Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 16:44, курсовая работа

Описание работы

Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях (попадают под зависимость алкоголя, наркотиков и т.д.).
В существующих на данный момент комплексных программах для ДОУ очень мало уделяется внимания:
1.Мотивам трудовой деятельности, правильного отношения к окружающим людям;
2.Воспитания моральных побуждений к труду.
Объект исследования - процесс трудового воспитания в детском саду.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...………….3

Глава I Теоретическое изучение поручений как формы организации
труда детей…………………………………………………………………………….6

1.1.Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности
ребёнка………………………………………………………………………….6
1.2.Задачи трудового воспитания в ДОУ……………...................................9
1.3.Виды детского труда………………………………………………..........11
1.4.Характеристики поручений как формы организации труда
дошкольников и анализ трудового педагогического опыта по воспитанию детей в трудовой деятельности………………………………………………….12

Глава II Экспериментальные исследования формирования трудовых
умений через трудовые поручения……………………………………………….22

2.1.Констатирующий эксперимент…………………………………………..22
2.2.Формирующий эксперимент……………………………………………..27
2.3.Контрольный эксперимент……………………………………………….29

Заключение…………………………………………………………………………..32
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая по педагогике.docx

— 499.59 Кб (Скачать файл)

8. Воспитание детей четвёртого года жизни // Нечаева В.Г. - М.: Просвещение - 1965.

9. Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста // Година Г.Н., Пилючиной Э.Г., М.: Просвещение - 1987.

10. Галлер Л.А., Все начинается с примера - Минск - 1982.

11. Гулегенова Л.Т., На детском огороде // Дошкольное воспитание - 1997 - №6.

12. Дошкольная педагогика // Ядешко В.Н., Сохина Ф.А., М.: Просвещение - 1978 - гл. 14 – 276 с.

13. Ильина Р.А., Воспитание трудолюбия и любви к природе // Васильева М.А.: Просвещение - 1984 - 51 с.

14. Козлова С.А., Куликова Т.А., Дошкольная педагогика - М.: Просвещение - 2001 - 174 с.

15.  Козлова, С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. пособие / С.А.Козлова, Н.К.Дедовских, В.Д.Калишенко и др.; Под ред. С.А.Козловой. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.

16.  Кондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П.Кондрашов. - Балашов: изд. «Николаев», 2004. - 52 с.

17.  Крулехт, М.В. Дошкольник и рукотворный мир / М.В.Крулехт. - СПб.: Детство-Пресс, 2003. - 160 с.

18.  Куликова, Т. Учите детей трудиться! / Т.Куликова // Дошкольное воспитание. – 2000. №7. – С.101-105.

19.Козьменко А., Организация дежурства и их роль в воспитании // Дошкольное воспитание - 1987 - №12 - 12 с.

20. Кокорева Н.Н., Бондаренко А.К., Любить труд на родной земле - М.: Просвещение - 1987.

21. Куцакова Л.В., Дошколята трудятся // Дошкольное воспитание - 1993 - №8 – 26c.

22. Куцакова Л.В., Конструирование и ручной труд в детском саду - М.: Просвещение - 1990.

23. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка - дошкольника / Л.В.Куцакова. - М.: Просвещение, 2004. - С.45-54.

24. Логинова, В.И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. - М.: Детство-Пресс, 2008. - 224 с.

25. Маркова Т.А., Воспитание трудолюбия у дошкольников в семье - М.: Просвещение - 1991.

26. Сергеева Д.В., Воспитание детей в процессе трудовой деятельности - М.: Просвещение - 1987.

27. Тарабарина,  Т.  И.  Трудовое  воспитание  дошкольников  в детском доме:  //учебное  пособие для  вузов//  Т.  И.  Тарабарина. –  Ярославль:  Изд-во ЯГПУ, 2002. – 84 с.

28. Урунтаева Г.А., Диагностика психических особенностей дошкольников - М.: Академия - 1996 - 96

 

Приложение 1.

Приложение 2.

Конспект занятия  на воспитание культурно-гигиенических навыков  у детей  во второй младшей группе.

Тема: «День рождения у Зайки»

Цель: продолжать учить детей самостоятельно мыть руки,пользоваться мылом,насухо вытирать лицо и мыло личным полотенцем.Формировать навык пользования индивидуальными предметами. Закрепить знание желтого и красного цветов, умение детей рисовать пальчиками.

Материал: игрушка зайка, кукла, чудесный мешочек,мыло,полотенце.

(Воспитатель незаметно  включает запись на диске)

- Ой, ребятки кто  это так громко плачет. (Воспитатель идет к заранее приготовленной кукле, которая стоит у дверей). Посмотрите это кукла, но почему-то она грязная. Давайте я спрошу у нее, что же с ней случилось. (Подношу куклу к уху и имитирую наш разговор). Вот ребята, что мне рассказала кукла.

Оказывается нашу куклу  пригласил на день рождение Зайка. Она  долго думала, что же подарить зайке  и на конец придумала, что если я подарю своему другу рисунок  который нарисую сама. Кукла  так  старалась нарисовать что-то интересное, что и не заметила, как вся выпачкалась  в краске. Она стала отмывать краску, но у нее ничего не получилось. Так  расстроенная кукла пришла к нам  за помощью. Ну что поможем кукле?

- да (Ответ детей)

- Так что кукла не  переживай ребятки тебе обязательно  помогут.

Ребят посмотрите, что у меня есть. (Достаю чудесный мешочек). Это чудесный мешочек, давайте посмотрим, что в нем лежит. Потихонечку вытаскиваю чудесный мешочек и достаю из него мыло.

- А ну ка детки посмотрите, что это? (Мыло)

- А для чего нам нужно  мыло (Чтобы мыться, намыливать ручки и.т. д)

- Молодцы ребятки. Ой, а что то здесь ещё в мешочке лежит. Вытаскиваю полотенце

- Что это (полотенце).

- А для чего полотенце  нам нужно? (Чтобы вытираться).

- Молодцы. Ребятки, а  сейчас давайте нашей кукле  покажем, как правильно нужно мыться и вытираться полотенчиком, а также поможем кукле отмыть краску.

Идём в умывальную комнату.

- Смотри кукла сейчас  мы тебе покажем, как нужно правильно умываться, а ты всё запоминай и мойся вместе с ребятами.

Использование художественного  слова:

Знаем,знаем да,да,да.

Где здесь прячется вода

Выходи водица, мы пришли умыться,

Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки.

- Молодцы ребята я смотрю, вы все хорошо вымоли с мылом ручки, и вытерли насухо полотенцем. Ой, смотрите, а  нашу куклу не узнать

Пока дети умываются отмыть вместе с ними игрушку, или можно  заменить на такую же чистую.Предлагаю детям вернуться в игровую комнату.

-Ребятки, а давайте с нашей куклой нарисуем подарок для зайки. (Проходим столам, на которых заранее приготовила альбомные листы, гуашь желтого и красного цветов, салфетки для рук).

- Давайте нарисуем для  зайки цветочек. Посмотрите, как я буду рисовать (показываю детям). Я указательный палец обмакну в красной краске и после приложу палец к листу бумаги, это у меня серединка. Далее я вытираю палец и вновь опускаю его в мисочку с другим цветом, и прикладываю к листку, это у меня лепестки. Посмотрите, что у меня вышло. (Показываю свой рисунок - цветок). Дети рисуют по словесному указанию.

- ребят все нарисовали? (Да)Что то мне кукла хочет сказать?

Приставляю куклу к  уху.

- А кукла говорит вам  спасибо и предлагает вместе  с ней пойти к зайке. Ну  что пойдём? (Да)

- Ой, ребята посмотрите,а вот и зайка совсем заждался.

Недалеко от деток за накрытым столом фруктами и соком посадить игрушку зайку.

Давайте ребята поздравим  зайку с днём рождения, ой зайка  говорит вам спасибо и приглашает вас за стол. Дети угощаются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3.

Спортивный праздник, посвященный Дню  Здоровья «Праздник Мойдодыра»

(для детей  младшей группы)

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный    день! Всем вам разрешается быть: ловкими, здоровыми, веселыми. Запрещается: ходить неряшливыми, плакать, ссориться, обижать 

слабых и младших. Ну что готовы?

Дети: Готовы!

Ведущий: А начнем мы наш праздник со сказки: 

     За чистым-чистым полем, за дремучим лесом, за дальними дорогами  есть чудесная страна-Страна Здоровья! И правит этой страной  Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр! И у него есть много друзей. А кто они  такие вы узнаете, если отгадаете загадки. 

1.  Загадка: Гладкое, душистое, моет чисто. Нужно чтоб у каждого было. Что это? 

  Дети:      Мыло! 

2.  Загадка: Костяная спинка, на брюшке щетинка. По частоколу прыгал, всю грязь выгнал. Отгадайте что это? 

Дети:     Зубная  щетка!                                           

3.  Загадка: Зубастая, а не кусается. Как она называется?  

   Дети:     Расческа!

Ведущий: Молодцы, ребята! Всех друзей Мойдодыра правильно отгадали! 

- Слушаем сказку дальше: Однажды, пока в стране Здоровья все спали, в нее пробрался злой Микроб и украл друзей Мойдодыра -  мыло, зубную щетку и расческу! Как же теперь быть? Что делать? Поможем Мойдодыру? Вы готовы отправиться в страну Здоровья?

Дети:      Да, готовы!

Ведущий: Тогда, вперед!

Ведущий: Сначала поскачем на лошадках! (дети делают подскоки, следуя за Ведущим) Дальше широкая дорога закончилась и перед нами появилась узенькая дорожка (дети идут пятка к носку).

Ведущий: А теперь мы подошли к следующему препятствию: посмотрите перед нами болото и чтобы его пересечь, мы будем прыгать с кочки на кочку (дети прыгают из обруча в обруч). 

                      ( играет  веселая музыка)

Ведущий: Вот мы и добрались до волшебной страны Здоровья!   

                   (из-за дерева выбегает  грязная девочка)

Ведущий: Ой, ребята, посмотрите, а кто это? 

                  Девочка, ты кто? Как тебя зовут?

Грязнулька: Меня зовут Грязнулька! Правда, красивое имя?

Ведущий: Ой, какое у тебя грязное лицо и руки! Разве можно быть такой неопрятной! Ты разве не умываешься?

Грязнулька: Нет! А зачем?

Ведущий: Ребята, скажите, что случается, если не мыть лицо и руки?

Дети: Заводятся  микробы!

Грязнулька: Я не хочу микробов, я согласна умываться каждый день с мылом!

Ведущий: (достает мыло) Вот и мыло спасено! Скажи-ка, а почему ты такая лохматая? Ты что волосы совсем не расчесываешь?

Грязнулька: Вот еще! Мне и так не плохо!

Ведущий: Дети, скажите, почему мы каждый день расчесываемся?

Дети: (выслушиваются ответы детей).

Грязнулька: Да, ну хорошо, уговорили, буду и расчесываться!

Ведущий: Грязнулька, а ты зубы-то чистишь по утрам и вечерам?

Грязнулька: Еще и зубы чистить? Нет, конечно! А вы, ребята, что чистите зубы?

Дети: Да!

Грязнулька: Ну и зачем? (ответы детей) И сколько раз в день? (ответы детей).

Грязнулька: Ой, ну хорошо, уговорили, и зубы буду чистить! Спасибо, ребята!

Ведущий: Дети, скажите, а что еще по утрам мы всегда делаем?

Дети: Зарядку!

Ведущий: Научим Грязнульку? (ДА!) 

                       (играет веселая музыка)

Ведущий: (говорит и делает вместе с детьми и Грязнулькой)

Чтоб здоровым, сильным быть,            (руки   вверх и  вниз)

Со спортом надо всем дружить.

На зарядку выходите,                              (ходьба  на  месте)

Свою ловкость покажите.

Делай «Раз» и делай «Два»                     (рывки  руками: руки к груди,

Спорту скажем мы: «Ура!»                    руки  в стороны )

Вправо, влево повернитесь,                   (повороты вправо, влево)

Быть здоровыми стремитесь!

Вправо, влево и вперед,                             ( наклоны к пр., лев. ноге, 

Разудалый мы народ!                                       между ног)

Раз присели, два присели                         (приседания)

Наклониться захотели                           (наклоны)

Мы до пяток дотянулись,

Распрямились, улыбнулись.

А теперь прыжки на месте,                  (прыжки на двух ногах)

Ноги врозь и ноги вместе.

Вот здоровья в чем секрет

Всем друзьям «Физкульт-привет!»  

Ведущий: Ну что, Грязнулька, понравилось тебе с нами  заниматься?

Грязнулька: Да, очень! Спасибо вам, ребята! Я теперь, знаю, что нужно делать, чтобы быть здоровым и сильным. Я научу всех жителей нашей страны, и злой микроб убежит от нас навсегда. До свидания! 

                      ( Грязнулька уходит под музыку )

Ведущий: Ну что, ребята, мы помогли  Грязнульке и изгнали Микроба из страны  Здоровья. Теперь нам пора обратно в садик. Давайте поедем на поезде? 

                                  Подвижная игра «Поезд»

Ведущий: Ну, вот мы и на месте. (Ведущий показывает детям большой конверт).  Ой, ребята, а к нам пришла телеграмма от Мойдодыра. Давайте прочитаем ее?

Телеграмма « Дорогие мои дети! Я пишу Вам письмецо.  

                      Я прошу вас, мойте чаще Ваши руки и лицо. 

                      Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним! 

                    Сам я моюсь очень часто. До свидания!  

                                                                      Мойдодыр».

Ведущий: Чтобы стать здоровым, что еще нужно помнить? Нужно заниматься спортом, есть витамины, овощи и фрукты. Быть всегда чистым и опрятным, и не лениться! На этом наш праздник окончен, до свидания, ребята!

( Под веселую задорную музыку в зал вносят разносы с фруктами и раздают детям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

 

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

(методические  рекомендации для воспитателей)

Назначение, актуальность воспитательно-образовательной работы по трудовому воспитанию.

Трудовое воспитание ребенка  надо начинать как можно раньше, когда ребенок впервые произносит: «Я сам». Опыт показывает, что привлечение  ребенка к труду является одним  из первостепенных условий всестороннего  его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость и другие. Своевременное  трудовое воспитание - эффективное  средство подготовки ребенка к системе  в школе.

Информация о работе Формирование у младших дошкольников трудовых умений в ходе выполнения поручений