Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 22:45, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: формирование социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: социально-психологические качества личности старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования социально-психологических качеств личности у старших дошкольников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… … стр. 3
Глава 1. Теоретические подходы к изучению социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
1.1.Анализ основных подходов к определению социально-психологических качеств личности. стр. 6
1.2.Анализ подходов к формированию социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 18
1.3.Условия формирования социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста. стр. 24
Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста
2.1.Организация и методы опытно – экспериментальной работы……стр. 31
2.2.Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования…… . . стр. 39
2.3.Процесс формирования социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста стр. 49
2.4.Описание и анализ результатов контрольного этапа исследования…… стр. 53
Заключение ……………………………………………………… …. стр. 68
Библиография ………………………………………………

Файлы: 1 файл

Дипломная работа с исправлениями от сарычевои.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

«Московский городской  педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Кафедра психологии образования

 

Сарычева Елена Валерьевна

 

Формирование  социально-психологических качеств  личности старших дошкольников

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Специальность: «Педагогика  и методика дошкольного образования»

(6 курс, очно-заочная форма  обучения)

 

Научный руководитель:                                                                            Егоров

кандидат психологических наук,                (подпись)       Илья Владимирович

доцент

 

Рецензент:                                                                                           Поставнёва

кандидат психологических наук,                  (подпись)         Ирина Васильевна

доцент

 

Зав. кафедрой:

Доктор педагогических наук, 

Доктор психологических наук,                                                           Савенков

Профессор                                                        (подпись)           Александр Ильич

 

 

Москва 2012

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………  …     стр. 3

Глава 1. Теоретические подходы к изучению социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

1.1.Анализ основных подходов к определению социально-психологических качеств личности.                                                                                         стр. 6

1.2.Анализ подходов  к формированию социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.                                  стр. 18

1.3.Условия формирования социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста.                                                   стр. 24

Глава 2. Опытно экспериментальная работа по формированию социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста

2.1.Организация и методы опытно – экспериментальной работы……стр. 31

2.2.Описание и анализ результатов констатирующего этапа исследования……   . .                                                                                стр. 39

2.3.Процесс формирования социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста                                               стр. 49

2.4.Описание и анализ результатов контрольного этапа исследования……    стр. 53

Заключение ………………………………………………………    …. стр. 68

Библиография ……………………………………………… ……  .  .стр. 69

Приложение 1                                                                                        стр. 73

Приложение 2                                                                                          стр. 80

Приложение 3                                                                                          стр. 88

Приложение 4                                                                                            стр. 94

Приложение 5                                                                                           стр. 138

 

Введение

Актуальность  работы заключается в необходимости  изучения и формирования социально-психологических  качеств у детей, которые необходимы для овладения социальными нормами  и правилами поведения, диктуемыми обществом.

Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки [38].

Отношения с  другими людьми зарождаются и  наиболее интенсивно развиваются в  детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом  для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. [39]

Проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников в настоящее время уделяется особое внимание. Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.

Проблема исследования: каковы условия влияющие на формирование социально-психологических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Цель работы: формирование социально-психологических качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: социально-психологические качества личности старших дошкольников.

Предмет исследования: процесс формирования социально-психологических качеств личности у старших дошкольников.

Задачи:

  • Уточнить основное понятие исследования - «социально-психологические качества личности».
  • Теоретически обосновать необходимость формирования социально-психологических качеств личности у детей.
  • Определить условия, которые оказывают влияние на формирование социально-психологических качеств личности у детей.
  • Изучить особенности формирования социально психологических качеств у детей старшего дошкольного возраста

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой  формирование социально-психологических  качеств личности у старших дошкольников должно происходить с учетом индивидуальных и возрастных особенностей при соблюдении следующих условий:

  • единое пространство развития ребенка;
  • непосредственная разнообразная деятельность ребенка;
  • целенаправленная деятельность образовательного учреждения.
  • В данном исследовании были использованы следующие методы исследования:

Теоретические - Анализ и обобщение научно-теоретических  источников по проблеме исследования.

Эмпирические - формирующий эксперимент, включенное наблюдение, беседа, проективные методы.

Экспериментальная база исследования - ГБОУ начальная школа-детский сад №1810 ЗелАО г.Москвы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические подходы к изучению социально-психологических качеств личности детей старшего дошкольного возраста

    1. Анализ основных подходов к определению социально-психологических качеств личности

Понятие «личность» используется, как правило, для отображения социальности человека и различных ее проявлений.

Личность – это  устойчивая система социально значимых свойств, качеств и черт, характеризующих  индивида как продукт общественного  развития и привлечения его к  системе социальных отношений через  активную предметную деятельность и общение.

Процесс развития личности немыслим вне его  социального развития, вне активного  взаимодействия с социальной средой, в которой происходит присвоение личностью всего культурно-исторического  опыта, делающего человека человеком. Человек является компонентом  социальной  системы. Его принадлежность к этой системе определяет  социальные   качества  человека. [47].

При общей неразработанности проблемы качеств личности достаточно трудно обозначить круг ее социально-психологических качеств. Не случайно в литературе имеются разные суждения по этому вопросу Г.М.Андреева (2004); В.А.Богданов (1983), зависящие от решения более общих методологических проблем. Самыми главными из них являются следующие:

1.Различие общих методологических подходов к пониманию структуры личности — рассмотрение ее, то ли как коллекции, набора определенных качеств (свойств, черт), то ли как определенной системы, элементами которой являются не «черты», а другие единицы проявления. [4 , с.59-60].

2.Неоднозначность в употреблении понятий «социальные свойства

личности» и «социально-психологические  свойства личности». Каждое из этих понятий  употребляется в определенной системе  отсчета: когда говорят о «социальных свойствах личности», то это обычно делается в рамках решения общей проблемы соотношения биологического и социального; когда употребляют понятие «социально-психологические свойства личности», то чаще делают это при противопоставлении социально-психологического и общепсихологического подходов (как вариант: различение «вторичных» и «базовых» свойств). Иногда эти понятия используются как синонимы. [6].

Поэтому на уровне социально-психологического анализа также имеются противоречивые моменты, например, по следующим пунктам:

1.сам перечень социально-психологических качеств личности и критериев для их выделения;

2.соотношение качеств и способностей личности (причем имеются в виду именно «социально-психологические способности).

Что касается перечня качеств, то, как правило, предметом анализа являются все качества, изучаемые при помощи личностных тестов (прежде всего тестов Г. Айзенка, 1976 и Р. Кеттелла, 1966). В других случаях к социально-психологическим качествам личности относятся все индивидуальные психологические особенности человека, фиксируется специфика протекания отдельных психических процессов (мышление, память, воля и т.п.). Во многих исследованиях при описании методик для выявления социально-психологических качеств личности употребляется термин «прилагательные» (не наименование качеств, а «прилагательные», их описывающие), где в одном ряду перечисляются такие, например, характеристики, как «умный», «трудолюбивый», «добрый», «подозрительный» и т.п. [46].

М.И. Бобнева (1979) выделяет особую группу качеств. Так социально-психологические качества личности рассматриваются как «вторичные» по отношению к «базовым» свойствам, изучаемым в общей психологии. Эти социально-психологические качества сведены в четыре группы:

1.обеспечивающие развитие и использование социальных способностей (социальной перцепции, воображения, интеллекта, характеристик межличностного оценивания);

2.формирующиеся во взаимодействии членов группы и в результате ее социального влияния;

3.более общие, связанные с социальным поведением и позицией личности (активность, ответственность, склонность к помощи, сотрудничеству);

4.социальные свойства, связанные с общепсихологическими и социально-психологическими свойствами (склонность к авторитарному или демократическому способу действия и мышления, к догматическому или открытому отношению к проблемам и т.д.). [5, с.42-43].

Во многих исследованиях изучения социально-психологических качеств личности употребляется такое понятие, связанное с социально-психологическими качествами личности, как «социально-психологические способности личности», которому уделяется большее внимание в литературе, и оно активно используется в экспериментальных исследованиях. В целом вся группа этих способностей связывается с проявлениями личности в общении. Интуитивно из всего набора человеческих способностей выделяются те, которые формируются в различных сторонах процесса общения: «перцептивная способность» В.В.Лабунская (1986), «способность к эмоциональному отклику» А.А. Бодалев (1982), «общая способность к оценке другого» Г.Олпорт (1960); «наблюдательность» и «проницательность» Ю.М.Жуков (1988). Для обозначения социально-психологических способностей (как, впрочем, и социально-психологических качеств) иногда употребляются вообще различные понятия: «социально-психологическая компетентность», «компетентность в общении», «межличностная компетентность», «социально-перцептивный стиль» и др. [23; 7; 31; 16].

Качества личности, проявляющиеся  в общении (коммуникативные качества), описаны гораздо полнее, особенно в связи с исследованиями социально-психологического тренинга Л.А.Петровской (1989).

Социально-психологические качества личности, по согласию большинства  ученых изучающих данный вопрос, —  это качества, которые формируются  в совместной деятельности с другими  людьми, а также в общении с  ними. По словам Г.М.Андреевой, и тот, и другой ряды качеств формируются в условиях тех реальных социальных групп, в которых функционирует личность [2, с.208]. Б.Ф.Ломов указывал на то, что «личностные свойства как проявления социального качества индивида можно понять лишь при изучении его жизни в обществе». [26, с.293].

Информация о работе Формирование социально-психологических качеств личности старших дошкольников