Формирование экономической культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 10:37, дипломная работа

Описание работы

1. Основные педагогические приемы по формированию экономических знаний и умений.
2. Программа формирования экономической культуры младших школьников.
3. Организация опытно-экспериментальной работы по экономическому образованию младших школьников.

Файлы: 1 файл

Дипломчичеггг.docx

— 86.62 Кб (Скачать файл)

2.1.Основные педагогические  приемы по формированию экономических  знаний и умений.

Вводя детей в мир экономических знаний, эффективнее будет применять занимательные задания, проблемные ситуации и вопросы, игры, конкурсы, викторины. Такие виды работ стимулируют активность детей, формируют способность самостоятельно ориентироваться в учебных и жизненных ситуациях, поддерживают интерес к предмету.

Формы организации уроков могут быть разнообразными. Для придания большей наглядности предпочтительнее проводить экскурсии: на промышленное предприятие, в банк, в страховую компанию, в краеведческий музей. Это дает детям дополнительную возможность усвоить пройденный материал, получить реальное представление о том, что изучалось на занятиях.

Эффективным приемом преподавания экономики в начальных классах является решение задач экономического содержания. Например, при изучении темы «Деньги. История развития денег» учащимся можно предложить решить ряд задач на определение цены, нахождение эквивалентного обмена и т.д. При изучении темы, касающейся заработной платы – задачи на нахождение размеров сдельной и повременной заработной платы. Учитель может по своему усмотрению составлять задачи различного уровня сложности в зависимости от степени подготовленности учащихся и целей обучения. Систематическое выполнение содержательно-логических заданий решение экономических задач поможет детям лучше освоить изучаемые экономические понятия и перекинуть мостик от теоретических знаний к их практическому использованию [30, c. 29].

Структура занятия по экономике может включать несколько частей, взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности: например, рассказ учителя, игра, изобразительная деятельность, моделирование.

В рамках общего экономического образования в начальных классах акцент делается   на   элементарных   понятиях,   связанных  с  жизненным опытом детей. Содержательная часть курсов по экономике основывается на настоящих и будущих экономических и социальных ролях учащихся (я - личность и гражданин, я - собственник, я - участник финансового рынка, я - потребитель,  я    -производитель  и  др.).  Для  изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления. В программе  экономического  курса  предусмотрены   практические  работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической  направленностью.  Практикумы могут быть следующими "Паспорт домашнего хозяйства", "Экономические продукты и объекты", "Твоя будущая профессия", "Оплата труда", "Собственник", "Безотходное производство" и другие [19, с. 20].

Для активизации учащихся и поддержания интереса к изучаемому материалу применяются активные методы учения: деловые и ролевые («Мир  профессий",  "Праздничный  стол",  "Робинзон", "Путешествие на остров Бартер", "Строительство домов", "Безработные и предприниматели" и другие), компьютерные  и   настольные   игры   ("Жизнь   или   кошелек", "Монополия", "Банкир"), дискуссии на проблемные экономические темы,  уроки-конкурсы ("Самая экономная хозяйка", "Конвейер", "Знаешь ли ты цены", "Аукцион знаний" и другие), уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий. Все это носит познавательный и праздничный характер. Положительная эмоциональная окраска усиливает мотивационный аспект [19, с. 20].

Активность ученика в процессе обучения тесно связана с его интересом к   предмету.   Только в этом случае он  принимает  активное  участие   в обсуждении поставленных учителем вопросов, внимателен к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке выводов и правил. Интерес как нельзя лучше помогает запоминанию и повышает работоспособность. "Через сказку, фантазию, игру через неповторимое детское творчество,-писал В. Сухомлинский, - верная дорога к сердцу ребенка... Без сказки, без игры воображение ребенка не может жить... В сказочных образах - первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному". Именно по этому в создании учебников по экономике для младших школьников использована сказка. По ходу   слушания сказки ребята  обсуждают,   дискутируют,   запоминают экономические термины. Занимательные задания (ребусы, загадки, шарады, кроссворды, логические задачи) развивают память, мышление и закрепляют знания [22, с. 10].

Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их наглядно образное мышление, в программу курса введены экскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей. Для некоторых заданий необходимы творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания, произношения экономических терминов можно вести "Словарик", который дети сами сделают на уроках технологии.

В современных условиях непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с начальных классов. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации.

Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому основная форма обучения экономике в начальных классах - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры [10].

Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно “обучаются” экономике.

В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения школьниками сложных экономических знаний.

В играх “Кондитерская фабрика”, “Ателье для маленьких красавиц”, “Пункт обмена валюты”, “Строительство дома”, “Комната переговоров”, “Супермаркет” создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям. В дидактических играх “Кем быть?”, “Обмен”, “Семейный бюджет”, уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новое экономические знания, умения и навыки [19].

Одной из форм познавательно-игровой деятельности является комплексно-тематическое занятие.

Обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с окружающим миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе комплексно-тематических занятий “ Город-завод”, “Трудовой день города”.

Новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов. Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.

Для эффективной работы по данному курсу важна тесная связь с родителями.  Их  необходимо  посвящать  в  то,  происходит  на  занятиях, вовлекать в учебный процесс, создавая условия для их непосредственного  участия   в   расширении   представлений   детей   о   различных   аспектах экономической жизни семьи, города, страны. Этому могут способствовать и  специальные    домашние    задания,    при     выполнении    которых    детям предлагается  обращаться  за  помощью  к  родителям:   консультироваться, обсуждать возможные варианты решений и способы их доказательства. При работе с родителями предлагаются различные формы: устная или письменная информация  о содержании курса, о результатах занятий,  консультации, собрания, конференции, участие в конкурсах, дискуссионный клуб, обмен опытом между родителями [31, c. 5].

Примером работы с младшими школьниками по экономическому образованию является программа занятий по интересам «Азбука Берегоши» предназначена для учащихся 2-4 классов (30 часов во 2 классе; по 32 часа в 3-4 классах).

«Азбука Берегоши» представляет собой интегрированный курс, дающий первоначальные   знания   об   энергии,   ее   роли   и   значении,   влиянии производства и потребления энергии на окружающую среду.

Цель   курса   —   воспитание   у   учащихся   элементарной   культуры бережного энергопользования.

Задачи курса:

— способствовать получению учащимися объективной, соответствующей их возрасту, информации об энергии и энергетических процессах, источниках энергии и их роли в жизни человека, правилах эффективного и экономного использования энергоресурсов;

—создать условия для понимания школьниками эффективного энергопользования и воспитания у них ответственности за экономное и бережное отношение к электроэнергии, теплу, воде, природе в целом;

—   ознакомить учащихся с элементарными методами, способами, приемами и средствами энергосбережения и экономии;

— содействовать формированию у учащихся убеждения в важности личного вклада в энергосбережение [4, c. 57].

Содержание курса пронизано идеей показать возможность личных действий школьника, которые могут привести к экономии ресурсов и энергии, снизить нагрузку на среду обитания, сохранить природу для себя и будущих поколений. Таким образом, бережливость в понимании школьника должна рассматривается, с одной стороны, как рачительное отношение к материальным и духовным ценностям, привычка аккуратно обращаться с вещами и ресурсами, а с другой, — как важнейшее условие формирования умений производительно и деловито выполнять любую работу. Кроме того, курс имеет гуманистическую направленность, проявляющуюся в формировании у детей бережного отношения к природе, воспитании нравственной культуры, обогащении представлений о добре и зле, положительном и отрицательном воздействии человека на природу, в формировании опыта разумного и гуманного поведения в быту и в природе.

Программа занятий «Азбука Берегоши» в каждом классе представлена небольшими повторяющимися по названию учебными блоками: «Уроки Энергоши», «Уроки Электроши», «Уроки Теплоши», «Уроки Водяши», «Уроки Экоши». Исходя из возрастных особенностей учащихся, каждый из блоков наполнен соответствующим содержанием и ведется от имени условных персонажей. Принятая структура программы позволяет учителю приступать к изучению материала независимо как со второго, так и с третьего или же четвертого классов [26, с. 10].

Первые  уроки  обязательно  посвящаются   знакомству   с  условными  персонажами,    сопровождающими    весь    курс:    Берегоша    —    главное действующее лицо, «академик бережливости»; Энергоша — «профессор энергетических  наук»,  Электроша — «профессор электрических наук», «профессор тепловых наук», Водяша -  «профессор наук о воде», Экоша — «профессор экологии».

Программа,    курса     предполагает    комплексное     воздействие    на интеллектуальную   и   волевую   сферы   ребенка.   Этому  способствует наличие познавательных, исследовательских я практических видов деятельности. Необходимо учитывать, что последовательная активизация эмоциональной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности младших школьников выглядит следующим образом:

1) включение  эмоций  (ребенок   удивляется, переживает, перевоплощается, чувствует, ощущает, сочувствует);

2)    включение интеллекта (ребенок получает и перерабатывает  информацию, поступающую от учителя, во время игр и наблюдений);

3)  включение действия (после переживания и получения  информации ребенок осуществляет  поиск способа решения проблемы, выбирает и производит действие).

Для учителя должно быть важным не столько получение школьниками определенных   знаний   по  разным   вопросам   энергосбережения,   сколько осознанное применение их на практике. Для этого рекомендуется обучение через  активные  формы  работы,  практическую деятельность,  постановку опытов,    проведение    элементарных    видов    исследовательских    работ, самостоятельную деятельность школьников. Важно использовать как можно больше игрового и занимательного материала (тематические загадки, ребусы, кроссворды,  головоломки,  экологические  сказки,  проблемные  ситуации, создаваемые от имени условных  персонажей,  и  т.д.).  Сказочные  герои рассказывают о том, как попадают вода, тепло и свет в наши дома, знакомят   детей со сложными физическими понятиями через незатейливые сюжеты и иллюстрации.

Посредством активных форм работы школьники обучаются методам  подсчета расходов энергоресурсов в быту и способов их экономии, проводят соревнования,    тематические    экскурсии,    выставки,    устные    журналы, викторины, рейды- проверки, коллективные творческие дела, праздники и т.п. Чтение текстов и пассивное восприятие информации детьми во время занятий  сводится    к    минимуму.    На    занятиях    должна    преобладать положительная информация и эмоции. Работа по программе предполагает стимулирование фантазии и воображения детей, давать возможность думать и рассуждать самостоятельно, способствовать развитию речи и мышления. У детей должны формироваться нравственные знания и чувства: чувство долга, патриотизма, сопереживания, ответственности, бережливости. Значительный воспитательный эффект дает включение в содержание занятий материала, способствующего  воспитанию  эмоционально-волевых   качеств  личности, позволяющего    детям    чувствовать    себя    гражданами    своей    страны, защитниками окружающей среды, принимать взвешенные и ответственные решения.

Информация о работе Формирование экономической культуры младших школьников