Особенности исследования слуха у детей 1 года жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Слух является одним из важнейших чувств ребенка. Он позволяет ему развивать способность к общению, удивляться многообразию звуков в нашем активном мире, учиться говорить, наслаждаться музыкой, одним словом - развиваться. Слуховой анализатор играет крайне важную роль в возникновении речи. Посредством слухового анализатора ребенок получает огромный поток информации из внешнего мира. О

Содержание работы

Ведение………………...………………………………………………………….3
Глава 1. Анатомия и физиология слухового анализатора, основные методы оценки слуха………………………………………………………………………5
Строение слухового анализатора, органа слуха.……………………..5
Патология слуха, её проявления этиология…………………………...7
Методы исследования функций слухового анализатора……………..9
Методики для оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет…………….13
Глава 2. Выявление особенностей оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет…………………………………………………………………………………17
Наблюдение за ребенком. Исследование слуха при помощи метода гороховых проб……………………………………………………...……...17
Сравнение эффективности общих методик и методик к детям в возрасте 1-2 года……………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список используемой литературы……………

Файлы: 1 файл

Курсовая работа слух.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Ведение………………...………………………………………………………….3

Глава 1. Анатомия и физиология слухового анализатора, основные методы оценки слуха………………………………………………………………………5

    1. Строение слухового анализатора, органа слуха.……………………..5
    2. Патология слуха, её проявления этиология…………………………...7
    3. Методы исследования функций слухового анализатора……………..9
    4. Методики для оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет…………….13

Глава 2. Выявление особенностей оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет…………………………………………………………………………………17

    1. Наблюдение за ребенком. Исследование слуха при помощи метода                гороховых проб……………………………………………………...……...17
    2. Сравнение эффективности общих методик и методик к детям в возрасте 1-2 года……………………………………………………………19

Заключение……………………………………………………………………….22

Список используемой литературы……………………………………………...23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Слух является одним  из важнейших чувств ребенка. Он позволяет  ему развивать способность к  общению, удивляться многообразию звуков в нашем активном мире, учиться  говорить, наслаждаться музыкой, одним словом - развиваться. Слуховой анализатор играет крайне важную роль в возникновении речи. Посредством слухового анализатора ребенок получает огромный поток информации из внешнего мира. Особое значение эта проблема имеет в детской практике, так как от состояния слуха ребенка зависит его развитие. Известно, что как ребенок слышит, так и говорит. У ребенка с незамеченной потерей слуха не сможет правильно развиваться речь, языковые навыки и познавательные способности (формирование знаний, мышления, и суждений), необходимые для обучения. Дети с не выявленной патологией слуха, в возрасте 1 года или 2 лет, могут в последствии страдать от постоянных нарушений речи и отставать в остальных навыках, присущих их сверстникам, что, в свою очередь сопровождается задержкой психического и интеллектуального развития и впоследствии приводит к тому, что ребенок становится инвалидом [1, с. 5].

Нарушения слуха в 82% случаев  возникают на 1-2 году жизни ребенка, т.е. в доречевой период, поэтому  актуальность данной проблемы заключается в необходимости ранней диагностики нарушений слуха, с помощью специальных методик, имеющих специфические особенности в отличие от обычных способов выявления слуховых расстройств. Современное развитие компьютерной техники и создание соответствующей диагностической аппаратуры позволяют проводить исследования слуха в любом возрасте, даже у новорожденных. Это дает возможность немедленно начинать реабилитационные мероприятия и способствует в дальнейшем интеграции детей в речевую среду.

Значение слухового восприятия в раннем детстве трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для накопления представлений об окружающем мире. Оно с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка; с другой стороны, имеет самостоятельное значение. Полноценное восприятие необходимо также и для последующего успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок слышит, как он воспринимает мир, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

Цель – выявить особенности методик, используемых для оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы оценки слуха.
  2. Описать клинику и этиологию патологии слуха.
  3. Рассмотреть основные методики оценки слуха.
  4. Изучить способы, используемые для оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет.
  5. Рассмотреть на практике приёмы оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет.
  6. Выявить особенности оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет.

Объектом исследования в данной работе являются методики оценки слуха.

Предметом исследования выступают особенности оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет.

Гипотеза – предполагается, что методики оценки слуха у детей в возрасте 1-2 лет, имеют специфические особенности.

 

 

 

 

 

Глава 1. Анатомия и физиология слухового анализатора, основные методы оценки слуха.

 

    1. Строение слухового анализатора, органа слуха.
Слух - способность органом слуха воспринимать звуки; специальная функция слухового аппарата, возбуждаемая звуковыми колебаниями окружающей среды, например, воздуха или воды. Одно из биологических пяти чувств, называемое также акустичеcким восприятием.
Слуховой  анализатор - совокупность структур, обеспечивающих восприятие звуковой информации, обладающих способностью преобразовывать ее в нервные импульсы, последующую ее передачу и обработку в центральной нервной системе. В слуховом анализаторе выделяют:
1. периферический отдел, который образуют слуховые рецепторы, находящиеся в кортиевом органе внутреннего уха;
2. проводниковый отдел - слуховой нерв;
3. центральный отдел - слуховая зона височной доли коры больших полушарий[9,с. 65].

Орган слуха. К органу слуха относятся наружное ухо, среднее и часть внутреннего [Приложение 1].

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, который заканчивается барабанной перепонкой.

Среднее ухо расположено за барабанной перепонкой в височной кости черепа. В его барабанной полости имеются три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Функцией слуховых косточек является передача и усиление (в 20 раз) звуковой волны от барабанной перепонки к внутреннему уху. Барабанная полость через слуховую (евстахиеву) трубу сообщается с носоглоткой.

Внутреннее ухо расположено в височной кости и представляет собой систему полостей и каналов, называемую лабиринтом. В совокупности они формируют костный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лабиринт. Во внутреннем ухе выделяют три отдела: преддверие, полукружные каналы и улитку. К органу слуха относится только улитка — спирально закрученный в 2,5 оборота костный канал. В улитке располагается рецепторный аппарат слухового анализатора — кортиев орган.

Ухо человека способно воспринимать звуки в диапазоне частот от 16 до 20 000 Гц [12,с. 81].

 

    1. Патология слуха, ее проявления, этиология.

 

Нарушение работы органов  слуха выражающееся в полной потери слуха или ограниченной слышимости, зачастую является следствием различных  факторов. И не только биологических, но и экологических.

В настоящее время  принято выделять причины патологии  слуха по типам нарушения на такие  группы как:

1. проводящая потеря слуха

2. нейросенсорная потеря слуха

При так называемой проводящей потере слуха среднее или наружное ухо не воспринимают звуковые сигналы так, как должно было быть. Однако звук может быть воспринят ушным каналом, ушной косточкой и барабанной перепонкой надлежащим образом. У человека с данной проблемой слуха обычно не наблюдается трудностей при распознавании речи, но при условии достаточно большой громкости. Основными причинами проводящей потери являются аномалии среднего уха – барабанной перепонки и косточек, а также непроходимость ушного канала. Возможные причины: патологии слуховых косточек, барабанной перепонки, непроходимость слухового канала, травмы, баротравмы, отиты и т.п. Иногда снижение или нарушение слуха происходит из-за скопления серы в слуховом проходе[4,с.12].

Потеря чувствительности, нарушение функций слуховых нервов приводит к нейросенсорной потере слуха. Данная проблема слуха коварна тем, что может приводить как к легкой степени потери слуха, так и к полной глухоте. Наиболее распространенной причиной тому являются аномалии волосковых клеток улитки. Реже – причина кроется в нарушении работы преддверно-улиткового (слухового, 8 черепно-мозгового) нерва. Также нейросенсорная потеря слуха может быть вызвана нарушениями в отделах мозга, отвечающих за слух. За редким исключением при этой патологии слуха пораженными оказываются лишь слуховые центры мозга, при этом человек может слышать нормально, но качество воспринимаемого им звука порою не позволяет разобрать речь. Причины нейросенсорной потери слуха – это чаще всего аномалии (деформация либо разрушение) волосковых клеток улитки, врожденные или приобретенные на протяжении жизни человека – например, как следствие полученных травм и вредоносного воздействия шума, побочные эффекты лекарств, инфекции, патология преддверно-улиткового нерва, нарушения отделов мозга[11,с. 230].

При определении показаний  для исследований слуха у детей этой возрастной группы следует учитывать факторы риска по тугоухости и глухоте.

К факторам риска по тугоухости и глухоте относятся:

1. неблагоприятное течение беременности: токсикоз беременности, угроза выкидыша и преждевременных родов, резус-конфликт матери и плода, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, ОРВИ и др.), прием матерью антибиотиков, которые обладают ототоксическим эффектом как побочным действием; алкогольная и иная интоксикация, воздействие радиации;

2. патологические роды: преждевременные, стремительные, затяжные, наложение щипцов, кесарево сечение, частичная отслойка плаценты и другие патологии, приводящие к асфиксии (прекращению поступления кислорода) и внутричерепной травме плода;

3. патология периода новорожденности: выраженная желтуха, врожденные пороки развития (в том числе лор-органов) и др.;

4. факторы риска раннего детства: заболевания, сопровождающиеся повышением температуры, вирусные инфекции; менингоэнцефалит — воспаление мозга и его оболочек; болезни лор-органов (отиты); черепно-мозговые травмы; применение ототоксических антибиотиков; наркоз и др.;

5. наследственная патология: угроза рождения ребенка с тугоухостью при заболевании одного из родителей составляет 50%. Наследственная тугоухость в подавляющем большинстве случаев является нейросенсорной. Но не всегда наличие даже большинства из этих факторов проявится в патологии слуха [2,с. 94].

 

    1. Методы исследования функций слухового анализатора.

 

Состояние органа слуха  является важным  критерием для процесса жизнедеятельности. Человеческое ухо номинально слышит звуки в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Верхний предел имеет тенденцию снижаться с возрастом. Глухому или слабослышащему человеку сложнее адаптироваться в обществе. Поэтому стоит должное внимание уделять проблемам: снижения слуха, невозможности разобрать обращенную речь, звону и шуму в ушах. У большинства людей снижение слуха начинается незаметно, поэтому часто самому человеку сложно выявить наличие такой проблемы. Для этого и существуют методики оценки слуха.

В настоящее время  различают субъективные и объективные методы диагностики слуха:

1. Субъективные методики включают в себя:

1.1 Исследование слуха речью. Оно представляет собой исследование слуха шепотной и разговорной речью, которое заключается в следующем:

Обследуемого ставят на расстоянии 6 м от себя. Исследуемое ухо направлено в сторону с которой будут произноситься слова, противоположное ухо закрывают, прижимая козелок к отверстию слухового прохода II пальцем, слегка потирая этот палец III-м. Пациент не должен смотреть на исследователя во избежание чтения с губ. Экспериментатор шепотом произносит слова с низкими звуками, затем с высокими; пациент их повторяет [9, c. 65]

Норма: шепотная речь различается на расстоянии – 6 м, разговорная речь – 20 м.

1.2 Исследование камертонами [Приложение 2]. В диагностике слуха камертоном изучают воздушную и костную проводимости.

а) Исследование воздушной проводимости.

Звучащий камертон, удерживая  за ножку двумя пальцами, подносят к наружному слуховому проходу обследуемого на расстояние 1-2 см. Секундомером измеряют время, в течение которого обследуемый слышит звучание. После того, как он перестает слышать, камертон следует быстро отдалить от уха и вновь сейчас же приблизить, в результате обычно обследуемый еще несколько секунд слышит звук.

б) Исследование костной проводимости.

Костная проводимость исследуется сначала при открытом наружном слуховом проходе, а затем при закрытом путем прижатия козелка к ушной раковине. Звучащий камертон ставят перпендикулярно ножкой на площадку сосцевидного отростка, продолжительность восприятия измеряют секундомером.

Норма: воздушная проводимость звука в 2 раза превышает костную, удлинение звукопроведения через  кость при закрытом слуховом проходе, более длительное восприятие звука с козелка.

1.3 Аудиометрия. С помощью этого метода измеряются пороги слышимости. Фиксируются они в децибелах по отношению к среднестатистическим порогам нормального слуха. Разница в децибелах между измеренным и нормальным порогами численно характеризует потерю слуха. Этот метод исследования слуха позволяет исследовать как костную так и воздушную проводимость. Основные виды – тональная, речевая, шумовая. Полученные результаты выводятся в виде графика – аудиограммы [7,с. 56].

Информация о работе Особенности исследования слуха у детей 1 года жизни