Формирование познавательного интереса на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: раскрыть проблему формирования познавательного интереса учащихся на уроке русского языка.
Задачи исследования:
- рассмотрение историко-педагогического аспекта проблемы
- сущность познавательного интереса
- характеристика познавательного интереса
- познавательный интерес как мотив учения
- Необходимость развития познавательного интереса к русскому языку

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..…….1-3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка
1.1 Историко-педагогический аспект проблемы формирования познавательного интереса……………………………………………….4-9
1.2 Определение познавательного интереса……………………………10-12
1.3 Характеристика познавательного интереса…………………………12-13
1.4 Познавательный интерес как мотив учения…………………………13-17
Глава 2. Практические решения проблемы формирования познавательного интереса
2.1 Методы изучения познавательного интереса…………………………17-18
2.2 Анкета……………………………………………………………………18-20
2.3 Наблюдение……………………………………………………………..20-21
2.4 Наглядность……………………………………………………………..21-23
2.5 Необходимость развития познавательного интереса к русскому языку…………………………………………………………………………23-25
Заключение……………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………27-28
Приложение………………………………………………………………….29-32

Файлы: 1 файл

Содержание курсовая работа.docx

— 89.88 Кб (Скачать файл)

С марксистских позиций рассматривала  проблему интереса Н.К. Крупская.

Практическое применение прогрессивные идеи по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов  А.С. Макаренко и С.Т. Шацкого.

С.Т. Шацкий уделял самое  серьёзное внимание проблеме интереса в обучении. Но С.Т. Шацкий не избежал  противоречий: с одной стороны, как  он считал, интерес — важный фактор активного усвоения ребёнком социального  опыта, с другой — роль интереса он видел в приспособлении ребёнка  к окружающей среде.

И тем не менее С.Т. Шацкий считал, что школа должна опираться  на стремление детей учиться. Это  он называл жизненным импульсом, который необходимо укреплять и  продолжать.

А.С. Макаренко раскрывает некоторые методические приёмы поддержания  и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассматривание иллюстраций, наталкивающих на вопросы, и т.д.

Макаренко считал, что жизнь  и труд ребёнка должны быть пронизаны  интересом, что содержание образовательной  работы определяется детским интересом.

В диалектике воспитательного  процесса А.С. Макаренко показал  единство содержания, средств и методов  воспитания, раскрыл логику воспитательного  процесса, исходя из сочетания требований общественной жизни с интересами детского коллектива и интересами отдельной  личности.

Дальнейшая разработка проблемы интереса была связана с переходом  на классно-урочную систему обучения.

Ш.А. Амонашвили разрабатывал проблему интереса в обучении шестилеток. Интерес к учению слит со всей жизнедеятельностью младшего школьника: неосторожный поворот  метода, однообразие приёма может  расшатать интерес, который ещё  очень хрупок. Лабораторией экспериментальной  диалектики НИИ педагогики Грузии под  руководством Ш. А. Амонашвили разработаны  психолого-педагогические основы, заложенные в эксперименте по обучению шестилеток, накоплены приёмы стимулирования познавательных интересов детей (преднамеренные «ошибки» учителя, задачи на внимание, сочинительство сказок, задачи на сравнение и т.д.).

Сегодня проблема интереса всё шире исследуется в контексте  разнообразной деятельности учащихся, что позволяет творчески работающим учителям, воспитателям успешно формировать  и развивать интересы учащихся, обогащая личность, воспитывать активное отношение  к жизни.                                                                

 

    1. Определение познавательного интереса

Познавательный интерес  – важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир с целью  ориентировки в самом существенном отношении человека к миру – стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость.

          Особенностью познавательного интереса  является также его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию действительности.

          Познавательный интерес может  быть весьма широким, распространяющимся  на получение информации вообще, на узнавание нового в различных  сторонах предметного мира и  углубленным в определенную область  познания, в ее теоретические  основы, ее существенные связи  и закономерности.

Ценность познавательного  интереса для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, что познавательный интерес выступает как важный мотив активности личности, ее познавательной деятельности.

В.Н. Мясищев определяет интерес  именно как активное познавательное отношение, потому что при всяком интересе, мы стремимся, говорит он, быть в центре накопляющейся информации.

Данный взгляд на интерес  не разделяет А.Г. Ковалев «Определяя интерес как познавательное отношение  к объекту, психологи, разделяющие  эту позицию, по существу сужают понятие  интереса и сводят его только к  познавательному интересу… Очевидно, что интерес как свойство направленности личности – сложное явление…»

Такое суждение, с точки  зрения Г.И. Щукиной, правомерно в том  отношении, что оно направлено на выделение познавательного интереса как особой области интересов  человека. Однако особенность познавательного  интереса состоит не в простом  ознакомлении с предметом. Суть познавательного  интереса в том, что объектом его  является сам процесс познавания, который характеризуется стремлением  проникать в сущность явлений.

В педагогике имеются попытки  заменить термин «познавательный интерес» термином «учебные интересы» (В.Г. Иванов). Однако с точки зрения Г.И. Щукиной, термин «познавательный интерес» точнее выражает этот вид интереса, поскольку в зоне познавательного интереса уже у подростка, не говоря уж о старшем школьнике, находятся не только знания по предметам, но и многие открытия современности.

В зарубежной литературе термин «познавательный интерес» не фигурирует. В ряде источников есть термин «интеллектуальный интерес» (С. Ларсебо, Л. Тилер и др.)

С точки зрения Щукиной  этот термин также не включает в  себя того, что входит в понятие  «познавательный интерес», потому что  познание включает в себя не только интеллектуальные процессы, но и элементы практических действий.

Анализируя различные  определения познавательного интереса, я пришла к выводу, что Г.И. Щукиной  удалось шире и глубже, чем другим исследователям объяснить этот феномен. Ее выводы интересны и логичны. Она  использует убедительные аргументы  для корректировки определения  познавательного интереса того или  иного автора. Поэтому я в своем  исследовании буду употреблять термин «познавательный интерес» и соглашусь с Щукиной, что в самом общем определении познавательный интерес выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.                                                                     

    1. Характеристика познавательного интереса

Познавательный интерес  представляет собой сплав важнейших  для развития личности психических  процессов. В интеллектуальной деятельности протекающей под влиянием познавательного  интереса, проявляются:

  • активный поиск – догадка;
  • исследовательский подход – готовность к решению задач;

Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес:

  • эмоции удивления – чувство интеллектуальной радости;
  • чувство ожидания нового – чувство успеха.

В этом своеобразном словаре психических  процессов, лежащем в основе познавательного  интереса, важнейшим элементом является волевое усилие (К.Д. Ушинских, Б.Т. Ананьев). Самым характерным для познавательного интереса волевым проявлением считается самостоятельность добывания знаний.

Интеллектуальная, волевая, и эмоциональная стороны познавательного  интереса составляют его единое взаимосвязанное  целое.

Важной особенностью познавательного  интереса является то, что от человека требуется активный, творческий, деятельный поиск.

Познавательный интерес  может выступать и как средство обучения. Здесь большую роль приобретает  занимательность.

На использование занимательности  существует  две точки зрения.

Первая точка зрения В.Г. Иванова «Занимательность – элементарный уровень интереса, возникающий под влиянием яркости впечатления, следовательно, непродолжителен, легко вытесняется новыми яркими впечатлениями». И вторая точка зрения принадлежит Б.Т. Ананьеву: «занимательность моментальна и эмоциональна, она не производит существенного сдвига в умственной деятельности. Но направляет ее к последующему решению интеллектуальных задач, то есть способствует организации последующей деятельности, следовательно, придает учебному интересу значение длительного фактора».

Я согласна с точкой зрения Ананьева.

Выделяют элементы, которыми должна обладать занимательность (Я.И. Перельман):

  • новизна;
  • необычность;
  • несоответствие прежним представлениям.

В своей деятельности учитель должен формировать познавательный интерес  как устойчивую черту личности.

 

1.4 Познавательный интерес как мотив учения

Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учение становится фундаментальной  основой жизни, когда к системообразующему познанию ребенка привлечены специальные  учреждения и педагогически обученные  кадры.

В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов. Познавательный интерес направлен на познавание, овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данной предметной области с ее специфическими свойствами, но и к процессу добывания  этих знаний, к познавательной деятельности, в которой происходит оперирование уже приобретенными способами учения, овладение новыми и их совершенствование.

Познавательный интерес  составляет тот важнейший мотив  учения, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, к знаниям. Которые побуждают  учиться с охотой, связан с радостными переживаниями от умственного труда, с постоянным стремлением углубляться  в изучение одного или нескольких учебных предметов.

Опыт познавательной деятельности содействует постоянному формированию познавательного интереса. Значит необходима стимуляция познавательных интересов  учащихся.

Стимул – это воздействие, обуславливающее динамику психических состояний индивида и относящееся к ней как причина к следствию.

В процессе обучения имеет  место использование трех видов  стимуляции познавательных интересов  учащихся:

  • первый вид стимуляции имеет своим источником содержание учебного материала;
  • второй вид стимуляции опирается на фактор общения и связан с отношениями, которые складываются в учебном процессе между учениками, а также между ними и учителем;
  • третий вид стимуляции осуществляется в ходе организации учебной деятельности школьников.

Стимуляция познавательных интересов учащихся в учебном  процессе многопланова. Она поступает  из двух основных источников: из содержания учебного материала, которым овладевают школьники, и непосредственно из процесса учебной деятельности учащихся. Помимо этого стимулирующее влияние  на познавательные интересы школьников оказывает фактор общения между  участниками учебного процесса, в  котором складываются разнообразные отношения, либо способствующие, либо, наоборот, тормозящие формирование интереса к познанию и учению.

Как мотив учения познавательный интерес имеет ряд преимуществ перед другими мотивами:

1. Познавательный интерес  раньше других мотивов осознается  школьниками. «Интересно» и «неинтересно»  - основные критерии оценки урок

2. Познавательный интерес  в сравнении с другими мотивами  более точно выражает мотивацию  учения, ясно понимается.

3. Познавательный интерес  (как мотив) более доступен  для наблюдения. Его легче распознать, обнаружить, вызвать. А следовательно,  легче управлять его формированием.

4.Познавательный интерес  как мотив личности имеет небольшую  ситуационную прикованность. Он  побуждает школьников заниматься  увлеченно не только на уроке  или в процессе подготовки  домашнего задания.

Познавательный интерес  – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Познавательный интерес не является чем-то внешним, дополнительным по отношению  к учению. Наличие интереса является одним из главных условий успешного  протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации обучения.

Проблема интереса – это  не только вопрос о хорошем эмоциональном  состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием школьников. Многочисленными исследованиями доказано, что интерес стимулирует волю и внимание, помогает более легкому  и прочному запоминанию.

Информация о работе Формирование познавательного интереса на уроках русского языка