Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучение педагогических условий формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности.
Oбъект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности.

Содержание работы

Bведение
Глава 1. Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание
1.1. Cодержание нравственного воспитания в дошкольном возрасте
1.2. Kультура общения детей с взрослыми и сверстниками как составляющая основа культуры поведения
1.3. Педагогические условия использования проектной деятельности в ДОУ
Bыводы по 1 главе
Глава 2. Oпытно-экспериментальная работа по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности
2.1. Oрганизация и содержание констатирующего эксперимента
2.2. Pеализация педагогических условий формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности
2.3. Aнализ результатов контрольного эксперимента
Bыводы по 2 главе
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

дипломная Мавлиева.doc

— 955.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Бирский филиал

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Башкирский государственный университет»

 

 

 

 

Факультет дополнительного профессионального образования

 

Программа дополнительного профессионального образования

объемом свыше 500 часов:

Педагогика и методика дошкольного образования

 

 

 

Мавлиева Айсылу Рафкатовна

 

 

Итоговая аттестационная работа

Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К защите допущена:

декан фДПО, доцент

________________Р.Р. Газетдинов

«____»__________________2014 г.

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

________________Г.Т. Исхакова

«____»__________________2014 г.


 

 

 

 

Бирск 2014

CОДЕРЖАНИЕ

 

Bведение

Глава 1. Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание

1.1. Cодержание нравственного воспитания в дошкольном возрасте

1.2. Kультура общения детей с взрослыми и сверстниками как составляющая основа культуры поведения

1.3. Педагогические условия использования проектной деятельности в ДОУ

Bыводы по 1 главе

Глава 2. Oпытно-экспериментальная работа по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности

2.1. Oрганизация и содержание констатирующего эксперимента

2.2. Pеализация педагогических условий формирования культуры общения у детей старшего  дошкольного возраста в условиях проектной деятельности

2.3. Aнализ результатов контрольного эксперимента

Bыводы по 2 главе

Заключение

Литература

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Bведение

 

Mы постоянно находимся среди людей. Дома нас окружают родные нам люди, на работе – сотрудники, в гостях – друзья, в стенах детского сада, школы, института – знакомые, малознакомые люди, на улице, в автобусе, в кино, магазине, на отдыхе – чаще всего совсем незнакомые. И так везде и всегда. Отделить свою жизнь от жизни других людей, от жизни общества невозможно. Мы живём в нём, им и для него.

Все наши действия, наши взаимоотношения – это поведение. Оно же, в свою очередь, зависит от воспитания, нравственной культуры человека. Именно в поведении появляется сущность личности, особенности её характера, темперамента, её потребности, взгляды, вкусы, желания. Поведение определяет поступки, по которым мы судим о внутренних побуждениях человека, его мыслях и чувствах.

Oбщая культура поведения проявляется во всех областях человеческих отношений: общественных, политических, служебных, семейных, личных. Любые отступления от правил культуры поведения или отсутствие культуры как таковой всегда ведут к нарушениям отношений между людьми.

B системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе нравственном воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость. Одним из направлений в нравственном развитии ребёнка является воспитание культуры поведения. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства.

Oпираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения, нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека и в доступной форме раскрывать их.

Этическое образование есть процесс погружения ребёнка в культуру общества, приобщение к миру нравственности как основе формирования личности. Главная стратегическая задача – воспитание нравственно-здорового ребёнка, имеющего представления о добре и зле, формах одобряемого обществом поведения, способного к сопереживанию и выражению нравственных чувств, знающего не только на словах. Что такое хорошо и что такое плохо, но и способного к действию и поступку.

Задача детского дошкольного учреждения заключается в формировании приоритетов в поведении, ориентированных на нравственные ценности, понимании внутренней мотивации собственных действий и способности адекватной оценки поступков других людей и своих собственных.. основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста является воспитание его в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс в детском саду, где воспитанникам прививают, а затем развивают у них умение совместно и дружно играть, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным. Воспитательные воздействия на детей разнообразные: это показ и объяснение действий. Способов поведения в интересной для ребёнка форме; это и доброжелательное повседневное общение взрослых с детьми; расширение «сферы действия» навыков культуры поведения в различных ситуациях; использование этических бесед; просмотр инсценировок; чтение произведений и т.д.

Hельзя не сказать и ещё и об одном, не менее важном факторе, повлиявшем на чрезвычайную актуальность проблемы культуры общения в нашей стране. Дело в том, что к глобальным научно-техническим процессам, охватившим подавляющее большинство регионов мира, у нас прибавились и сугубо специфические - демократизация громадных слоев населения (со всеми вытекающими отсюда процессами в самом языке).

Cегодня важно не только уметь построить своё устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на неё. Причём если при контактном общении слушающий в какой-то степени может регулировать темп новой информации, переспрашивая собеседника (лектора), прося его говорить медленнее, прокомментировать какое-либо высказывание, то при дистантном восприятии речи (радио, телевидение) такой возможности нет. Слушающий вынужден воспринимать речь в том темпе, языковом оформлении и объёме, которые не учитывают его индивидуальных возможностей.

Bоспитание культуры речи – проблема нравственная, имеющая социальную значимость. Передовая из поколения в поколение богатство и чистоту родного языка, мы сохраняем связь времён, традиции и дух народа. Воспитанность и культура человека ярко проявляются в умении оформлять мысль в слова, манере говорить и общаться, богатстве словарного запаса. В.А. Cухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». В слове – суть мысли. Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился, и мыслить, и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет.

Значимость проблемы и недостаточная её разработанность обусловили выбор темы исследования: «Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности».

Цель исследования: изучение педагогических условий формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности.

Oбъект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности.

Гипотеза – формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

1) реализация группового ролево-игрового проекта по формированию культуры общения у старших дошкольников;

2) создание условий эффективного обучения дошкольников культуре общения;

3) организация работы с родителями.

B соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания дошкольников;

2) выявить педагогические условия, способствующие формированию у старших дошкольников навыков культурного общения;

3) выявить уровень представлений о культуре общения у старших дошкольников;

4) разработать проект ознакомления старших дошкольников с навыками культурного общения;

5) определить эффективность метода проекта в формировании навыков культурного общения.

Mетодологическая основа исследования: теория нравственного воспитания детей дошкольного возраста (Е.А. Алябьева, С.А.Козлова, Н.В. Микляев и др.); теория положения о методе проектов (Л.И. Лебедева, Б.Ф. Иванова и др.); психолого-педагогическое значение об общении (М.И. Лисина, Б.Ф. Ломов и др.).

Mетоды исследования: теоретический анализ литературы, педагогический эксперимент, игровой метод.

Теория и практика диагностического исследования заключается в том, что углублены представления о проблеме нравственного воспитания и формирования культуры общения в проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста; разработаны и апробированы педагогические условия формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности.

Aпробация и внедрение результатов исследования: результаты исследования внедрены в образовательный процесс МДОУА № 5 «Катюша» г. Нефтекамска Республики Башкортостан.

База исследования: экспериментальная работа проводилась на базе МДОУА № 5 «Катюша» в г. Нефтекамске. В эксперименте принимали дети старшего дошкольного возраста в количестве 24 человек.

Значимость исследования. B ходе работы были изучены поза, мимика, жесты, интонация, а также вежливые слова, правила поведения старших дошкольников и доказала возможность ознакомления с навыками культурного общения. Разработан проект ознакомления с навыками культурного общения, которые могут быть использованы в практике детского сада.

Cтруктура и объем работы: итоговая аттестационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие культуры поведения, её компоненты и содержание

    1. Cодержание нравственного воспитания в дошкольном возрасте

 

Hравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость, так как в нашей стране за время перестройки стали «размыты» в сознании людей, особенно молодого поколения, нормы нравственности, такие как доброта, вежливость, милосердие, порядочность, честность, ответственность, патриотические чувства, любовь к Родине.

Bремя требует качественно нового типа личности, имеющего высокий уровень нравственного воспитания.

Hеобходимо с ранних лет воспитывать у детей любовь к Родине, уважение к старшим, товарищество и коллективизм, культуру поведения, чувство красоты, развивать у каждого познавательные способности, самостоятельность, организованность и дисциплину.

Oдним из направлений в нравственном развитии ребенка является воспитание культуры поведения.

Kультура (от лат. сultura - воздействие, воспитание, образование) в широком смысле это совокупность способов и приёмов человеческой деятельности объективированных в материальных носителях средствах труда, знаках и передаваемых последующим поколениям. В узком смысле культура трактуется в социологии как система коллективно разделяемых ценностей, идеалов, образцов и норм поведения определённых групп.

Kультура служит организации жизни общества, выполняет роль запрограммированного поведения, помогает сохранить единство и целостность общества, его взаимодействие, как на групповом уровне, так и с другими сообществами.

Kультура выражается в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностей, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных ситуациях. Каждое конкретное общество на протяжении веков создавало суперкультуру, передающуюся через поколения [5].                                                                        

B детском саду формирование культуры поведения ребенка проходит в коллективе и через коллектив. И начинается этот процесс с того, что воспитанникам прививают, а затем развивают у них начала коллективизма: умение совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.

Уже у младших дошкольников в разнообразных играх и наблюдениях, в процессе труда по самообслуживанию и выполнению несложных поручений необходимо формировать навыки вежливого обращения с близкими ребенку взрослыми и сверстниками, бережного отношения к игрушкам и вещам, находящимся в общем пользовании. Воспитательные воздействия педагогов и родителей на малышей должны быть едиными последовательными. Очень важен наглядный показ и пояснение действий, способов поведения в интересной для ребенка форме. Повседневное общение с детьми строится на основе доброжелательности. Она вызывает у детей эмоциональную отзывчивость, ответную доброжелательность и многие другие, базирующиеся на ее основе, чувства - жизнерадостность, привязанность к родным, вежливость.

Информация о работе Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в условиях проектной деятельности