Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

На основе вышеизложенного, в данной работе нами было определено: объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников; предмет исследования – особенности формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Цель работы – выявление особенностей формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
Задачи исследования:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ………….5
1.1 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………5
1.2 Средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников……………………………………………………………………..8
1.3 Формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников……………………………………………………………………10
2. МЕТОДИКА организации работы ПО ФОРМИРОВАНИЮ элементарных математических ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ………………….………………………………………......12
2.1 Особенности организации работы по формированию элементарных математических представлений на занятиях………………………….……….12
2.2 Методические рекомендации для родителей...……………………..……..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...…………….……………20
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………..……………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, средства обучения выполняют важные функции  в деятельности педагога и детей  при формировании у них элементарных математических представлений. Использующийся на занятиях раздаточный материал активизирует зрительные и тактильные ощущения.

 

1.3 Формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников

 

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме, называется формой обучения.

Формирование элементарных математических представлений у  дошкольников осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и  дома.

Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На занятиях реализуются практически все программные требования: осуществление образовательных, воспитательных и развивающих задач происходит комплексно; математические представления формируются и развиваются в определенной системе.

Занятия по формированию элементарных математических представлений  у детей, или занятия по математике в детском саду (как они названы  в последних программных документах), строятся с учетом общедидактических  принципов: научности, системности  и последовательности, доступности, наглядности, связи с жизнью, индивидуального подхода к детям и др. Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально, т. е. одновременно со всеми детьми.

Каждое занятие занимает свое, строго определенное место в  системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела, способствуя усвоению программы развития элементарных математических представлений в полном объеме и всеми детьми. Нарушение принципа системности и последовательности в работе по развитию математических представлений недопустимо. Н. К. Крупская говорила: «...математика - это цепь понятий: выпадает одно звенышко - и непонятно будет дальнейшее». Программное содержание занятия обусловливает его структуру. В структуре занятия выделяются отдельные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от количества, объема, характера задач и возраста детей. Часть занятия как его структурная единица включает упражнения и другие методы и приемы, разнообразные дидактические средства, направленные на реализацию конкретной программной задачи.

Все части занятия (если их несколько) достаточно самостоятельны, равнозначны и вместе с тем  связаны друг с другом.

Занятия по формированию элементарных математических представлений  в форме дидактических игр  и упражнений наиболее распространены в детском саду. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятия.

Согласно общепринятой классификации занятий по основной дидактической цели выделяют:

а) занятия по сообщению  детям новых знаний и их закреплению;

б) занятия по закреплению  и применению полученных представлений  в решении практических и познавательных задач;

в) учетно-контрольные, проверочные  занятия;

г) комбинированные занятия.

Таким образом, к формам формирования у дошкольников математических способностей относятся занятия  и дидактические игры, в которых  воспитатель активизирует слуховой и зрительный анализаторы дошкольников.

 

 

2. МЕТОДИКА организации работы ПО ФОРМИРОВАНИЮ элементарных математических ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

2.1 Особенности  организации работы по формированию  элементарных математических представлений  на занятиях

 

Предматематическая подготовка, осуществляемая в детском саду, является частью общей подготовки детей к школе и заключается в формировании у них элементарных математических представлений. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы детского дошкольного учреждения и направлен прежде всего на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью.

Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность, в ходе которой воспитатель продуманно ставит перед детьми познавательные задачи, помогает найти адекватные пути и способы их решения. Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их.

Занятия являются основной формой развития элементарных математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.

С содержательной стороны наиболее важными в смысле формирования первичных  простейших представлений являются такие фундаментальные математические понятия, как «множество», «отношение», «число», «величина».

Постепенное усложнение знаний, осваиваемы детьми, заключается  в увеличении как объема количественны) пространственных и временных представлений, так и степени и обобщения. Система знаний и первоначальных представлений о множествах, отношениях, числах и величинах, хотя и весьма ограничен, рамками возможностей обучения дошкольников, является значимой для дальнейшего овладения понятиями школьной математики. Элементарные математические представления формируются на базе освоения детьми в определенной последовательности способов действий (например, предлагается разложить столько предметов на свободной полоске, сколько их нарисовано на образце наложить полоски разной длины друг на друга, подобрать картинки с предметами к соответствующей геометрической фигуре и т. д.) Способы действий постепенно усложняются; к концу обучения в детском саду вырабатываются простейшие навыки счета предметов, измерения расстояний, объемов жидкостей и сыпучих веществ условной меркой, умения выполнять вычисления при решении арифметических задач в одно действие на сложение и вычитание.

Элементарные математические представления  и соответствующие им способы  действий являются основными составными частями системы знаний для дошкольников. 
Усвоение различных понятий, относящихся к наиболее сложным отраслям человеческого знания, должно опираться на чувственный опыт и житейские представления, которые складываются уже в дошкольном возрасте. 
Основное отличие понятия от представления состоит прежде всего в том, что в понятии отражаются существенные признаки объекта, абстрагированные от его прочих, несущественных свойств. В представлении же отражаются как существенные, так и несущественные свойства объекта в его непосредственном восприятии.

Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих специалистов к выводу о необходимости обучения в играх. Иными словами, речь идет о необходимости развития обучающих  функций игры, предполагающей обучение через игру. То есть, на всех ступенях дошкольного детства игровому методу на занятиях отводиться большая роль.

Кроме того, обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности, когда созданы условия, при которых знания, полученные детьми ранее, становятся необходимыми им, так как помогают решить практическую задачу, а потому усваиваются легче и быстрее.

Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением.

 Следовательно, для развития мыслительных способностей детей необходимо пользоваться разными путями, подводить их к пониманию единства общего и единичного, абстрактного и конкретного. Обучение в детском саду — это не только сообщение знаний, но и развитие у детей умственных способностей, механизмов умственной деятельности, что облегчает переход от эмпирических знании к понятийным. Широкое использование специальных обучающих игр важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. В связи с этим, нами был разработан (из личного опыта работы и методической литературы) комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников (см. Приложение 1).

 

 

2.2 Методические  рекомендации для родителей по организации работы по формированию ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Развитие элементарных математических представлений у  дошкольников – особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей.

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

В связи с этим работа по формированию элементарных математических представлений дошкольников должна строиться в тесной взаимосвязи детского сада и семьи.

Работа с родителями строится на следующих принципах: доброжелательность, индивидуальность работы с родителем (эти отношения возможно построить на основе консультаций – бесед (а не указаний или замечаний) об особенностях развития ребенка, его возможностях, помощи ему дома), доверительность между родителем и воспитателем

Все формы работы с родителями подразделяются на:

  • коллективные (массовые), индивидуальные и наглядно-информационные;
  • традиционные и нетрадиционные.

Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей.

Индивидуальные  формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников.

Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями.

Таким образом, важным условием интеллектуального развития у детей является активное участие в образовательном процессе родителей. Последние исследования показали, что многие родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т. д.

Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не только определённые знания, но и  умение последовательно и логически мыслить, рассуждать, доказывать. Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию математических представлений детей.

При информировании родителей о способах формирования элементарных математических представлений у дошкольников наиболее распространенными формами взаимодействия являются: индивидуальные и групповые консультации, памятки, выставки, папки-передвижки, анкетирование, родительские собрания, выставки, дни открытых дверей, совместное изготовление игр и занимательного материала, подбор литературы, кружковая работа, шашечные турниры и др. При организации совместных дел проводили с участием родителей математические развлечения, олимпиады, досуги, КВН.

Таким образом, работа с родителями ведется в нескольких направлениях:

1. Информировать родителей  о задачах и содержании логико - математических и развивающих  игр, используемых в детском  саду.

2. Участие родителей в работе  по развитию познавательной активности  логического мышления дошкольников (математические ярмарки, праздники, конкурсы) .

3. Создание обогащенной развивающей  среды в дома.

4. Организация семейного клуба  в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьей.

Опыт показывает, что  воспитатель, умеющий правильно организовать не только работу на занятиях, но и вне детского сада достигает наиболее высоких результатов.

В помощь родителям нами был разработан комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников (см. Приложение 1).

 

 

 

Информация о работе Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста