Формирование трудовой культуры личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Глобальной целью образования является формирование культуры личности. Задача образования – сделать общечеловеческие и национальные ценности культуры достоянием учащихся. Но проблемы культуры, особенно формирования культуры личности, остаются пока малоизученными.

Содержание работы

Введение. 3
Трудовое воспитание учащихся как напрпвление формирования
культуры личности. 4
Задачи трудового воспитания в условиях общеобразовательной
школы. 6
Воспитание у учащихся потребности в труде и ответственного
отношения к труду. 9
Профессиональная ориентация школьников. 12
Заключение. 14
Список использованной литературы. 15

Файлы: 1 файл

педагогика к .р..docx

— 36.11 Кб (Скачать файл)

     - сочетание общественной значимости  труда с личными интересами  школьника. Дети должны быть  убеждены в целесообразности  и полезности предстоящей деятельности  для общества, их семьи и для  себя. Объяснение смысла труда  доводится учащимся с учетом  их возраста, индивидуальных интересов  и потребностей.

     - доступность и посильность трудовой  деятельности. Непосильный труд  нецелесообразен, так как не  приводит к достижению желаемого  результата. Такой труд подрывает  духовные и физические силы  детей, веру в себя. Соблюдение  этого условия исключает физические  перегрузки, требует выбора трудовых  заданий в соответствии с силами  и способностями учащихся;

     - разумная требовательность в  осуществлении трудовой деятельности  учащихся. Задача учителя состоит  в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно.

     - сочетание коллективных и индивидуальных  форм трудовой деятельности. С  одной стороны, необходимо сотрудничество  детей в звеньях, бригадах, цехах,  с другой – каждый член детского  коллектива должен иметь конкретное  задание, уметь его выполнять,  нести ответственность за качество  и своевременность его исполнения.

     Трудовое  воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Воспитание у учащихся потребности в труде и ответственного отношения к труду. 
 

     Важной  задачей трудового воспитания является формирование у учащихся потребности  в труде. Только потребность создает  внутреннее влечение к трудовой деятельности.

     Успешное  решение этой проблемы во многом зависит от характера воспитания детей в семье. Правильное семейное воспитание заключается в том, чтобы стержневой линией в развитии ребенка было постепенное втягивание его в посильную и разнообразную трудовую деятельность. Вначале это бывает простейшая работа по самообслуживанию, связанная с уходом за своими игрушками, одеждой и обувью. Затем сфера трудовых дел ребенка расширяется: поливка цветов в доме, участие в сухой уборке квартиры.

     Школе необходимо расширять сферу трудовых дел учащихся, включать их в такие  виды деятельности, результаты которых  связаны с созданием материальных ценностей. Усложнение трудовой деятельности учащихся и повышение ее значения требует возбуждения у них  тех специфических внутренних противоречий, под влиянием которых формируется  потребность в труде.

     Одно  из этих внутренних противоречий состоит  в переживании учащимися «расхождения»  между характером домашнего труда  и расширением сферы их трудовой деятельности в школе.  Выполняя различные дела в школе, труд ученика  приобретает элементы новизны, становится интересным, что способствует стимулированию его трудовой активности.

     Расширение  сферы трудовой деятельности учащихся способствует возбуждению противоречия между объемом имеющихся у  них умений и навыков и необходимостью овладения новыми трудовыми процессами, а также совершенствования своей  сноровки и аккуратности в работе. Для этого в процессе воспитания важно показывать учащимся, какие  новые умения и навыки они могут  приобрести и какие стороны своей  трудовой подготовки могут усовершенствовать.

     Большие возможности для возбуждения  потребности в труде предоставляет  разъяснение учащимся их трудовых обязанностей. Когда ученик осознает общественное и личное значение труда, а также  свои обязанности, у него формируется  психологическая установка к  активной трудовой деятельности, к  выполнению любой работы.

     В возбуждении у школьников переживания  внутренних противоречий и воспитания потребности в труде большую  роль играют формы организации трудовой деятельности [10;  409]:

     - создание постоянных или временных  ученических звеньев для выполнения  той или иной работы;

     - накопление и развитие трудовых  традиций в школе. Стимулирующей  трудовой традицией являются  выставки технического творчества  школьников;

     - индивидуальные трудовые поручения,  которые даются учащимся учителями  (помощь в уборке учебного кабинета).

     Воспитание  у учащихся ответственного отношения  к труду – важный элемент духовной жизни человека – интеллектуальной, эмоциональной и волевой. Не может  быть ответственным человек мало думающий, мало переживающий, не обладающий чувством собственного достоинства, недисциплинированный. Ответственное отношение к труду  воспитывается не только в процессе трудовой деятельности, но всей жизнью. Осознание личной и общественной значимости труда, радость от посильного трудового напряжения рождает чувство ответственности за его результат.

     Развитие  интереса и любви к труду –  основной смысл трудового воспитания. «Всякая работа трудна, пока ее не полюбишь», - говорил Максим Горький. Нельзя ожидать, что с первых шагов трудовой деятельности труд будет привлекательным для ребенка и он сразу полюбит его. Для детей интерес в труде должен заключатся в осознании того, что они могут воздействовать на природу, чувствовать свою власть над вещами, владеть инструментами и механизмами.

     Воспитание  уважения к людям труда – одна из важных задач, успешное решение которой  способствует воспитанию у школьников положительного отношения к труду. Это чувство успешно формируется, если ребенок имеет возможность созерцать труд подлинного мастера своего дела, работать под его началом. Очень важно также отношение на государственном уровне к трудовому человеку, достойная оплата его труда, подлинное уважение к нему не на словах, а на деле.

     Воспитание  бережного отношения к результатам  труда – проявление уровня нравственной воспитанности школьника. Только тот  будет уважать труд другого человека, результат коллективного труда, который сам творит, созидает, затрачивая при этом немало времени и сил  и не может не требовать от других уважительного отношения к результатам  своего собственного труда.

     Суть  психологической подготовки школьников к труду проявляется в осознании  того, что труд – удел и обязанность  каждого, что жизнь без труда  невозможна, она недостойна настоящего человека.

     Нравственная  подготовка к труду – это осознание  человеком необходимости делать свое дело наилучшим образом, руководствуясь при этом не только личными, но и  общественными интересами.

     Воспитание  у учащихся социально значимых мотивов  трудовой деятельности одновременно означает и воспитание у них положительного отношения к труду как таковому.

     Практическая  подготовка учащихся к труду –  это выработка  у них трудовых умений и навыков, потребности физического  и умственного напряжения, умений обращаться с простейшими орудиями труда, инструментами и механизмами, что обеспечивает их положительное  отношение к трудовой деятельности.

     Важно также воспитывать у учащихся положительного отношения к выбору будущей профессии, к проблеме профориентации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Профессиональная  ориентация школьников.
 
 

     Школа всегда решала проблему оказания помощи своим ученикам в выборе профессии. Вопросы профориентации и ее научного обоснования в нашей педагогике особенно актуализировались с середины 60 – х годов.

     Профессиональная  ориентация представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических  мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Правильно выбранная  профессия соответствует интересам  и склонностям человека, находится  в полной гармонии с призванием. В таком случае профессия приносит радость и удовлетворение.

     Мир профессий очень подвижен, одни профессии  уходят в прошлое, другие появляются. Школьники нуждаются в разносторонней информации о профессиях, в квалифицированном  совете на этапе выбора профессии, поддержке  и помощи в начале профессионального становления.

     Система профессиональной ориентации включает в себя следующие компоненты[5; 194]:

     - Профессиональное просвещение имеет  своей целью сообщение школьникам  определенных знаний о социально-экономических  особенностях, психофизиологических  требованиях тех или иных профессий.  С работы по профессиональному  просвещению начинается ознакомление  детей и подростков с профессиями,  с потребностями конкретного  района, города в рабочих руках.

     - Профессиональная диагностика осуществляется  специалистами по отношению к  каждому конкретному человеку  с использованием различных методик.  В ходе профессиональной диагностики  изучаются особенности высшей  нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы  и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.

     Профессиональная  консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов, в  установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями. Различают несколько видов профконсультаций. В ходе справочно - информационной школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней. Диагностическая индивидуальная профконсультация имеет своей целью определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться. Медицинская устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии.

     Профессиональный  отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние  специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу.

     Профессиональная  адаптация – это процесс вхождения  молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе  производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем  правильности выбора профессии.

     Компоненты  профориентации взаимосвязаны, соподчинены. Проведение профориентации в школе  во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На ступени начальной  школы формируется положительное  отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда  для общества, сила и красота труда, формируется потребность быть полезным людям. На ступени неполной средней  школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений  о труде взрослых. На ступени полной средней школы профессиональные интересы школьников более дифференцированны, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, у большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 
 

     Педагогика  по своей природе наука философская. Она всегда стремилась к моделированию  идеального -  мира, человека, государства, семьи, школы, учителя. Не существует общего для всех народов идеала воспитания. Но значимыми характеристиками являются нравственные ценности, здоровье, ум, умелость и успешность. Именно эти характеристики складываются в процессе освоения культуры, ценностей и норм общества и определяются понятием «базовая культура личности». Она представляет собой систему  направлений, куда входит и культура труда.

     Современное воспитание ориентируется на все  направления базовой культуры личности. Это определяется личностным потенциалом  воспитанников, интегральным запасом  их жизненной энергии, физических возможностей, задатков, способностей, определяющих активность в различных областях.

Информация о работе Формирование трудовой культуры личности