Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 12:04, курсовая работа

Описание работы

На основе вышеизложенного, в данной работе нами было определено: объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников; предмет исследования – особенности формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Цель работы – выявление особенностей формирования элементарных математических представлений у дошкольников.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
Задачи исследования:

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ………….5
1.1 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………5
1.2 Средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников……………………………………………………………………..8
1.3 Формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников……………………………………………………………………10
2. МЕТОДИКА организации работы ПО ФОРМИРОВАНИЮ элементарных математических ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ………………….………………………………………......12
2.1 Особенности организации работы по формированию элементарных математических представлений на занятиях………………………….……….12
2.2 Методические рекомендации для родителей...……………………..……..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...…………….……………20
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………..……………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Мордовский республиканский институт образования

 

Кафедра дошкольного и начального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

Формирование элементарных математических представлений у  детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила: воспитатель МДОУ

                                                                             «Детский сад комбинированного

                                                              вида № 65»,  г. Саранск

                                              Панкова Н.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САРАНСК 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ………….5

1.1 Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста ……………………………………………………………5

1.2 Средства формирования элементарных математических представлений у дошкольников……………………………………………………………………..8

1.3 Формы формирования элементарных математических представлений у дошкольников……………………………………………………………………10

2. МЕТОДИКА организации работы ПО ФОРМИРОВАНИЮ элементарных математических ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ………………….………………………………………......12

2.1 Особенности организации работы по формированию элементарных математических представлений на занятиях………………………….……….12

2.2 Методические рекомендации для родителей...……………………..……..16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...…………….……………20

ПРИЛОЖЕНИЕ …………………..……………………………………………..22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Концепция по дошкольному образованию, требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Психолого-педагогические исследования, проводимые неоднократно, показали, что у ребенка могут быть сформированы довольно сложные формы анализа и синтеза свойств воспринимаемых объектов, сопоставление и обобщение наблюдаемых явлений, понимание простейших связей и их взаимозависимостей.

Многие психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у ребенка математических представлений должно опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения, приобрести элементарную, прочную основу ориентировки в общих математических понятиях. Все это необходимо учитывать при организации работы по формированию элементарных математических представлений в детском саду.

На основе вышеизложенного, в данной работе нами было определено: объект исследования – элементарные математические представления у дошкольников; предмет исследования – особенности формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Цель работы – выявление особенностей формирования элементарных математических представлений у дошкольников.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.

2. Дать общую характеристику содержания понятия формирование элементарных математических представлений.

3. Определить особенности организации работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников в детском саду.

4. Разработать методические рекомендации для родителей по формированию элементарных математических представлений.

Для решения поставленных задач были использованы методы:

- анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования;

-наблюдение.

Таким образом, успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка в дошкольном возрасте. Развитое математическое мышление не только помогает ребёнку ориентироваться и уверенно себя чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарных математических представлений максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребёнком максимальным доступным ему объёмом знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие. Кроме того, важно научить родителей продолжать эту работу вне детского сада.

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ  ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 

    1. Особенности формирования математических представлений у детей дошкольного возраста

 

Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей  к школе является развитие логического  мышления и познавательных способностей дошкольников, формирование у них  элементарных математических представлений, умений и навыков.

Методика формирования элементарных математических представлений  у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. В ΧVΙΙ – ΧΙΧ вв. вопросы содержания и методов математического обучения детей дошкольного возраста нашли отражение в передовых педагогических системах воспитания, разработанных Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским, Л. Н. Толстым и др. Современниками методики математического развития являются такие ученые как Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Рихтерман, А. А. Столяр, А. С. Метлина и др.

Из исследования Е. И. Щербаковой следует, что под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Иными словами, математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

Формирование элементарных математических представлений в настоящее время — это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями. Основная его цель — не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

Психологи П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов считают, что в основе понятия числа у детей дошкольного возраста лежат специфические предметные действия с величинами непрерывными (длина, ширина, объём, масса и др.) и дискретными, разделёнными (совокупность кубиков, группа машин, кукол и др.).

Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребёнком, повышенное внимание к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным.

Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического  характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием  представлений о натуральном  числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Дети уже в дошкольном возрасте сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т. д.

Программа по математике направлена на развитие и формирование математических представлений и  способностей, логического мышления, умственной активности, смекалки, то есть умения делать простейшие суждений, пользоваться грамматически правильными оборотами речи.

В математической подготовке предусмотренной  программой, наряду с обучением детей  счету, развитием представлений  о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядным материалом, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема жидких и сыпучих тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений. На занятиях по математике воспитатель осуществляет не только образовательные задачи, но и решает воспитательные. Педагог знакомит дошкольников с правилами поведения, воспитывает у них старательность, организованность, привычку к точности, сдержанн6ость, настойчивость, целеустремленность, активное отношение к собственной деятельности.

Для ребёнка-дошкольника  основной путь развития - эмпирическое обобщение, т. е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Накопление этого чувственного опыта связано с активностью сенсорных способностей ребёнка, "переработку" его обеспечивают интеллектуальные способности. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала. Занимательность маскирует ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей.

Таким образом, уже в  дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Средства  формирования элементарных математических представлений у дошкольников

 

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление детей с количественными, пространственными и временными отношениями с помощью разнообразных средств. Дидактические средства являются своеобразными орудиями труда педагога и инструментами познавательной деятельности детей.

В настоящее время  в практике работы детских дошкольных учреждений широко распространены следующие средства формирования элементарных математических представлений: комплекты наглядного дидактического материала для занятий  и оборудование для самостоятельных игр и занятий детей. К ним относят: объекты окружающей среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки, посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.; изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без них, нарисованные на карточках; графические и схематические средства: логические блоки, фигуры, карточки, таблицы, модели.

При формировании элементарных математических представлений средства обучения выполняют разнообразные  функции: реализуют принцип наглядности; адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей форме; помогают дошкольникам овладевать способами действий, обходимыми для возникновения элементарных математических представлений; способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального к материализованному, от конкретного ж абстрактному; дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением, простейшими способами вычисления и т. д.; увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятиях по математике и вне их; расширяют возможности педагога в решении образовательных, воспитательных и развивающих задач; рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.

Наглядный материал может быть двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный), которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога.

К демонстрационным материалам, использующим зрительную активность дошкольника, относятся: наборные полотна, геометрические фигуры, карточки, фланелеграф, магнитная доска с комплектом геометрических фигур, цифр, знаков, плоских предметных изображений и т.д. К раздаточным материалам относятся: мелкие предметы, карточки, счетные палочки и т. д.

Деление наглядного дидактического материала на демонстрационный и раздаточный весьма условно. Одни и те же средства помогут использоваться и для показа, и для упражнений.

В оборудование для самостоятельных игр и занятий могут включаться разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами; обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б.П. Никитиным; шашки, шахматы и т.д.

Информация о работе Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста