Формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание работы

В результате исследований по сенсорному воспитанию (Б.В. Максимов, А.И. Сорокина, И. Шейтапова) были разработаны содержание и методика развития восприятия формы и величины у детей, особенности усвоения эталонов. Данные исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны сведения о различных формах и величинах, они могут овладеть умением выделять, как простые, так и некоторые сложные формы предметов, анализировать и систематизировать предметы по форме и величине, обобщать и классифицировать данные параметры. Овладев этими знаниями и умениями, дети применяют их при обследовании окружающего предметного мира.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретическое исследование формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.
Проблема формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………6
Влияние совместной деятельности с педагогом на формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни……………………………………………………………………9
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.
2.1. Выявление уровня сформированности сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни…………………………………………………………………..…15
2.2. Методика работы по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом…………………………………………………………………23
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом………………………………………….………………………33
Заключение………………………………………………………………………39
Литература………………………………………………………………………41

Файлы: 1 файл

Сенсорные эталоны.doc

— 312.00 Кб (Скачать файл)

 

                                      Содержание.

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретическое исследование формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.

    1. Проблема формирования сенсорных эталонов формы и  величины у детей 6-го года жизни в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………6
    2. Влияние совместной деятельности с педагогом на формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни……………………………………………………………………9

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.

2.1. Выявление уровня  сформированности сенсорных эталонов  формы и величины у детей 6-го года жизни…………………………………………………………………..…15

2.2. Методика работы  по формированию сенсорных эталонов  формы и величины у детей  6-го года жизни через совместную  деятельность с педагогом…………………………………………………………………23

2.3. Анализ результатов  опытно-экспериментальной работы по формированию сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом………………………………………….………………………33

Заключение………………………………………………………………………39

Литература………………………………………………………………………41

 

 

 

 

 
Введение.

Одна из основных задач воспитания в дошкольном возрасте – своевременное  познавательное развитие. На современном  этапе важнейшей проблемой дошкольной педагогики и психологии является поиск  путей развития познавательных процессов, формирования самостоятельности в познании окружающей действительности.

Сенсорное развитие служит основанием успешного осуществления  различных видов деятельности дошкольника. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятиях. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т.п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память, воображение, мышление. Составляя основу всей умственной деятельности человека, восприятие играет существенную роль в различных видах деятельности, является регулятором различных практических действий.

Проблемой ознакомления детей с формой и величиной  занимались отечественные и зарубежные ученые: Ф. Фребель, М. Монтессори, Е.А. Флерина, Л.А. Венгер, Н.Н. Подьяков, З.М. Истомина, Н.П. Саккулина и многие другие. В своих исследованиях они изучали сенсорное развитие и в частности восприятие формы и величины. Использование формы и величины, как обязательного признака предметов и их применение для передачи характерных признаков предметов и объектов.

В результате исследований по сенсорному воспитанию (Б.В. Максимов, А.И. Сорокина, И. Шейтапова) были разработаны  содержание и методика развития восприятия формы и величины у детей, особенности усвоения эталонов. Данные исследования показали, что детям дошкольного возраста доступны сведения о различных формах и величинах, они могут овладеть умением выделять, как простые, так и некоторые сложные формы предметов, анализировать и систематизировать предметы по форме и величине, обобщать и классифицировать данные параметры. Овладев этими знаниями и умениями, дети применяют их при обследовании окружающего предметного мира.

Дидактические игры, упражнения, различного вида задания и поручения являются одной из форм совместной деятельности педагога и детей, как средство обучающего воздействия взрослого на ребенка. Они активизируют интеллектуальную деятельность путем формирования умственных операций и действий, обучают построению умозаключений, выявляющих причинно-следственные, пространственные связи.

Таким образом, в пределах сенсорного восприятия подготавливается переход от восприятия к мышлению и формируется определенная основа, необходимая для последующей интеллектуальной деятельности, что определило актуальность выбранной темы: «Формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом».

Объект: сенсорное развитие детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.

Цель исследования: определить педагогические условия формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.

В качестве гипотезы выдвинуты следующие предположения: формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом будет эффективнее осуществляться при следующих педагогических условиях:

1. Включение дидактических игр направленных на совершенствование представлений детей о форме и строении предметов, о взаимоотношении их частей между собой.

2. Включение  дидактических упражнений на формирование и совершенствование непосредственных чувственных впечатлений ребенка о предметах и вещах в свободную деятельность детей.

2. Использование заданий с целью развития быстроты сенсорных реакций и ориентировок в индивидуальной работе на прогулках и в группе.

Задачи:

      1. На основе анализа изученной литературы определить подходы к проблеме формирования сенсорных эталонов.
      2. Выявить уровень сформированности сенсорных эталонов формы и величины у детей экспериментальной группы.
      3. Разработать методику формирования сенсорных эталонов формы и величины.
      4. Подобрать совокупность заданий используемых в совместной деятельности.
      5. Выявить эффективность предложенной методики.

 

В работе используются такие методы психолого-педагогического исследования:

    • теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
    • изучение педагогической документации;
    • наблюдение за детьми в процессе проведения игровых заданий;
    • диагностика уровня сформированности операции «классификация» у старших дошкольников;
    • организация опытно-экспериментальной работы;
    • математическая обработка результатов исследования;
    • анализ полученных результатов.

 

 

 

Глава I. Теоретическое исследование формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом.

    1. Проблема формирования сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни в психолого-педагогической литературе.

Сенсорные процессы на протяжении дошкольного детства испытывают значительное развитие. С возрастом  дети начинают правильнее и полнее воспринимать форму предметов, их величину, пропорции, взаимоотношение отдельных частей предметов и т.д. Во второй половине дошкольного детства ребенок продолжает усваивать общепринятые средства выполнения действий восприятия и наглядно-образного мышления — сенсорные эталоны и наглядные модели. Старший дошкольник овладевает общими принципами анализа самых различных форм и показывает высокие результаты при восприятии конкретных форм предметов.

Сенсорные эталоны — это выработанные человечеством основные разновидности качеств и свойств предметов. Так, эталонами восприятия являются цвета спектра, белый и черный цвета, всевозможные формы, высота и долгота звуков, временные промежутки и т.д. Эти образцы были созданы в ходе истории человеческой культуры и используются людьми в качестве мерок, эталонов, при помощи которых устанавливается соответствие воспринимаемой действительности тому или иному эталону из системы упорядоченных эталонов. Освоение сенсорных эталонов вооружает ребенка представлениями о том, какие бывают свойства у предметов и явлений, и позволяет ориентироваться в них.

На 4-м году жизни ребенок усваивает  и хорошо использует название форм предметов (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник), а на 5-м его можно  научить зрительно расчленять форму предметов на заданные части (этому помогают занятия аппликацией и конструирование из кубиков). Самое трудное для детей — усвоить эталоны величины, так как дошкольники еще в достаточной степени не владеют системой мер. К 5 годам они хорошо владеют представлениями о  геометрических формах, отношениях 3—4 величин (большой, маленький, самый большой, самый маленький).

Но наряду с этими достижениями восприятие в это время имеет  массу несовершенств — сплошь и рядом дети не учитывают ряд  свойств предметов или учитывают их неправильно. Дело в том, что четкие представления в это время складываются лишь об основных разновидностях свойств, из-за чего малоизвестные свойства приравниваются ребенком к известным. Так, имея представление о квадрате, ребенок неизвестные ему трапеции, ромбы, прямоугольники может воспринимать как квадраты, особенно если их отличия от квадрата незначительны.

Если старшим дошкольникам предлагают срисовать какую-либо фигуру или  воспроизвести цвет, они редко  делают ошибки. Если попросить старшего дошкольника срисовать контур фигуры и внутренние детали, то он лучше или хуже изобразит либо контур, либо детали, но даже не попытается изобразить и то, и другое. При возведении постройки по образцу ребенок легко находит нужные детали, если они разложены по отдельности, но если нужная деталь включена в другую постройку, которую можно разобрать, он не выделяет ее из целостной конструкции.

Эксперименты показали, что несовершенство восприятия обнаруживается при зрительном и тактильном обследовании предметов и изображений.

В старшем дошкольном возрасте восприятие развивается вместе с наглядно-образным мышлением и  воображением по 3 основным направлениям:                                                                                                                                                        1) расширяются и углубляются представления детей, ориентированные на общепринятые сенсорные эталоны;                                                                                              2) способы их использования становятся более гибкими, точными, целесообразными;                                                                                                                         3) исследования внешнего мира становятся более систематизированными и целенаправленными, более осмысленными.

К 6 годам ребенок умеет  планомерно и последовательно ощупывать, осматривать объекты, может описывать их свойства, руководствуясь сенсорными эталонами. Если младший дошкольник извлекает осмысление этих свойств из действий с предметом, то старший может пользоваться только одним зрительным восприятием.

Совершенствование действий восприятия у дошкольников идет по пути преобразования внешних ориентировочных  действий в действия восприятия. Ориентировочные действия позволяют ребенку расширить круг решаемых задач, но если появляются задачи, которые ребенок не может решить только с помощью внутренних ориентировочных действий (сравнить свойства нескольких объектов, опознать объект по частичным свойствам и т.д.), то ребенок возвращается к внешним действиям. Лишь тогда, когда разнообразные сенсорные эталоны будут усвоены полностью, ребенок перестанет нуждаться во внешних опорах действия и станет прибегать к ним только в наиболее трудных случаях.

В старшем дошкольном возрасте развивается ориентировка в пространстве и на протяжении всего дошкольного возраста здесь действует общая закономерность, представления о предметах и их свойствах формируются раньше, чем представления о пространстве, а ориентировка в пространстве предшествует ориентировке во времени (и в принципе легче дается ребенку).

Педагогическая задача сенсорного воспитания состоит в  образовании у ребенка такого чувственного опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в  доступных детскому восприятию проявлениях. Педагогика стремится усовершенствовать сенсорные процессы, начиная с раннего детства для того, чтобы ребенок воспринимал окружающее полно, разнообразно, разносторонне. Именно в этих целях выделяются задачи сенсорного воспитания из общепедагогических задач. Решение их обеспечивает полноценное формирование речевой, двигательной, изобразительной деятельности, имеющих сенсорную основу и на ней развивающихся. Таким образом, сенсорное воспитание решает важные задачи общего развития ребенка.

 

    1.     Влияние совместной деятельности с педагогом на формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни.

Совместная деятельность с педагогом – организованная педагогом система активности детей, направленная на целесообразное производство объектов материальной и духовной культуры.[55-c.12]

Каждый блок педагогического процесса (обучение на занятиях совместная деятельность педагога с детьми и свободная  самостоятельная деятельность) имеет  свое непреходящее значение для формирования у детей сенсорных эталонов, осознание причинно-следственных связей между целостным объектом и его признаками, оценочных суждений и т.д. (Р.С.Буре, А.М.Виноградова, Т.А.Маркова и другие).

Информация о работе Формирование сенсорных эталонов формы и величины у детей 6-го года жизни через совместную деятельность с педагогом