустить  ошибку, приводить в смущение, проявить интерес, нанести обиду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Конспект занятия  в 6 классе по теме «Употребление местоимений»

Цель  урока:

- определить роль местоимений как средства связи частей текста;

- повторить разряды местоимений, правописание отрицательных и неопределенных местоимений, правописание местоимений с предлогами;

- сформировать навык осмысленного использования местоимений в речи;

Оборудование:

- таблица «Разряды местоимений»;

- раздаточный материал: карточки с отпечатанным текстом по исправлению речевых ошибок в использовании местоимений;

Этапы урока

++/-

                             

                               Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Сообщение ученика об употреблении местоимений в речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Работа с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Работа со стихотворением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Работа с карточками

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI. Выборочный диктант.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. «Школа вежливости».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VIII. Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

XI. Домашнее задание.

 

Сегодня на уроке  мы поговорим об употреблении местоимений  в нашей речи. Какую роль играют местоимения? Часто ли мы их используем? Какие местоимения чаще других употребляются? На эти вопросы мы без труда сможем ответить, если прочитаем книгу «Занимательно о русском языке» Авторы этого пособия – В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э. Розенталь. (Сообщение по этой книге о местоимении может подготовить заранее один из учеников. Возможен другой вариант, что сообщение готовит ученик по данному учителем тексту).

«Мир местоимений широк и многообразен. Без местоимений нет языков. В своей речи мы постоянно ими пользуемся, поэтому не случайно, что по частоте употребления местоимения занимают 3-е место (после существительных и глаголов). Однако частота местоимений резко отличается от частоты других частей речи, в данном случае существительных и глаголов. Это отличие обусловлено тем, что существительных среди 9 тысяч самых частотных слов насчитываются около 4 тысяч, глаголов – около 2,5 тысяч, а местоимений – всего 69. Отсюда ясно, что при малом количестве, но высокой частоте употребления местоимения должны постоянно повторяться в нашей речи, как в устной, так и в письменной. В общем частотном списке на первые 30 слов приходится 14 местоимений: я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, все, свой, который.»

Местоимения создают  нам речевое удобство, так как  экономят время и пространство.

Задание. Заменить повторяющееся существительное  подходящими по смыслу местоимениями. Определить разряд вставленных местоимений.

В доме у нас  жил ёжик, ёжик (он) был ручной. Когда ёжика (его) гладили, ёжик(он) прижимал к спине колючки и делался совсем мягким. За это мы ёжика (его) прозвали Пушком. (Г. Скребицкий).

Какое слово повторяется чаще других? Какой части речи оно? Как избежать повтора этого слова?

Итак на этом примере мы доказали, что местоимения  необходимы в нашей речи. Но иногда наблюдается и неоправданное  использование местоимений. Чтобы  убедиться в этом, послушаем песенку Винни – Пуха, сочиненную известным детским поэтом Б. Заходером.

(Стихотворение читает один из учеников наизусть).

На днях, не знаю сам зачем, 
Зашел я в незнакомый дом, 
Мне захотелось Кое с Кем 
Потолковать о том о сем.

Я рассказал им, что, когда 
И почему и отчего, 
Сказал, откуда и куда, 
И как, и где, и для чего;

Что было раньше, что потом,  
И кто кого, и что к чему; 
И что подумали о том, 
И если нет, то почему.

Когда мне не хватало слов, 
Я добавлял то «ах», то «эх», 
И «так сказать», и «будь здоров», 
И «ну и ну», и «просто смех!»

Когда ж закончил я рассказ,  
То Кое-Кто спросил: «И все?» 
Ты, говорил тут целый час, 
А рассказал ни то ни се!

Что вы поняли из этой песенки?

В чем ошибка Винни-Пуха, который так подробно, так эмоционально рассказал о  своих похождениях, но остался непонятым?

Что же забыл (или  не знал) Винни-Пух ?

Вывод: Местоимения  только указывают на лица, предметы, события, качества, а конкретный смысл  становится ясным или из ситуации, или предшествующего контекста.

Задание: Найдите местоимение, которое часто используется в просторечии и отсутствует в речи правильной, литературной. Исправьте ошибки.

1. Ихний дом находился  на берегу водоёма. 2. Мальчики  встретили ихнего друга. 3. Мой  знакомый был возмущён ихними  действиями. 4. Ихние домашние животные были здоровы и сыты.

Задание: Исправить  ошибки в предложениях.

1. Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру.

          2. А.П.Чехов, он родился в Таганроге.

     3. Когда у ей получился фокус, Каштанка звонко залаяла.

     4. Гусь среди их был самый старый и степенный.

     5. Мой любимый уголок у стола всегда возле окна, за которым я делаю уроки.

     6.Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.

     7. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.

Задание: Из стихотворения  Ю. Коваля «На яхте» выписать неопределенные местоимения, обозначить изученную орфограмму.

Однажды куда-то на яхте 
Откуда-то  
Кто-то поплыл,  
Летали какие-то чайки, 
О чём-то кричали ему.

Какой-то дельфин остроносый 
В зеленые волны нырял. 
И ветер, почти незаметный, 
Чуть-чуть паруса надувал.

Наверно, какие-то люди 
Глядели уплывшему вслед, 
И кто-то, наверное, думал: 

 «Скорей возвращайся назад.»

И мне бы хотелось на яхте 
В открытое море уйти, 
Послушать, о чем кричат чайки, 
Дельфина увидеть в волнах.

А вечером после  заката 
На берег вернуться, домой. 
Но пусть меня кто-нибудь встретит, 
Но пусть меня кто-нибудь ждет.

А теперь поговорим  о местоимениях – «ты» и вежливое «Вы».

Какое местоимение  вы употребите, обращаясь к другу, однокласснику, ровеснику? А какое в разговоре с пожилым человеком, учителем?

В чем разница  при написании местоимений «вы» (речь идет о группе людей) и «Вы» (при обращении к одному человеку)?

Задание: Объясните, почему в одних предложениях пишется Вы, а в других – вы.

1. Вы идёте со мной  на концерт? 2. Лена, Вы хорошая,  и я вас ценю. 3. Давно ли, ребята, вы путешествуете по стране? 4. Мы благодарны, вам, друзья, за  то, что вы пришли к нам вовремя,  без опоздания. 5. Конечно, Вы, Ирина  Семёновна, очень добра ко мне.

Об употреблении местоимений «ты» и вежливого «Вы» с точки зрения норм культуры речи может рассказать заранее подготовленный ученик, используя дополнительную литературу.

Учитель может  дополнить сообщение учащегося, рассказав о том, к каким трагическим последствиям может привести грубое обращение на «ты». (В качестве примера можно прочитать отрывок из книги В.Н. Иванова «Александр Пушкин и его время», в котором говорится о том, как генерал Бенкендорф обратился к А.А. Дельвигу на «ты», тем самым не только оскорбил поэта, но эта грубость стала причиной болезни А.А. Дельвига).

Задание: Заменить данные определения сложными словами  с местоимением сам.

  1. Волшебная скатерть, на которой сами собой появляются кушанья.
  2. Металлический прибор для кипячения воды к чаю.
  3. Художественное творчество непрофессиональных певцов, танцоров, артистов.
  4. Критика недостатков своей работы.
  5. Крупный кусок драгоценного металла, встречающийся в природе в чистом виде.
  6. Тот, кто выучился чему – нибудь без специального обучения и руководства.
  7. Неограниченная власть царя.
  8. Грузовая автомашина с механическим опрокидыв<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Char" style=" font-family: 'Times New Roman CYR', 'Arial'; font-size: 14pt; text-decorat


Информация о работе Формирование устойчивого навыка соблюдения речевых (лексических) норм учащимися 5-6 классов основной общеобразовательной школы