Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: Определить влияние процесса формирования навыков самообслуживания на развитие ребенка раннего возраста.
Задачи: 1.Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста;
2.Определить методы, формы и приемы необходимые для формирования навыков самообслуживания;
3.Разработать рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ
САМООБСЛУЖИВАНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО
ВОЗРАСТА…………………………………………………………..6
1.1.Психолого-педагогические особенности ребенка в возрасте
от 1 до 3 лет………………………………………………………….6
1.2.Понятие самообслуживания; методы, приемы, формы
Самообслуживания………………………………………………….9
1.3.Особенности формирования навыков самообслуживания в
раннем возрасте…………………………………………………….14
Вывод по первой главе……………………………………………....23
ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА……………………………….24
2.1.Организация и проведение опытно-экспериментальной
Работы……………………………………………………………...24
2.2.Анализ результатов………………………………………………25
2.3.Рекомендации родителям……………………………………......26
Вывод по второй главе……………………………………………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30
ПРИЛОЖЕНИЕ.…………………………………………………………………31

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Удмуртской Республики.doc

— 272.00 Кб (Скачать файл)


                                             

Министерство образования  и науки Удмуртской Республики

Государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального образования

«Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По педагогике

 

Тема: Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент III курса; 231 группы;

                                                                    Специальности 050709

                                                                               «преподавание в начальных

                                               классах»

                                                             Вахрушева Елена

                                                         Владимировна

                                            Руководитель: Кириллова Ольга

                                                            Николаевна

 

 

 

Ижевск, 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ

                   САМООБСЛУЖИВАНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО

                   ВОЗРАСТА…………………………………………………………..6

               1.1.Психолого-педагогические особенности ребенка в возрасте

                    от 1 до 3 лет………………………………………………………….6

                 1.2.Понятие самообслуживания; методы, приемы, формы   

                    Самообслуживания………………………………………………….9                             

                 1.3.Особенности формирования навыков самообслуживания в

                    раннем возрасте…………………………………………………….14 

                  Вывод по первой главе……………………………………………....23                                            

ГЛАВА 2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ

                 СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

                 У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА……………………………….24

                 2.1.Организация и проведение опытно-экспериментальной

                     Работы……………………………………………………………...24

                 2.2.Анализ результатов………………………………………………25

                 2.3.Рекомендации родителям……………………………………......26

                    Вывод по второй главе……………………………………………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….30

ПРИЛОЖЕНИЕ.…………………………………………………………………31

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

        Овладение навыками самообслуживания (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка, является важным шагом на пути к его независимости.

Обучение навыкам  самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий.

При обычном  варианте развития ребенок после  года уже может осуществить отдельные  действия, направленные на себя: надеть и снять шапку, снять носки, варежки, может сам есть ложкой и пить из чашки. Эти умения ребенок приобретает сам, подражая действиям взрослых, ухаживающих за ним. И последующие навыки формируются при непосредственном участии взрослых, которые дают образец действия, одобряют правильный результат и указывают на ошибки, одновременно обучая ребенка контролировать и оценивать свои действия, сверять их с образцом.

        Данной проблемой занимались: К.Д.Ушинский, Джон Локк, Г.И.Песталоции, Л.Н.Толстой, Н.К.Крупская, С.Т.Шацкий, П.П.Блонский, В.А Сухомлинский, Д.Б.Эльконин, Л.С.Выготский.

На современном  этапе складывается тенденция в  семьях замещать действия ребенка по самообслуживанию одним из родителей  или другими членами семьи. Подходя  к возрасту, когда можно посещать детский сад проступает неготовность малыша к самообслуживанию без помощи родителей и взрослых людей.

        Это показывает актуальность  данной темы. Исходя из выше  изложенного, мы можем наблюдать  противоречие: все родители понимают  необходимость формирования навыков  самообслуживания у ребенка раннего возраста, но не всегда знают, как эти навыки формировать.

Выявленное  противоречие позволило сформировать проблему исследования: как формировать навыки самообслуживания у ребенка с 1 до 3 лет.

Сформированная  проблема определила тему курсовой работы: Формирование навыков самообслуживания в возрасте от 1 до 3 лет.

         Цель исследования: Определить влияние процесса формирования навыков самообслуживания на развитие ребенка раннего возраста.

           Объект: Развитие ребенка раннего возраста.

         Предмет: Обучение приемам самообслуживания ребенка раннего возраста.

         Гипотеза: Роль родителя в формировании навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста будет значимой при условии осознании родителями важности и необходимости формировании навыков самообслуживания у ребенка в раннем возрасте.

         Задачи: 1.Изучить теоретическую литературу по проблеме формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста;

                        2.Определить методы, формы и приемы необходимые для формирования навыков самообслуживания;

                        3.Разработать рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания.

         Для решения поставленной задачи и достижения цели исследования в работе используются следующие методы:

         - теоретический: анализ, обобщение;

         - эмпирический: экспериментальный, анкетировние;

         - приемы обработки данных: количественный и качественный анализ.

        

         База исследования: Ясли-сад «Кроха» № 136.

         Структура работы: курсовая работа состоит из титульного листа, содержания, введения, 2 глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС  ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА

 

 

1.1 Психолого-педагогические особенности детей в возрасте от 1 до 3 лет.

 

 

         В конце первого года жизни социальная ситуация полной слитности ребенка со взрослым взрывается изнутри. В ней появляются двое: ребенок и взрослый. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности: появляются первые слова, ребенок начинает ходить, развиваются действия с предметами. Однако диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен.

         Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «Ребенок-ПРЕДМЕТ-взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом.

         Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятельность, направленная на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности.

[№ 3]

         Ребенок благодаря взрослому,  сразу входит в мир постоянных  предметов. Он усваивает постоянное  назначение предметов, закрепленное за ними обществом и в целом не изменяющееся в зависимости от данного момента. Это, конечно, вовсе не означает, что, усвоив то или иное предметное действие, ребенок всегда употребляет предмет только по назначению. Так, научившись черкать карандашом по бумаге, он сможет вместе с тем катать карандаши или строить из них колодец. Но важно то, что ребенок при этом знает истинное назначение предмета. Когда двухлетний шалун, например, надевает на голову свой ботиночек, он смеется, так как понимает несоответствие выполняемого действия назначению ботинка.

         На первых ступенях развития  предметной деятельности действие  и предмет очень жестко связаны  между собой: ребенок способен  выполнить усвоенное действие  только с тем предметом, который для этого предназначен. Если ему предлагают, например, причесаться палочкой или попить из кубика, он оказывается просто не в состоянии выполнить просьбу – действие распадается. Только постепенно происходит отделение действия от предмета, в результате которого дети раннего возраста приобретают возможность выполнить действие и с не соответствующими ему предметами или использовать предмет не по прямому назначению.

         Таким образом, связь действия  с предметом проходит три фазы  развития. На первой с предметом могут выполняться любые известные ребенку действия. На второй фазе предмет употребляется только по прямому назначению. Наконец, на третьей фазе происходит как бы возврат к старому, свободному употреблению предмета, но на совершенно другом уровне: ребенок знает основную функцию предмета. [№ 9, с.153]

         Для успешности выполнения предметной деятельности нужно сказать о наиболее важных особенностях развития ребенка от 1 года до 3-х лет:

  • Быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь между ними;
  • Развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками;
  • Возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;
  • Формируется предметное восприятие как центральная познавательная функция;
  • Осваиваются наглядные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное);
  • Возникает воображение и знаково-символическая функция сознания;
  • Ребенок переходит к активной речи;
  • Возникает личное действие и личное желание;
  • Складывается предметное отношение к действительности;
  • Главным новообразованием выступает гордость за собственные достижения, сознание «Я сам». [№ 8, с. 45]

Достижения.

  1. Совершенствование координации движений, освоение всё более сложных комплексов действий. Знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. Жесткая закрепляемость действий за предметами-орудиями, способами действия с ними усваиваются ребенком под воздействием взрослого и переносятся на другие предметы. Ребенок учится соотносить орудие с тем предметом, на который направлено действие (лопаткой набирать песок, ведром – воду). Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению ребенком общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления;
  2. Совершенствование предметной деятельности способствует и интенсивному развитию речи ребенка;
  3. В раннем возрасте ведущим видом деятельности является игра. В конце первого- начало второго года жизни наблюдаются зачатки игровой деятельности. Дети выполняют с предметами наблюдаемые ими действия взрослых. Дети в этом возрасте предпочитают игрушке реальный предмет: миску, чашку, ложку и т. д. Задача взрослого уловить этот момент в жизни ребенка и использовать его для начала формирования навыков самообслуживания. [№ 1]

1.2.Понятие  самообслуживания; методы, приемы, формы самообслуживания.

 

 

         Самообслуживание – обслуживание самого (самих) себя, без помощи обслуживающего персонала. В данном случае дети обслуживают себя без помощи взрослых. [см. Приложение №1]

         Самообслуживание осуществляется различными методами, приемами, формами. В переводе с греческого языка «метод» означает путь к чему-либо, способ достижения цели. Метод самообслуживания – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога (родителя) и обучаемых детей, которые направлены на формирование навыков самообслуживания. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания, а так же от личности педагога (родителя), от его способностей, ответственности.

         Главными методами обучения дошкольников являются практические, игровые и метод примера.

         Практические методы обучения – это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений, практический характер. Это значит, что деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого ребенок познает такие их свойства, связи, которые недоступны непосредственному восприятию.

         Ведущими практическими методами обучения являются приучение, упражнение, опыты и экспериментирование, моделирование.

         Приучение – это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Приучение эффективно на ранних стадиях развития.

Информация о работе Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста