Формирование социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 10:12, дипломная работа

Описание работы

Задачи построения гражданского общества в России требуют более активного вовлечения молодежи в социальные процессы, в решение социальных проблем.
Гражданская активность и гражданская позиция личности, чувство сопричастности к событиям, происходящим в обществе, связаны с развитием у молодого человека такого важного личностного качества, как социальная ответственность.
Социальная ответственность предполагает осознание человеком возможности и способности своими сознательными, целенаправленными действиями влиять на социальные процессы в обществе, на свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Формирование социальной и личностной ответственности как психолого-педагогическая проблема…………………….…………………......8
1.1 Понятие личностной и социальной ответственности………………..……....8
1.2 Особенности формирования социальной ответственности в подростковом и раннем юношеском возрасте ………………………………………………..…32
2. Содержание и организация социально-педагогической деятельности по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства…………………………………………37
2.1. Концептуальные и организационные основы деятельности клубов по месту жительства…………….………………………………………………..…..37
2.2. Методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков……………………...…………..….44
2.3. Методика работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства……………………………………………………………………..…..54
Заключение……………………………………………………………………….75
Список литературы………………………………………………………….......82

Файлы: 1 файл

Диплом Широкова СПдо-508 конечный вариант.doc

— 516.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 «Российский государственный  профессионально- педагогический университет»

Кафедра  социальной педагогики и психологии

 

 

                                                                                   К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ:

                                                                                   Заведующая кафедрой СПиП

                                                                                    ____________Т.В. Носакова

                                                                                   «___» _____________ 2011 г.

 

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ КЛУБА

ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА

 

Выпускная квалификационная работа по специальности 05071165 социальная педагогика (031300), специализации социальный менеджмент в системе образования (031325)

 

Идентификационный код ВКР: 068126

Исполнитель:   

студентка  группы СПдо-508                                                     Е. А. Широкова

 

Руководитель:   

канд. филос. наук,

доцент кафедры СПиП                                                               Н. М. Борщева

 

Нормоконтролер:

доцент кафедры СПиП, канд. пед.

наук, доцент, зав. каф. СПиП                                                      Т. В. Носакова

 

 

 

Екатеринбург 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3

1.  Формирование социальной и личностной ответственности как психолого-педагогическая проблема…………………….…………………......8

1.1 Понятие личностной и социальной ответственности………………..……....8

1.2 Особенности формирования социальной  ответственности в подростковом и раннем юношеском возрасте ………………………………………………..…32

2. Содержание и организация социально-педагогической деятельности по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства…………………………………………37

2.1. Концептуальные и организационные основы деятельности клубов по месту жительства…………….………………………………………………..…..37

2.2. Методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков……………………...…………..….44

2.3. Методика работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства……………………………………………………………………..…..54

Заключение……………………………………………………………………….75

Список литературы………………………………………………………….......82

Приложение 1……………………………………………………………..……….86

Приложение 2……………………………………………………………..……….97

Приложение 3………………………………………………………………...…....98

Приложение 4…………………………………………………………..…….…..102

Приложение 5………………………………………………………………….....107

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данного исследования обусловлена новыми реалиями жизни современной России.

Задачи построения гражданского общества в России  требуют более активного вовлечения молодежи в социальные процессы, в решение социальных проблем.

Гражданская активность и гражданская позиция личности, чувство           сопричастности к событиям, происходящим в обществе, связаны с развитием у          молодого человека такого важного личностного качества, как социальная           ответственность.

Социальная ответственность предполагает осознание человеком               возможности и способности своими сознательными, целенаправленными          действиями влиять на социальные процессы в обществе, на  свою судьбу, судьбу других людей и страны в целом.

 Сегодня, в обществе конкурентном, успех человека зависит только от него самого. И для того, чтобы добиться профессиональных и жизненных успехов, огромное значение для современной молодежи, имеет сформированность этого личностного качества, которое  определяет уровень включенности человека в социальные взаимодействия и является показателем личностной зрелости.

Настоящей школой социального действия, позволяющей юношам и          девушкам накопить опыт активной социальной деятельности, сформировать у них гражданские чувства и другие социально значимые качества является вовлечение их в адекватную деятельность, требующую ответственного поведения.

Теоретической и методологической основой исследования выступили работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов, посвященные исследованию воспитательного потенциала молодежных общественных организаций, а также анализу феномена социальной ответственности и условий ее формирования.

Различные аспекты социальной и личностной ответственности (локуса контроля) в 80 – 90 гг. ХХ в. стали объектом углубленной теоретической и экспериментальной проработки в исследованиях таких отечественных психологов, как  Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, К. Муздыбаев, Н. А. Минкина, В.П. Прядеин, А.А. Реан, Т.Н Сидорова, А.М. Эткинд и др.

Современное детское и молодежное движение исследуется в работах таких отечественных ученых, как М. Б. Коваль, Л. В. Кузнецова, Д. Н. Лебедев, Т. В. Трухачева и др. Но труды этих авторов лишь косвенно связаны с исследуемой проблемой.

Проблема формирования социальной ответственности в условиях клуба по месту жительства не стала еще предметом специального рассмотрения и является на сегодняшний день недостаточно изученной.

В связи с этим, возникает противоречие между необходимостью формирования у молодежи такого важного качества как социальная ответственность, и недостаточной теоретической исследованностью и методической проработанностью процесса формирования социальной ответственности у молодежи (в том числе, в условиях детских клубов).

Растущая актуальность, а также недостаточная теоретическая и                методическая разработанность данной проблемы обусловили выбор указанной темы нашего исследования.

Объектом выпускной квалификационной работы является социально-педагогическая деятельность по формированию социальной и личностной ответственности подростков.

 Предметом – методы и формы организации деятельности социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства.

Цель дипломного исследования – разработать алгоритм деятельности социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства.

Для того чтобы достичь этой цели мы поставили перед собой следующие задачи:

  1. Проанализировать теоретическое решение проблемы в литературе.
  2. Раскрыть сущность понятия  личностная и  социальная ответственность, как свойства личности, а также  в качестве психического свойства.
  3. Исследовать особенности формирования социальной ответственности в подростковом и раннем юношеском возрасте.
  4. Рассмотреть  методы и формы организации деятельности социального педагога по воспитанию ответственности у подростков.
  5. Разработать методику работы социального педагога по формированию социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства.

Ответственность как феномен бытия человека относится к числу базальных в характеристике его духовного мира.

 Неудивительно, что проблема  ответственности становится объектом  пристального внимания различных  наук: психологии, философии, социологии, юриспруденции и педагогики.

В свою очередь, в каждой из наук есть свое видение и подходы к рассмотрению ответственности.

В психолого-педагогических и философских источниках термин «ответственность» используется при рассмотрении базальных показателей личности.

Термин «ответственность» используется также для характеристики различных свойств, качеств, процессов и состояний личности: активности, инициативности, настойчивости, конформизма, восприятия, импульсивности, тревожности.

В многочисленных определениях ответственность раскрывается через способности личности, деятельность, долг, необходимость, склонности, нравственность.

Среди основных теоретических аспектов осмысления проблемы ответственности целесообразно выделить ведущие направления исследований.

Во-первых, это попытки изучения ответственности в зависимости от социального статуса и деятельности субъектов. Здесь выделяются различные виды ответственности человека: социальная (В.В. Ильин, А.Е. Разумов, Н.А. Минкина); гражданская; профессиональная. С позиции профессиональной направленности рассматривается ответственность педагога, ученого, врача, инженера, рабочего, военного, политика и т.д. – то есть работника в самом широком смысле этого слова.

Во-вторых, стремление теоретиков показать сложность исследуемой проблемы, о чем свидетельствуют социально-философские, психолого-педагогические и другие источники, в которых природа ответственности выявляется в сферах и деятельностной и личностной: объективной и субъективной; индивидуальной, личной и коллективной.

В-третьих, наиболее разработанным направлением в психологической науке является осмысление ответственности личности. К исследованиям в этой области можно отнести такие работы, где ответственность, по интерпретации авторов, берется на себя и принимается, перекладывается, возлагается и делегируется. В ряде работ говорится о диффузии ответственности, о способности ее нести.

Работа состоит из пяти частей: введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой части первой главы мы раскрываем сущность понятий ответственность, личностная и социальная ответственность, а также подходы к этим понятиям. Во второй части - особенности ее формирования  в подростковом и раннем юношеском возрасте, дается сравнительная характеристика.

Во второй главе – сначала мы говорим о методах и формах организации деятельности социального педагога по формированию личностной и социальной ответственности именно  в условиях клуба по месту жительства. А затем разрабатываем методику работы социального педагога по формированию этого свойства личности, исследуем наиболее эффективные пути ее реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Формирование социальной и личностной ответственности как психолого-педагогическая проблема

 

    1. Понятие личностной и социальной ответственности личности

 

Ответственность – один из самых сложных феноменов в теории волевых качеств. Его называют «качеством высшего порядка» из-за тесной взаимосвязи с эмоциональной, нравственной и мировоззренческой сторонами личности. Это качество отражает склонность личности придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой [39, с. 5].

В словарной литературе ответственность определяется как возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принимать на себя вину за возможные их последствия, обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения.

В словаре этики ответственность определяется как категория этики и моральное понятие, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, выражающее степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений.

В философской энциклопедии отмечено, что границы долга, способность человека к выполнению долга и условия его правоты или невиновности составляют его ответственность. Затрагиваются начальные стадии деятельности субъекта и учитываются возможности, условия выполнения индивидом своих обязанностей. Отмечается, что именно возможности личности (наряду с необходимостью) реализовать нравственные требования являются основой для определения ответственности в этике [42,  с. 620].

С точки зрения философии ответственность – это отношение зависимости человека от чего-то, что воспринимается им в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий. Объектом ответственности могут быть другие люди, в том числе будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности.

В истории философии идея ответственности развивается в связи с темами свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия), вменения и вины. В классической философии она и затрагивается только в этом контексте и далеко не всегда была теоретически оформлена. Понимание ответственности зависит от понимания свободы; при детерминистском взгляде на человеческую деятельность возможность ответственности отрицается (например, в бихевиоризме Скиннера).

Информация о работе Формирование социальной и личностной ответственности подростков в условиях клуба по месту жительства