Формирование культуры речи на уроках русского языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 01:00, курсовая работа

Описание работы

цель исследования: выявить оптимальные условия развития речи обучающихся начальных классов средствами малых форм фольклора.Задачи:
1.Изучить теоретические основы проблемы использования фольклора в развитии речи и мышления детей младшего школьного возраста.
2.Определить влияние фольклорных жанров на обогащение развитие речи обучающихся начальных классов.
3.Охарактеризовать методы и приёмы работы учителя начальных классов по ознакомлению детей с малыми фольклорными жанрами.
4. Разработать конспекты урока по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………………. 3
I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1 Особенности развития речи младших школьников…………………….. 7
1.2 Влияние малых форм фольклора на развитие речи детей
младшего школьного возраста……………………………………………... 13
1.3 Особенности понимания младшими школьниками малых
фольклорных жанров……………………………………............................... 27
II. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1. Особенности проектировки урока по литературному чтению……… 30
2.2. Разработка уроков литературного чтения, на которых изучаются малые
фольклорные формы ……………………………………………………… 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………… 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………… 53

Файлы: 1 файл

итоговая курсовая.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

Итак, посредством загадки у  детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

 

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они на ряду с другими жанрами заключают  в себе могучую силу, позволяющую развивать речь обучающихся начальных классов. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Грамматическое разнообразие колыбельных  способствует освоению грамматического  строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например, образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным (16).

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Колыбельные песни в народе зовут  байками. Это название произошло  от глагола баять, баить – «говорить». Старинное значение этого слова  – «шептать, заговаривать». Такое  название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них  имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка - дрема, отойди ты от меня!» - говорили крестьяне, борясь со сном. Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер. Примером могут служить сюжеты тех песен, которые издавна избрали своим «героем» кота. Древняя основа их возникла в связи с поверьями о том, что мирное мурлыканье кота в доме приносит сон и покой ребёнку. Существовал обычай класть в колыбель спящего кота, чтобы малыш лучше спал. Но сами песни, судя по деталям и подробностям, - продукт позднего времени.

 

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно  использовать на уроках русского языка  и литературного чтения в начальных  классах для развития навыков  чтения и развития речи. Так, при формировании грамматического

строя речи, обучая детей образованию  однокоренных слов, возможно использовать. Потешки – песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока, накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя: «Зачем дров не колол, воды не носил?»

С их помощью, возможно, развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи обучающихся, словесному творчеству детей.

Актуальной задачей речевого развития в младшем школьном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речи двигательного аппарата. Некоторым детям присущи излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

С.С. Бухвостова считает незаменимым  материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки (3). Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад". (16)

Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Все это можно найти в народной педагогике. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ученика будет звучать естественно и выразительно.

А.П. Усова, О. Ушакова поддерживают эту же точку зрения и считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.(23) Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию  поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. (Н.С. Карпинская, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко)(23).

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава "Ладушки - хлопушки", где взрослый задает вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, считает Т. Тарасова, не только развивается речь, но и мелкая моторика. (22)

По словам А.П. Усовой "словесное  русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности" (23). Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития обучающихся начальных классов можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Все выше перечисленные формы работы учителя начальных классов над малыми жанрами устного народного творчества указывают на это, остается разработать комплексную методику их применения.

Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более  сложного содержания, уже не связанные  с какой-либо игрой. Все эти разнообразные  песни можно определить одним  термином – «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке – золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке - рябе, что «просто сеяла, горох веяла»; о долгоносом журавле, что на мельницу ездил и видел диковинку: «Коза муку мелет, козел засыпает…» Как правило, в прибаутке дана картина какого-либо яркого события или изображается стремительное действие. Это в полной мере отвечает активной натуре ребёнка.

«Дон, дон, дон!

Загорелся Кошкин дом.

Бежит курица с ведром –

Заливать Кошкин дом».

Такой стих западает в память надолго, развивает у детей чувство  ритма, радует их.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен  героическим эпосом, сказками, многочисленными  произведениями малых жанров.

Детский фольклор – своеобразная кладовая народа, в ней хранятся и образцы творчества взрослых, и то, что создано выдумкой детей. Уже в произведениях, перешедших к детям от взрослых, сказался творческий элемент, привносимый самими детьми. Со значительно большим основанием это можно сказать о скороговорках, считалках во всех их разновидностях. Эти виды творчества открывают широкий простор для импровизации и выдумки.

Безобидной и весёлой словесной  игрой младших школьников является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: это скороговорка. Она сочетает однокоренные или созвучные слова: На дворе – трава, на траве – дрова. Трудно решить, кто творец этих скороговорок – дети или взрослые.

Немало народной выдумки внесено  и в считалки. Считалка – рифмованный  стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчёркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают роли для начала игры.

Итак, систематическая  работа над малыми фольклорными жанрами  очень много даёт учащимся по развитию речи. Во-первых, они учатся собирать народные изречения, относить их к определённой теме, анализировать их смысл, понимать их обобщающий характер. Изучение малых литературных форм фольклора обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная работа с малыми жанрами фольклора прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, учит внимательно относится к метким образным выражениям, интересовать народной мудростью. Следует помнить, что они воспитывают у учащихся чувство любви к стране, уважение к труду, чувства доброты, милосердия, чувство уважения к русскому народу, создавшему эти жанры.

 

1.3 Особенности понимания  младшими школьниками малых фольклорных  жанров.

Освоение ребенком речи во всем ее богатстве и красочности немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками. К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку, во – первых, из-за своей формы, во-вторых, из-за своего содержания.(8) В «Родном слове» помещено несколько сотен пословиц. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается прежде всего смысл пословицы как общепринятого поручения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью: «Не поклоняясь до земли, и грибка не поднимешь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Береги нос в большой мороз».

Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но и их обобщающий характер в какой-то мере доступен его пониманию. «И грибка не поднять, если не нагнешься»: общая мысль, стоящая за этим суждением, может быть понята им как выражение необходимости тр4уда при любом занятии, любом деле. Более общий переносный смысл пословиц становится понятным детям лишь с возрастом.

У детей возникают ассоциации, при  чем часто не на содержание всей пословицы, а на какое-то отдельное  слово из нее, и это мешает оторваться от конкретной ситуации, перейти к  обобщенному образу. Например, о пословице "Едет Емеля…" – "Это про Емелю, он щуку поймал"; "Емеля на печке лежит, а к царю ехать не хочет". О пословице "Трусливому зайке…" – "Волк – значит пенек, а зайчик на него сел"; "Волк на пеньке сидит". О пословице "Бедному Ванюшке…" – "Когда Ванюшка идет по дороге, а ему под ногами одни камни"; "Когда еще не было игрушек, тогда дети играли с камушками".

Тем не менее, Г. Клименко утверждает, что при систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам, учащиеся способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы (11).

Н. Гавриш также было установлено, что школьникам значительно труднее  отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Некоторые дети не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры. В большинстве случаев у детей возникают ассоциации на какое-то одно слово. Например, в загадке про облако на слово "белый" – "Это белые медведи", "Лебедь, потому что белый"; в загадке о лисе – ассоциация на слова "нет ни дыма, ни пожара" – "Пожарная машина", "Пожарники, потому что они пожар тушат, и нет ни дыма, ни пожара" (9).

Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно  легче воспринимают метафору, чем  в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления.

Психологи, педагоги, лингвисты исследовали  особенности понимания детьми переносного  значения слов и словосочетаний (А.А. Потебня, Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, В.К. Харченко, К.Е. Хоменко, Н.М. Юрьева, В.И. Малинина, Э.А. Федеравичене, О.Н. Сомкова и др.) и возникающие при этом трудности объясняют тем, что в отличие от взрослых, в речевом опыте младших школьников подавляющее большинство слов находится в единственном прямом номинативном значении, отражающем его основное значимое предметно-логическое содержание.

Е. Кудрявцева выявила некоторые  причины ошибок при отгадывании  загадок учащимися начальных  классов:

  • невнимательно слушают текст загадки;
  • не запоминают полностью содержание загадки;
  • полностью или частично не понимают текст загадки;
  • при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
  • не имеют достаточных знаний о загаданном;
  • не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке(12).

Даже если дан правильный ответ, следует различать случайное или целенаправленное отгадывание. Е. Кудрявцева выделяет следующие признаки целенаправленного отгадывания:

Информация о работе Формирование культуры речи на уроках русского языка