Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 11:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – выявить потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- раскрыть подходы к социально-нравственному воспитанию в психолого-педагогической литературе;
- обосновать потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста;
- определить формы и методы проектной деятельности дошкольников в процессе ознакомления социально-нравственного воспитания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста.
Психолингвистические основы овладения речью детьми дошкольного возраста. 6
Проблемы развития речи детей средствами фольклора в дошкольной лингводидактике.
Устное народное творчество как жанр детской литературы.
ГЛАВА 2. Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора.
2.1. Уровень развития словаря детей среднего дошкольного возраста.
2.2. Использование устного народного творчества для развития словарного запаса детей среднего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Метод проектов.docx

— 145.49 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                           3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста.

    1. Психолингвистические основы овладения речью детьми дошкольного возраста.                                                                                  6
    2. Проблемы развития речи детей средствами фольклора в дошкольной лингводидактике.                                                                 
    3. Устное народное творчество как жанр детской литературы.

ГЛАВА 2. Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора.

2.1.  Уровень развития словаря детей среднего дошкольного возраста.

2.2. Использование устного народного  творчества для развития словарного  запаса детей среднего дошкольного  возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ  В СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5

1.1 Социально-нравственное  воспитание как актуальная проблема  дошкольной педагогики 5

1.2 Сущность и история  становления метода проектов  в воспитательно-образовательном процессе 9

1.3 Использование метода  проектов в формировании представлений  о родном крае у дошкольников 20

2  МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ  В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО  ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРОВАНИЯ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ) 29

2.1 Характеристика работы  по проблеме в дошкольном учреждении 29

2.2 Методика использования  метода проектов в формировании  представлений дошкольников о  родном крае 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 42

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема нравственного и духовного возрождения подрастающего поколения, подготовка к полноценной взрослой жизни являются одними из самых сложных педагогических проблем. В настоящее время, когда идут масштабные процессы социально-эко¬номических и политических изменений в обществе, особенно трудно при-ходится молодым людям с их еще не устоявшимся мировоззрением и под-вижной системой ценностей. Негативные явления в социально-нравственной сфере общества выражаются, прежде всего, в разрушении института семьи (инфантилизм взглядов и убеждений, неготовность к ответственным по-ступкам), росте алкоголизма и наркомании (потеря смысла жизни, бес-цельность существования), социальной пассивности молодежи (нежела¬ние нести пользу людям трудом и милосердной помощью). Результатом этого становится потеря родительских чувств, нежелание иметь и воспи¬тывать детей, деградация человеческих отношений и в целом ухудшение нравственного здоровья общества. Обострение нравственной ситуации в мире все отчетливее приводит к пониманию того, что кризис социально-нравственных ценностей — это во многом кризис мировоззрения и созна¬ния человечества. Таким образом, актуальность проблемы социально-нрав-ственного воспитания в современном обществе очевидна. Закла¬дывание социально-нравственных основ должно начинаться с рождения.

Сензитивным периодом для развития сферы человеческих отношений, закладывания социально-нравственных основ личности является дошкольный возраст. Отечественная дошкольная педагогика ви¬дит в социально-нравственном воспитании целенаправленный перманентный про-цесс формирования активного, действенно¬го отношения к социально-нравственным ценностям обще¬ства. Формирование социально-нравственных ценностей и социально-нравственное развитие личности осуществляется последовательно: вначале ребёнок получает знания о социально-нравственных нормах и ценностях. Затем приходит осмысление полученных знаний, которое отражается в эмоционально-чувственной сфере. На этом этапе ребёнок начинает осознавать, какими качествами должен обладать человек, как должен вести себя в обществе, чтобы получить признание и одобрение со стороны окружающих. Далее ребёнок реализует в поведении усвоенные понятия «можно — нельзя», «плохо — хорошо», «хочу — надо». Итак, в процессе коммуникации и взаимодействия с окружающими людьми происходит усвоение системы социально одобренных нравственных ценностей, появление социально значимых мотивов поступков, выработка поведенческих норм.

Проблема эта важна: необходимость социально-нравственного воспитания ни у кого не вызывает сомнения, но она пока недостаточно изучена. На всех этапах развития педагогической науки с разных точек зрения и с разной глубиной обсуждались цель, содержание, методы социально-нравственного воспитания. Методологические основы теории формирования социально-нравственной культуры личности освещались в трудах Н.И. Болдырева, Н.К.Гончарова, Б.Т.Лихачева, И.С.Марьенко, Е.Н.Медынского,                                     Ю.П. Сокольникова, Г.Н.Филонова. Ряд важных теоретических и методических выводов по проблеме сцоиально-нраственного воспитания личности содержат работы А.Е.Дмитриева, С.Ф.Егорова, А.В.Зосимовского и др. В работах О.С.Богдановой, Н.Ф. Виноградовой, О.Д.Калининой, Л.И.Катаевой, С.А.Козловой, В.И. Петровой раскрываются теоретические и научно-методические основы формирования нравственного сознания и поведения детей.

Однако специальные исследования, посвященные изучению социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста, единичны. Можно отметить работы И. Ф. Мулько,  И. А. Коморовой, Н. Ершовой,                            Н. Комратовой, С. А. Козловой,  однако этого явно недостаточно. В частности, остался без внимания такой аспект проблемы, как использование метода проектов как средства социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – использование метода проектов в процессе социально-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – выявить потенциал метода проектов в социально-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

- раскрыть подходы к  социально-нравственному воспитанию  в психолого-педагогической литературе;

- обосновать потенциал  метода проектов в социально-нравственном  воспитании детей старшего дошкольного  возраста;

- определить формы и  методы проектной деятельности  дошкольников в процессе ознакомления  социально-нравственного воспитания.

В процессе исследования использовались следующие методы исследования: библиографический поиск, теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической и методической литературы в свете проблемы исследования, многоэтапный педагогический эксперимент.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ  В СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ  ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

1.1 Социально-нравственное  воспитание как актуальная проблема  дошкольной педагогики

 

Термин «нравственность» берет свое начало от слова «нравы». По латыни «нравы» звучат как «mores», что значит «мораль».

Мораль представляет собой общую ценностную основу культуры, направляющую человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенство людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни. Термин « мораль» возник в глубокой древности. Цицерон от слова mos образовал прилагательное moralis, которое характеризовало качества, добродетели человека, его способность руководствоваться в своем поведении указаниями разума и гармонично строить свои отношения с другими людьми.

В IV веке из указанного прилагательного сформировалось существительное moralitas, которое стало означать совокупность человеческих добродетелей. В ряде европейских языков наряду с латинским термином «мораль» появились собственные обозначения, например, «нравственность» в русском языке.

Под моралью в этике, специальной философской дисциплине понимается система выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.

Мораль относится к основным типам нормативной регуляции действий человека таких, как право, традиции, обычаи, но имеет и отличия от них.  Так, правовые нормы и правила имеют обязательный характер, за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность. Нормы и правила морали такого обязательного характера не носят и от самой личности зависит их выполнение. Они поддерживаются силой общественного мнения, сложившимися обычаями и традициями. Выполнение нравственных норм и правил основывается не на принуждении, а на сознании личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости следовать им. В связи с этим в моральной регуляции особую роль приобретает формирование в каждом человеке способности самостоятельно определять свою линию поведения, опираясь на такие категории, как совесть, чувство личного достоинства, долг, добро. В совести заключена интимно-личностная природа, долг носит императивный характер морали, а добро выражает нацеленность на идеал человечности.

Понимание вышесказанного побуждает личность вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества, совершенствовать свое поведение.

Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением норм и правил морали. Нравственность проявляется в том, что человек знает не только нормы и правила поведения, но стремится соблюдать их в реальности. Нравственным можно считать такого человека, для которого правила, нормы и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

Специфика нравственности обусловлена ее основными функциями. Ценностно-ориентирующая функция позволяет оценивать отдельной личностью или обществом характер конкретных поступков, взаимоотношений между людьми. Данная функция нравственности позволяет человеку ориентироваться в разнообразных поведенческих проявлениях людей. На этой основе осуществляется регулирующая функция нравственности, которая воздействует на общение, сотрудничество между людьми, между социальными общностями в процессе их деятельности, т.е. регулирует взаимоотношения в социуме. Реализация обеих функций создает условия для проявления третьей - формирующей, которая позволяет формировать качественно новые характеристики личности. Эти функции раскрывают не только социальную направленность, но и содействуют существованию и развитию нравственности.

Нравственное воспитание дошкольников - целенаправленная деятельность воспитателя по формированию у детей нравственных чувств, этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу. В результате нравственного воспитания происходит нрав¬ственное развитие ребенка, рассматриваемое как процесс и результат, динамика поступательных изменений в сфере нравственности человека. Показателем нравственного развития человека являются представления о морали, нравственные мотивы поведения и отношения, нравственные чувства и, как высший результат, нравственные качества личности [13].

В последние годы используется словосочетание «социально-нравственное воспитание». Значение понятия «социально-нравственное воспитание» значительно шире: социально все, что касается человека, живущего в обществе. Оно тесно связано с понятием «социализация», рассматриваемого как совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему зна¬ний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (И.С. Кон). Социально-нравственное вос-питание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение социально-нравственных норм, ценно¬стей, формируется нравственное сознание ребенка, развиваются социально-нравст¬венные чувства и привычки поведения. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваи¬вает, то есть делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, лично к себе.

Социально-нравственное воспитание А.Ф. Анисимов, Н.Ф. Голованова, Т.Н. Гумницкий, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий и другие понимают как процесс, направленный на усвоение основных понятий о социальных нормах, правилах поведения в обществе, способствующий социализации и последующей социальной адаптации ребенка, включающий в себя разнообразную деятельность воспитанников (игра, общение, труд, спорт, нравственное просвещение и др.) и педагогическое руководство этой деятельностью. Авторы указывают на необходимость гармоничного сочетания социализации и личностного развития ребенка как субъектов жизнедеятельности, протекающей в постоянно изменяющемся социуме.                   В.Г. Бочарова, Р.А. Литвак, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик, В.А. Никитин отмечают необходимость использования: социально обусловленного целеполагания (современность и своевременность); прогнозирования в проектировании и моделировании социально-нравственного воспитания; адекватной стратегии и тактики реализации обоснованных моделей и программ социально-нравственного воспитания; своевременного мониторинга, включающего комплекс диагностических мер для решения общих и частных проблем социально-нравственного воспитания; выполнения комплекса коррекционно-образовательных мероприятий по ходу реализации программ социально-нравственного воспитания дошкольников.

В действовавшую до недавнего времени программу «Пралеска» был включен раз¬дел «Я и мир вокруг меня», в котором ставились задачи по приобщению детей к общечеловеческим и национально-культурным ценностям, развитию интереса к познанию себя и окружающей среды. Отдельно выделен блок «Человек и общество». К чис¬лу задач данного блока в группе «Фантазеры» относились: оказа¬ние помощи в социализации, постижении морально-этических норм и правил жизни в обществе, воспитание любви и уважения к ро¬дителям, формирование гуманных взаимоотношений с окружаю¬щими людьми. В данном блоке решались  задачи по форми¬рованию представлений о человеке, семье, сверстниках и обществе в целом. Подраздел «Ребенок как член семьи» направлен на формирование навыков культурного общения и взаимодействия с родными, развитие желания и умения оказывать эмоциональную поддержку, посильную помощь близким людям. В подразделе «Ре¬бенок как член детской группы» раскрыты вопросы формирования представлений о правилах поведения в «детском обществе», раз¬вития способностей к взаимопониманию и сопереживанию в отно¬шениях со сверстниками. В следующем подразделе «Ребенок как член общества» акцент сделан на расширение знаний дошколь-ников о родном городе, стране, формирование навыков социально одобряемого поведения в общественных местах, стимулирование желания получить в будущем интересную и нужную профессию. В центре внимания раздела «Развиваемся в деятельности» было решение задачи формирования у детей норм и правил по¬ведения, а также культуры общения со взрослыми и сверстниками [23].

Информация о работе Формирование правильной и образной речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора