Формирование культуры речи на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи обучающихся начальных классов средствами малых форм фольклора.Задачи:
1.Изучить теоретические основы проблемы использования фольклора в развитии речи и мышления детей младшего школьного возраста.
2.Определить влияние фольклорных жанров на обогащение развитие речи обучающихся начальных классов.
3.Охарактеризовать методы и приёмы работы учителя начальных классов по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами.
4. Разработать конспекты урока по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………. 3
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1 Особенности развития речи младших школьников…………………….. 7
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей
младшего школьного возраста……………………………………………... 13
1.3 Особенности понимания младшими школьниками малых
фольклорных жанров……………………………………............................... 27
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1. Особенности проектировки урока по литературному чтению……… 30
2.2. Разработка уроков литературного чтения, на которых изучаются малые
фольклорные формы ……………………………………………………… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 53

Файлы: 1 файл

итоговая курсовая.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)
  • младшего школьника интересует не только результат, но и сам процесс решения логической задачи отгадки;
  • в поисках ответа анализируются, сравниваются и обобщаются все признаки предметов и явлений, указанных в загадке;
  • ученик сам охотно проверяет правильность возможных отгадок, сравнивает их признаки и связи с указанными в загадке;
  • обучающийся стремится объяснить свой ответ, аргументированно доказать его правильность;
  • в случае ошибки школьник продолжает поиск верного ответа;
  • ученик не испытывает трудностей при сравнении загадок.

Таким образом, при целенаправленной работе с учащимися начальных  классов они способны отгадывать загадки как с точно названными признаками, так и с зашифрованными.

Что касается других малых форм фольклора, то Н. Новикова в своих исследованиях  подчеркивает, что некоторые дети знают и с удовольствием повторяют  потешки, прибаутки, песенки, байки. Но большинство детей не владеют навыками речевой деятельности. Узнавая потешку, сказку, они только называют ее персонажей. Причину автор видит в несистематической работе учителей начальных классов по использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей.

Итак, если малые формы фольклора отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа с обучающимися начальных классов на уроках русского языка и литературного чтения, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых форм фольклора в речевом развитии детей вполне оправдывает себя.

Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.

 

 

 

 

 

 

 

II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

2.1. Особенности  проектировки урока по литературному  чтению

При выборе конкретных методических приёмов для работы на уроке над  художественным произведением учитель  должен руководствоваться родом, видо-жанровой природой текста, его композиционными особенностями и спецификой его формы. Прежде всего, надо уяснить родовую принадлежность художественного произведения, которое предстоит читать на уроке.

В литературоведение  выделяются такие рода литературы: эпос, лирика, драма и жанры устного народного творчества.

Работая над произведением  устного народного творчества, учитель  должен знать методологические приёмы их изучения. Учитывать специфику  жанра, необходимо и при выборе приёма для обеспечения первичного воспроизведения, также и для повторного чтения и анализа.

Работая с малыми фольклорными жанрами, надо учесть, что содержание таких произведений детям знакомо  ещё с дошкольного возраста, поэтому  они могут прочитать их самостоятельно.

Знакомое содержание произведений малых фольклорных  жанров даёт возможность сосредоточить  внимание детей на их форме. Для наблюдений структуры следует выбрать такие  жанры, в которых форма наиболее функциональная, поэтому ребёнку  её легче заметить и наблюдать. Например, чистоговорки предназначены для тренировки произнесения одного звука в окружении других; скороговорка – произнесения сочетаний звуков, близких или, напротив, далёких по способу и месту образования; в считалках ведущим компонентом является ритм. После работы по уяснению структуры таких произведений можно предложить детям самим сочинить по аналогии считалки, скороговорки и др.

Загадки и пословицы  традиционно используются на уроках чтения как дополнительный материал для чтения.

Загадка в большинстве случаев построена на сравнении или метафоре. Анализирую загадку, следует сопоставить  текст с отгадкой, подчёркивая признаки загаданного предмета, его назначение. Полезно соотнести метафорический образ с реальным предметом или явлением, объясняя отгадку. Для этого можно предложить детям сделать два рисунка – художественный образ загадки и реальный предмет – отгадка. Чтение и отгадывание загадок можно использовать на подготовительном этапе урока. Например, перед чтением рассказа В.Бианки «Приспособился» можно предложить детям загадку:

Я в бору, бору, бору

Лапой меду наберу,

Наберу я мёду

Полную колоду!

Я берлогу – дыру

Разыщу себе в бору,

Буду спать-зимовать,

Буду лапу сосать!

 

После того как дети, читая  и анализируя загадки, уяснили их структуру, можно провести в классе утренник, для которого сочинить собственные загадки об окружающих предметах.

Пословицы рождаются  как обобщение богатого жизненного опыта, поэтому сочинять произведения этого жанра с детьми нецелесообразно. В основе каждой пословицы лежит конкретный факт, случай, но это конкретное обобщено, возведено в степень типического в типических обстоятельствах, поэтому пословица приложима ко многим схожим ситуациям.

К.Д.Ушинский называл  пословицу «маленькой умственной задачей». Анализируя пословицу на уроке, учитель должен помочь детям совершить три шага:

1) уяснить прямой смысл  пословицы, т.е. тот конкретный  факт, который лежит в её основе. Например, разбирая пословицу «Без труда не вытащить рыбки из пруда», объясняется: чтобы поймать рыбу, нужно приложить усилия, подготовить удочки, корм, иметь терпение дождаться клёва, суметь вытащить рыбу из воды;

2) уяснит переносное  значение, её подтекст, тот иносказательный  смысл, который позволяет употреблять  её в других конкретных ситуациях.  В нашем примере: в любом деле результат будет достигнут, если к нему приложены старания, терпение, труд и умение;

3) соотнести пословицу  с определёнными жизненными обстоятельствами  из собственного опыта или описанными в художественном произведении. Названную пословицу, например, можно соотнести с рассказом Е.Пермяка «Славка».

Такой порядок работы над пословицей обосновывает методическую рекомендацию – привлекать пословицы  только на завершающие этапы урока (обобщение, перечитывание текста) и  не использовать их при подготовке к восприятию произведения.

Таким образом, мы рассмотрели  особенности проектирования уроков литературного чтения, на которых  изучаются малые фольклорные  жанры.

 

  2.2. Разработка уроков литературного чтения, на которых изучаются малые фольклорные формы.

Рассмотрев особенности  проектирования уроков литературного  чтения, на которых изучаются малые  жанры фольклора, мы разработали  конспекты уроков.

В первом конспекте представлена работа по изучению пословиц и поговорок.

Пословицы и поговорки  могут использоваться как дидактико-воспитательный материал на разных этапах урока русского языка: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся.

Мы не случайно выбрали  эту тему курсовой, т.к. в пословицах и поговорках выражены жизненные наблюдения, правила житейской мудрости, трудолюбие, патриотизм, любовь к родным людям.

Пословицы и поговорки  образны, обладают меткостью сжатостью, связаны с живым разговорным  языком. Они обладают большой смысловой  гибкостью.

На уроке мы попытались эти особенности пословиц и поговорок донести до обучающихся, научить раскрывать их глубокий смысл и использовать в своей речи, т.к. тем у пословиц и поговорок очень много.

Тема: «Устное народное творчество»

Цели урока:

  • Расширить знания учащихся о пословицах, научить правильному использованию пословиц в речи.
  • Развивать речь учащихся.

> Воспитывать интерес к родному языку. 
Оборудование:

  • маски для инсценировки (Вишенка, Солнышко, Птичка);
  • пословицы (на карточке у каждого ученика);
  • «Устный журнал» (название «страниц-тем);
  • книжка-раскладушка «Знаешь ли ты пословицы?»;
  • книжки-малышки (у каждого ученика);
  • стихи о пословицах;
  • выставка книг В. И. Даля;
  • выставка «Пословицы в рисунках»;
  • выставка книг с пословицами;
  • рассказы-миниатюры.

Ход урока:

I.        Организационный момент

П.       Вводная беседа Учитель:    Наш    урок,    ребята,    сегодня    посвящен    устному    народному творчеству. Давайте вспомним:

> Что такое устное народное творчество?

>   Что относится к нему?

> Как вы понимаете, что такое пословица? 
Послушайте стихотворение о пословице:

Пословицы недаром молвятся, Без них прожить никак нельзя! Они великие помощники и в  жизни верные друзья. Порой они  нас наставляют, советы мудрые дают, Порой чему-то поучают

  • И от беды нас берегут. Пословица вовек не сломится –

Ведь в ней и горе, и беда. И наша речь красна пословицей: Давайте вспомним их, друзья.

III. Инсценировка стихотворения А. Барто

А сейчас я приглашаю  наших гостей и всех ребят в  гости к бабушке Савельевне.

К бабушке Савельевне

В гости мы идем.

Утопает в зелени

Невысокий дом

- Бабушка Савельевна, 
Верно, или нет,

Что на той неделе вам

Минет 200 лет?

Старые пословицы

Собирает класс,

Потому приходится

Беспокоить вас.

Засмеялась бабушка,

Шутит: «Ну и ну!

До двухсот, ребятушки,

Вряд ли дотяну.

Но скажу по совести,

Восемьдесят – есть.

Вам нужны пословицы?

Что

ж, прошу присесть».

Двадцать две пословицы  –

Вспомнила подряд.

Двадцать две пословицы  –

Это целый клад!

А всего собрал их класс

Чуть не полтораста,

И они не в бровь, а  в глаз

Попадают часто.

Ноет кто-то из ребят:

Скучно, делать нечего.

А ему в ответ кричат:

«Лежит лежень до вечера!»

Нынче в лагере кино,

Шурке нездоровится,

Говорят ему одно:

Про тебя пословица:

«Заболели кости.

Так не думай в гости!»

Суп дежурная сварила

Вместе с мухомором.

Чуть беды не натворила!

Ей сказали хором:

«Какова Аксинья,

Такова ботвинья».

Что ж, Савельевна права,

Помним мы ее слова:

«Пословица во век  не сломится!»

 

  • Что сказала Савельевна о пословицах?
  • Как вы понимаете ее слова?

IV. Сообщения темы, цели урока

Учитель: Тема нашего урока - Красна речь пословицей. Цель - расширить наши знания о пословицах, научиться правильно их применять, чтобы наша речь была действительно красивой, яркой, образной.

V. Устный журнал

Наш урок пройдет в  необычной форме - в форме устного  журнала.

1-я  страница

Посвящена нашим дорогим, милым мамам.

  • Какие пословицы о мамах вам больше всего понравились?
  • Какие из них вы их понимаете?

2-я  страница

Есть много дорогих  для нас слов и одно из них слово - РОДИНА. Народ сочинил пословицы  и о Родине.

  • Как вы понимаете название этой страницы?
  • «Нет краше Родины нашей»
  • Какие пословицы о Родине вы выбрали?
  • Как вы их понимаете?

3-я  страница

Эту страницу мне захотелось назвать так - «Чтение - лучшее учение».

  • Как вы понимаете значение этой пословицы?
  • Какие пословицы вы нашли о чтении, о книгах?

Обобщение учителя:

Да, книги нам рассказывают о многом: о нашей Родине, ее природе, об ее

истории и культуре пародов. Книги помогают лучше понять окружающую

Информация о работе Формирование культуры речи на уроках русского языка