Формирование педагогического мастерства у воспитателей детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования – теоретическое обоснование и изучение педагогического мастерства у воспитателей детского дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования – если воспитатели овладеют современными методами диагностики профессиональных умений, а также будут включены в разнообразные тренинги, то это повысит педагогическое мастерство воспитателей детского дошкольного учреждения.
Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме педагогического мастерства в дошкольном учреждении.
2. Изучить особенности педагогического мастерства у воспитателей
детского дошкольного учреждения.
3. Проследить влияние тренингов, на формирование педагогического мас-
терства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………… 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО
ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………. 8
1.1. Сущность и структура деятельности воспитателя детского дошкольного
учреждения………………………………………………………………… 8
1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения и индивидуальный
стиль деятельности воспитателя детского дошкольного учреждения… 31
1.3. Понятие о профессионально-педагогическом самосовершенствовании
воспитателя детского дошкольного учреждения……………………….. 39
ГЛАВА II. ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…. 52
2.1. Диагностика педагогического мастерства в дошкольном учреждении.. 52
2.1.1. Профессиональные умения воспитателя детского дошкольного
учреждения…………………………………………………………. 54
2.1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя
детского дошкольного учреждения………………………………. 58
2.2. Влияние тренингов на повышение профессионального мастерства
воспитателя……………………………………………………………….. 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 79

Файлы: 1 файл

Воспитатель ДУ(диплом).doc

— 571.00 Кб (Скачать файл)


                                      Оглавление

 

   ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………  3

    

   ГЛАВА I.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ

   ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО

   ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…………………………………………….   8

   1.1. Сущность и структура деятельности воспитателя детского дошкольного

           учреждения…………………………………………………………………   8

  1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения и индивидуальный

           стиль деятельности воспитателя детского дошкольного учреждения…  31

   1.3.  Понятие о профессионально-педагогическом самосовершенствовании               

           воспитателя детского дошкольного учреждения………………………..  39

 

  ГЛАВА II.  ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

   МАСТЕРСТВА У  ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ….   52

  2.1. Диагностика педагогического мастерства в дошкольном учреждении..  52

           2.1.1. Профессиональные умения воспитателя детского дошкольного

                      учреждения………………………………………………………….  54

           2.1.2. Индивидуальный стиль педагогического общения воспитателя

                      детского дошкольного учреждения………………………………. 58

   2.2.  Влияние тренингов на повышение профессионального мастерства

            воспитателя………………………………………………………………..  68

                                

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….  76

 

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….  79

 

  ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….  85

 

 

 

 

 

 

 

       

              

 

                       

ВВЕДЕНИЕ

          Гуманизация системы образования и новые подходы к Концепции дошкольного образования определили интерес к личности воспитателя детского дошкольного учреждения. Значительную роль в настоящее время приобретают проблемы повышения педагогического мастерства учителей, воспитателей – главных фигур, осуществляющих учебно-воспитательный процесс.                                                                   

          Проблема педагогического мастерства вызывала огромный интерес людей во все времена, и особенно она актуальна в настоящее время, так как развитие и углубление процесса реформирования системы образования невозможны без всемерной активизации интеллектуального, духовного потенциала личности. Педагогическое мастерство рассматривается нами как совокупность важнейших качеств педагога, его деятельности, которые обусловливаются высоким уровнем его психолого-педагогической подготовленности, способностью решать педагогические задачи (обучения, воспитания и развития личности), умением стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.  

         Именно он, воспитатель, является первым педагогом, которому доверена благородная миссия – воспитание и обучение ребенка, именно он ответствен за развитие человека в период, когда особенно интенсивно формируется психика, зарождаются зачатки творчества, самосознания, активно развивается речь, чувства, интеллект.

        Воспитатель, находясь длительно в тесной связи с детьми, повседневно влияет на них и оставляет в их сердцах память о детском саде на всю жизнь и эти воспоминания должны быть радостными. Поэтому так важно указание А.М.Горького о том, что «детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира» [19, 25].

       

       А.С.Макаренко писал о том, что мастерство воспитателя не является каким-то особым искусством, требующим таланта, что это специальность, которой надо учить, как учат врача искусству лечить. 

       Педагогическому мастерству обучаются учащиеся колледжей, студенты педагогических университетов, которые готовятся стать воспитателями детских дошкольных учреждений. Но это лишь подготовительная ступень к овладению мастерством в подлинном смысле этого слова. Педагогическим мастерством воспитатель овладевает в процессе упорного, систематического труда и преодоления трудностей в работе детского учреждения.

       Воспитатель-мастер предан своему делу, горячо любит маленьких детей, видит в каждом из них развивающуюся личность и умеет проектировать, по выражению А.С.Макаренко, ее развитие.

      В настоящее время усиливается большая потребность в кадрах воспитателей с высоким уровнем профессионализма, вызывая необходимость изучения проблем формирования личности воспитателя детского сада и повышения качества подготовки специалистов по дошкольному воспитанию. Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения – предмет изучения психологов и педагогов (Е.А.Панько, В.И.Логинова, Л.Г.Семушина, Р.С.Буре, Е.А.Гребенщикова, Е.В.Гладкова, Д.Ф.Николенко и др.).

       Мы уже не в первый раз обращаемся к словосочетанию педагогическое мастерство. Что понимается под ним? Во взглядах на педагогическое мастерство нет единства. Некоторые рассматривают его как своего рода совокупность безличностных профессиональных знаний, умений и навыков, передаваемых в процессе обучения и в значительной степени зависящих от стажа педагогической деятельности. Другие, в противовес такому взгляду, понимают под педагогическим мастерством результат личностного роста педагога в своей профессии, совершенствование его целостного творческого и личностного потенциала, неразрывно связанного со спецификой его личностной позиции в социально-психологическом контексте учебно-воспитательного процесса [59, 26].

       И с такой позиции есть резон – ведь личность воспитывается личностью.

      Необходимым признаком педагогического мастерства воспитателя является умение отыскать и применить нужные средства, разнообразные приемы воздействия и способность найти индивидуальный подход, наиболее эффективный в каждом конкретном случае. Для воспитателя-мастера характерно умение понять внутренние мотивы дошкольника, обстоятельства и отношения, которые руководят их поступками.

       И все же нам ближе определение педагогического мастерства, данное в “Педагогической энциклопедии”, где оно рассматривается как «высокое и постоянно доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей» [69, 739].

       Анализ практического состояния вопроса по формированию педагогического мастерства свидетельствует о том, что многие педагоги слабо владеют основными компонентами профессионального мастерства, зачастую проявляется авторитарное отношение к детям, а также недостаточно владеют элементами профессионального мастерства (голос, мимика, жесты, пантомимика и т.п.).

       Выше сказанное определило выбор темы исследования: «Формирование педагогического мастерства у воспитателей дошкольного учреждения».

       Объект исследования – воспитатели детского дошкольного учреждения г. Барановичи.

       Предмет исследования – процесс формирования педагогического мастерства у воспитателей детского дошкольного учреждения.

       Цель исследования – теоретическое обоснование и изучение педагогического мастерства у воспитателей детского дошкольного учреждения.

    Гипотеза исследования – если воспитатели овладеют современными методами диагностики профессиональных умений, а также будут включены в разнообразные тренинги, то это повысит педагогическое мастерство воспитателей детского дошкольного учреждения.

Цель и гипотеза определили необходимость решения следующих задач:

  1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме педагогического мастерства в дошкольном учреждении.

        2.  Изучить особенности педагогического мастерства у воспитателей

             детского дошкольного учреждения.

        3.  Проследить влияние тренингов, на формирование педагогического мас-

              терства.

       Методология исследования:

  • Положение А.Г.Исмагиловой об индивидуальном стиле педагогического общения воспитателя детского сада.
  • Исследования Е.А.Панько об изучение деятельности педагога детского дошкольного учреждения; об основах профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения.
  • Исследования Е.В.Гладковой о формировании личности воспитателя детского сада в процессе профессиональной подготовки.
  • Исследования Н.В.Кухарева, В.С.Решетько о диагностике педагогического мастерства и педагогического творчества.

      Методы исследования. В исследовании были использованы следующие методы: теоретический анализ литературы, тесты, анкетирование, метод оценочных шкал, методы математической обработки данных.

        Научная новизна данной работы заключается в разработке тренингов на формирование стиля педагогического общения, а также профессиональных умений воспитателя.

      Практическая значимость исследования состоит в том, что разнообразные тренинги, способствовали повышению педагогического мастерства.

        Структура дипломной работы. Дипломная работа на тему «Формирование педагогического мастерства у воспитателей детских дошкольных учреждений» состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка использованной литературы, приложения.

        Материалы исследования были апробированы и внедрены в практику работы дошкольного учреждения № 17 г. Барановичи. Кроме этого подготовлены и опубликованы статьи «Профессионализм воспитателя дошкольного учреждения – главное условие эффективности воспитания дошкольников», «Педагогическое мастерство воспитателя дошкольного учреждения – главное условие эффективности воспитания дошкольников» (см. Приложение 1), участвовала в работе международной научно-практической конференции молодых исследователей «Содружество наук. Барановичи – 2005», а также в республиканской научно-практической конференции молодых ученых «Семья, дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир ребенка», на которых выступила с докладами по материалам исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА У ВОСПИТАТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

 1.1.  Сущность и структура деятельности воспитателя детского

 дошкольного  учреждения.

 

      Великий педагог К.Д.Ушинский был убежден, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» [83, 266]. И никакие уставы, программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания. Только личность может воздействовать на развитие и определение личности, только характером можно сформировать характер. В педагогическом деле, пожалуй, как ни в каком другом, личность самого педагога имеет особо важное, первостепенное значение. Личность воспитывается личностью. 

      Вот почему, хотя главная тема, которой посвящается разговор – деятельность воспитателя, начать его хочется с самого воспитателя, его личности. Какие же из его личностных качеств особенно значимы для педагогической деятельности, без каких воспитатель не состоится?     

      Ответ на этот вопрос в значительной степени связан с тем, какие цели, задачи ставит педагог в своей деятельности, в чем видит ее главный результат. Формирование ребенка как личности и есть главная цель деятельности современного воспитателя детского сада.

      Личность воспитателя детского сада формируется, проявляется и изменяется в процессе его профессиональной педагогической деятельности. Непременным условием успеха в работе представителей всех профессий типа «человек-человек» (а воспитатель как раз к ним и относится) является направленность на деятельность в области межличностных взаимодействий, повернутость своего «я» к другим людям. Именно такая направленность и порождает в личности ориентировку, прежде всего на положительные качества в другом человеке, способствует раскрытию личностного потенциала того, с кем общаемся, позволяет успешно осуществить профессиональное общение, находить эффективные и соответствующие особенности партнера по общению, способы взаимодействия с ним.

       Важно,  чтобы направленность деятельности  в области межличностных отношений была тесно связана с интересом воспитателя к педагогической деятельности, с искренним стремлением сделать своих воспитанников лучше, прекраснее. Ярко выраженная педагогическая направленность отличает педагогов-мастеров, чье призвание – работа с детьми. Их любовь не слепая и не только к избранным, а к каждому воспитаннику – и к тем, кто уверенно заявляет о себе, чьи способности уже сейчас заметны, и к застенчивым, робким, чьи задатки пока еще не раскрыты, к покладистому и к трудному. И еще одна особенность – их чувство любви к детям тесно переплетается с эмпатией – способностью не только осознавать характер эмоционального состояния другого, но и откликаться на переживания, сочувствовать и подстраиваться под него. Ответной любовью, особой привязанностью платят дети таким воспитателям…

       Педагогическая направленность часто проявляется в вере воспитателя в своих питомцев, в возможность достижения близких и более отдаленных перспектив своей профессиональной деятельности. Это качество, без которого сложно, а порой и невозможно преодолеть встречающиеся трудности, подняться с детьми на ступеньку выше, подарить им счастье. Вера способствует и раскрытию личностного потенциала воспитанников, нахождению эффективных способов взаимодействия с ними.   

     Что характеризует деятельность воспитателя? Согласно теории деятельности, выдвинутой известным психологом А.Н.Леонтьевым, «…главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различении их предметов. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность». [46, 6] Предмет деятельности воспитателя – дети младенческого, раннего, дошкольного возраста, которых он воспитывает и обучает.

Информация о работе Формирование педагогического мастерства у воспитателей детского сада