Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:58, курсовая работа
Цель исследования: изучить процесс формирования правильной осанки в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме формирования осанки в дошкольном детстве.
2. Рассмотреть вопрос о влиянии нарушений осанки на состояние здоровья дошкольников.
3. Оценить условия дошкольной среды, влияющие на формирование осанки дошкольников.
4. Исследовать современные методы диагностики нарушений осанки у детей в дошкольном возрасте, раскрыть значение их профилактики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка правильной осанки у дошкольников 6
1.1. Значение правильной осанки 6
1.2. Виды и признаки нарушений осанки 9
1.3. Причины нарушения осанки 12
Глава 2. Методика формирования правильной осанки, профилактика ее отклонений у детей дошкольного возраста 15
2.1. Условия формирования правильной осанки 15
2.2. Средства формирования правильной осанки 18
2.3. Профилактика нарушений осанки 21
Заключение 26
Список литературы 27
27
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования навыка правильной осанки у дошкольников
1.1. Значение правильной осанки
1.2. Виды и признаки нарушений осанки
1.3. Причины нарушения осанки
Глава 2. Методика формирования правильной осанки, профилактика ее отклонений у детей дошкольного возраста
2.1. Условия формирования правильной осанки
2.2. Средства формирования правильной осанки
2.3. Профилактика нарушений осанки
Заключение
Список литературы
В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Умение держать свое тело не только придает ребенку приятный внешний вид, но и оказывает большое влияние на состояние его здоровья, на жизнедеятельность всего организма.
Для правильной работы органов дыхания, кровообращения, пищеварения, для нормальной деятельности нервной системы большое значение имеет правильно сформированная в дошкольном детстве осанка.
Осанка - привычное положение тела стоящего человека. Формируется в процессе физического развития и становления статико-динамических функций ребенка. Особенности осанки определяются положением головы, пояса верхних конечностей, изгибами позвоночника, формой грудной клетки и живота, наклоном таза и положением нижних конечностей. Поддержание осанки обеспечивается за счет напряжения мышц шеи, пояса верхних конечностей, туловища, пояса нижних конечностей и ног, а также эластических свойств хрящевых и капсульно-связочных структур позвоночника, таза и суставов нижних конечностей.
Наследственные факторы могут обусловливать похожие варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В то же время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый вариант осанки.
Проблема исследования. В детском саду, в семье дети большую часть времени проводят в статичном положении. Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.
Тема курсовой работы: «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста».
Актуальность темы. Воспитание осанки - сложный многогранный процесс. Формирование ее индивидуальных особенностей протекает под влиянием факторов внешней среды. При этом большое значение имеет рациональный гигиенический и двигательный режим, который обеспечивает хорошее развитие опорно-двигательного аппарата ребенка.
В появлении дефектов осанки часто играет роль привычка к неправильной позе, поэтому так важно с раннего возраста приучить ребенка правильно ходить, стоять, бегать, сидеть.
Объект исследования: процесс формирования навыка правильной осанки.
Предмет исследования: Методика формирования правильной осанки, профилактика ее отклонений и коррекции дефектов у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить процесс формирования правильной осанки в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Изучить специальную литературу по проблеме формирования осанки в дошкольном детстве.
2. Рассмотреть вопрос о влиянии нарушений осанки на состояние здоровья дошкольников.
3. Оценить условия дошкольной среды, влияющие на формирование осанки дошкольников.
4. Исследовать современные методы диагностики нарушений осанки у детей в дошкольном возрасте, раскрыть значение их профилактики.
Для решения поставленных задач в курсовой работе были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ педагогической, психологической, методической литературы по теме исследования; систематизация полученной информации.
Методологической базой исследования являются труды: Алямовской В.Г., Спирина В.К., Шармановой С., Мухиной М.П.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Осанка - это привычная, непринужденная манера держать свое тело. Когда она правильная то фигура человека выглядит красивой, стройной, а походка легка и упруга. И наоборот, часто приходится видеть вокруг людей, хорошо сложенных от природы, но фигуру и общий облик которых портит сутулая спина, плечи «коромыслом» опущенная во время ходьбы голова. [13; с. 21]
Осанку надо рассматривать как навык, то есть определенный комплекс условных рефлексов, обеспечивающий сохранение привычного положения тела, отражающий внутренний мир человека - его психическое состояние: настроение, самочувствие и даже характер. Опущенные вниз голова и плечи, ссутулившаяся спина, согнутые колени могут говорить о робости, пассивности человека или о том, что он болен. Когда человек здоров, бодро настроен, энергичен и решителен, он и внешне преображается - подтягивается, распрямляет плечи, смотрит прямо, подтягивает живот. Это свидетельство того, что он уверен в себе и благополучен. [8; с. 10]
Прежде всего, необходимо знать, чем определяется осанка.
- Во-первых, состоянием мышечного аппарата, функциональными возможностями мускулатуры, ее способностью к длительному статическому напряжению.
- Во-вторых, эластическими свойствами межпозвоночных дисков, хрящевых и соединительно-тканых образований суставов позвоночника, а также таза и нижних конечностей.
- В-третьих, состоянием стоп и ног в целом.
Позвоночник - это костный стержень, состоящий из 33 - 34 позвонков, соединенных маленькими эластичными хрящевыми дисками и связками, которые придают ему гибкость. Роль растяжек выполняют короткие и длинные мышцы, протянувшиеся от позвоночника к ребрам, лопаткам, тазу, черепу, между поперечными и остистыми отростками позвонков. Поэтому очень важно, чтобы все эти мышцы были хорошо развитыми, крепкими и напрягались равномерно. Правильное положение тела, в основном, обусловлено степенью развития и тонусов мышц и связок, окружающих позвоночный столб. Правильная осанка является следствием равномерной мышечной тяги и взаимотонуса мышц плечевого пояса, шеи, спины, живота, таза, задней поверхности бедер и, конечно, результатом воспитания соответствующей привычки. Окружающие позвоночник мышцы образуют так называемый мышечный корсет, одной из функций которого является поддержание позвоночника в его физиологических параметрах. При гармоническом физическом развитии у ребенка вырабатывается навык сохранять правильное положение тела. [7; с. 39-40]
На формирование осанки сильно влияет форма стопы. При нормальной ее форме нога опирается на наружный продольный свод, а внутренний свод служит рессорой, обеспечивающей эластичность походки. Если мышцы, поддерживающие свод стопы ослабевают, вся нагрузка ложится на связки, которые, растягиваясь, уплощают стопу. Плоскостопие - это деформация стопы, вызванная уменьшением высоты свода, в сочетании с пронацией пятки и супинацией переднего отдела стопы. Стопа в дошкольном возрасте находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению функциональных нарушений.
Значение правильной осанки трудно переоценить. Основой правильной осанки является здоровый позвоночник - именно он опора всего организма. К сожалению многие пренебрегают им и принижают значение правильной осанки, естественно это сулит проблемы со здоровьем в не таком уж и далеком будущем.
Если у человека правильная осанка, то нагрузка на позвоночный столб распределяется равномерно. За счет изгибов позвоночника обеспечивается гибкость, они смягчают толчки и удары при передвижении. Чем ближе к тазу, тем больше возрастает нагрузка, потому что нижние отделы позвоночника поддерживают вес верхних, и он возрастает по нарастающей. То есть больше всего нагружается поясничный отдел, особенно сидя. Но в подобной нагрузке нет ничего вредного и противоестественного, ведь мы постоянно находимся под влиянием силы притяжения и постоянно двигаемся. Проблемы могут начаться, только если не уделять внимание сохранению правильной осанки.
Позвоночник очень тесно связан с кровеносной и нервной системой, и очень быстро реагирует на любое заболевание организма. Смещение одного из сегментов позвоночника приводит к появлению нарушений в соседних органах, расположенных рядом с сегментом. Например, из-за неудобной обуви так вышло, что одна нога стала немного короче, чем другая, это станет причиной наклона таза в сторону. Чтобы это компенсировать и сохранить равновесие тела, позвоночник станет искривляться дугой в противоположную строну, и как следствие, высота плеч станет разной.
Таким образом, именно такие, незначительные на первый взгляд, мелочи, которые порой выпускаются из виду, играют решающее значение в правильной осанке человека.
Отклонения от нормальной осанки принято называть нарушениями, дефектами, осанки. Нарушения осанки не являются заболеванием. Они связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, при которых образуются порочные условно-рефлекторные связи, закрепляющие неправильное положение тела, а навык правильной осанки утрачивается.
В процессе морфологического развития дошкольный период жизни человека является самым ответственным в формировании правильной осанки. В стадии активного роста у детей шести лет могут появиться дефекты осанки и плоскостопия.
На развитие, укрепление здоровья и формирование осанки оказывают влияние условия окружающей среды, в которых развивается ребенок.
Отрицательное влияние на формирование осанки в данном возрасте оказывают вредные привычки, возникающие еще в раннем детстве, разные положения тела при занятиях, неправильное положение во время сна. В последнее время большую популярность у детей приобретают компьютерные игры. Одной из причин нарушения осанки также может быть неправильная поза при нахождении ребёнка за компьютером.
Кроме указанных причин, ухудшают осанку при слабой мускулатуре привычки стоять на одной ноге, читать лежа на боку, носить в одной и той же руке тяжести. Отрицательно действует на формирование осанки езда на велосипеде в согнутом положении или на самокате.
Дефекты осанки связаны с изменением физиологической кривизны позвоночника, их усилением или ослаблением в сагиттальной плоскости. Дефекты осанки связаны с асимметрией плечевого пояса, когда одно плечо и лопатка находится выше или ниже другого.
Распространенные дефекты осанки у детей дошкольного возраста - выраженные изгибы позвоночника вперед (шейный и поясничный лордозы), назад (грудной и крестцовый кифозы) и боковые (сколиозы). Сложные (комбинированные) виды искривления позвоночника встречаются реже. Дефекты позвоночника связаны с увеличением угла наклона таза. Очевидно, зонами риска, определяющими характер нарушений осанки, являются шейный, грудной и поясничный отделы позвоночника, угол наклона таза, стопа, мышечная система [3; с. 48]. Нарушения и деформации осанки неблагоприятно сказываются на функциях внутренних органов: затрудняется работа сердца, лёгких, желудочно-кишечного тракта; уменьшается жизненная ёмкость лёгких; снижается обмен веществ; появляются головные боли, повышенная утомляемость; снижается аппетит, ребёнок становится вялым, апатичным избегает подвижных игр.
Нарушения осанки бывают двух типов:
1. Нарушение осанки в сагиттальной плоскости - неправильное соотношение физиологических изгибов позвоночника. В этих случаях можно наблюдать сглаживание физиологических изгибов (плоская спина), увеличение поясничного лордоза при слабо выраженном шейном и грудном кифозе (плоско - вогнутая спина), увеличение всех физиологических изгибов (кругло - вогнутая спина) и увеличение грудного кифоза при уменьшенном шейном и поясничном лордозе (сутулость).
Плоская спина характеризуется уменьшением физиологических изгибов позвоночника. Рессорная функция позвоночника снижена, грудная клетка уплощена, живот в нижней части выдается вперед, мышцы спины ослаблены. Плоская спина, как правило, результат функциональной неполноценности мускулатуры. Дети с плоской спиной предрасположены к боковым искривлениям позвоночника.
Круглая спина характеризуется дугообразно увеличенным грудным ки-фозом на фоне сглаживания поясничного и шейного изгибов позвоночника.
У детей с круглой спиной связки и мышцы растянуты, а грудные мышцы укорочены. Это укорочение ограничивает движения в плечевом суставе, поэтому дети с круглой спиной не могут поднять руки до отказа.
При кругло-вогнутой спине отмечается увеличение всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза при этом выше физиологической нормы. Вследствие увеличения угла наклона таза резко увеличена поясничная кривизна, поясничная область сильно прогнута вперед, брюшная стенка вялая, растянута. Голова, шея, плечи наклонены вперед, а живот выступает и свисает. Колени максимально разогнуты, может возникать даже избыточное разгибание коленных суставов.
2. Нарушение осанки во фронтальной плоскости характеризуется асимметрией в положении надплечий, лопаток, боковым искривлением позвоночника (остистые отростки как бы образуют букву С или S).
Информация о работе Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста