Формирование экономической культуры младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2015 в 10:37, дипломная работа

Описание работы

1. Основные педагогические приемы по формированию экономических знаний и умений.
2. Программа формирования экономической культуры младших школьников.
3. Организация опытно-экспериментальной работы по экономическому образованию младших школьников.

Файлы: 1 файл

Дипломчичеггг.docx

— 86.62 Кб (Скачать файл)

-введение интегрированного  курса (например, экономики и экологии); -введение специального предмета в курс начальной школы (в составе школьного или регионального компонента).

Рассмотрим имеющуюся учебно-методическую литературу по экономическому образованию и воспитанию младших школьников в рамках изложенных выше тенденций.

Первая группа авторов предлагает вести экономическое образование младших школьников через насыщение экономическим содержанием основных учебных предметов курса начальной школы.

Наиболее полно и органично взаимосвязано с учебным материалом пособие «Азбука экономики» [27, c.26]. Оно знакомит детей в игровой форме с понятиями и явлениями экономической жизни, рыночными отношениями, помогает воспитанию аккуратности, бережливости, хозяйского отношения к своим вещам, семейной и школьной собственности.

Обучение по этой программе предполагает, в частности, что на уроках русского языка дети разбирают лексическое значение экономических терминов и их грамматические значения в составе предложения. Развитие речи с у потреблением экономических понятий осуществляется на материале написания мини-сочинений на темы: «Если бы у меня было много денег», «Кого можно назвать богатым человеком», «Наш вклад в школьную экономику. Уроки чтения, литературы, риторики дают возможность анализа народной мудрости, сказок, других жанров литературных произведений, поучительных для воспитания экономического мышления детей. Предлагается использовать приемы замены пословицы или фразеологического оборота одним экономическим термином. Например: «Гол, как сокол» - банкрот. Учащиеся читают и разбирают произведения экономического содержания, переносят ситуации с элементами экономики из русских народных сказок в современную действительность. Рассказы Е.Пермяка «Чужая калитка», «Бумажный змей», В.Осеевой «Синие листья», «Три товарища», стихи А.Барто «Так не так», «Самосвал» и др. анализируются с экономической точки зрения.

На уроках математики школьники усваивают элементарные математические расчеты: сравнивают стоимость различных товаров, определяют цену вещей при решении задач, выбирают наиболее экономный вариант решения. При решении задач особое внимание обращается на развитие таких необходимых для будущих людей деловых качеств личности, как творческое мышление, умение находить экономически выгодное решение проблемы, рациональный способ решения задач.

Как методическое пособие на таких уроках предлагается использовать книгу Шмыревой Г.Г., Фуртан Н.Е. «Сборник задач с экономическим содержанием для учащихся начальных классов» Выпущены сборники для учащихся 1-4 классов [26].

В содержании образовательной области «Окружающий мир» особое внимание уделяется тесной связи экономического и экологического воспитания, выяснению условий бережного отношения к природе, природным ресурсам, окружающей среде, животному и растительному миру. Идет разговор о бережном использовании воды, электроэнергии, лесного богатства, изучается экономика своей школы (библиотеки, столовой), рассматриваются ситуации, в которых нужно показать, какие законы, правила поведения человека в окружающей среде были нарушены в тех или иных случаях. Для развития деловитости, хозяйственности, смекалки используются деловые игры «Доходы из отходов», аукционы, «Что? Где? Когда?», соревнование-эстафета «Природные богатства». Уроки труда, внеурочная общественно полезная деятельность создают предметную основу для развития умений планировать, выбирать целесообразный способ выполнения задания (экономное вырезание из бумаги по шаблону), для формирования привычки аккуратно и качественно выполнять любую работу. Участвуя в играх «Предпринимательство», «Спрос и предложение», дети приобретают навыки производства товаров с получением прибыли анализируют сезонные спрос и предложение. В книге предлагается большое количество дидактических игр, ребусов, кроссвордов.

Вторая группа авторов считает целесообразным интегрировать преподавание экономики с одним из предметов начальной школы. Б. Мишин в своей статье пишет: «Экономическое образование в школе должно быть непрерывным и внедрять его надо, начиная с начальной школы, однако на этом этапе достаточно рассмотреть лишь фундаментальные экономические понятия и «Ресурсы» и «Потребности». ...Следует организовать интегрированный курс «Окружающий мир», «Экономика и экология» и др.» [24;c 16]. Курс «Экономика и экология» для начальной школы был разработан в 1995 г. Л.М. Клариной. Занятия проходит как путешествие в сказку. На смену встрече с гномом Экономом приходит встреча с феей Экологией. Но изучение экономических и экологических понятий идет параллельно, их взаимосвязи прослеживаются не достаточно четко.

Е.В.Смирновой разработан курс «Первые шаги к рынку», изучение которого предусматривается на уроках чтения в начальной школе . Однако, он рассчитан не столько на изучение экономики как науки, сколько на объяснение отдельных экономических терминов путем выполнения детьми ряда заданий. Большую часть их часть составляют задания типа «Прочитайте и запомните».

Все больше появляется изданий, рассчитанных на экономическое воспитание и образование младших школьников в процессе изучения специального школьного предмета – экономики. В 1998-99 учебном году впервые в России в Санкт-Петербурге была проведена экономическая олимпиада для школьников 3-х классов . Вышли в свет книги, которые можно использовать как учебные пособия для проведения уроков экономики в начальных классах, а также для самостоятельного чтения детьми дома с родителями: «Белка и компания» Т.В. Смирновой, «Начала экономики» И.В.Ермаковой, Т.А.Протасевич, «Экономика для малышей или как Миша стал бизнесменом» О.И.Меньшиковой, Кнышовой Л.В., Т.Л.Поповой, «Экономика-1» И.А.Сасовой. Все книги красочно иллюстрированны, имеют сказочный сюжет. Прослеживается следующая тенденция: создание комплектов учебной литературы и дидактических материалов к ним (программа, учебник, методическое пособие, хрестоматия и др.).

В некоторых регионах, возможно в связи с нехваткой учебно-методической литературы, как учебные пособия по экономике для младших школьников используются книги, не предназначенные специально для этой цели. В работе Агошковой Г.С. рассматривается возможность введения в начальных классах специального урока. В качестве учебника используется книга Э.Успенского «Бизнес крокодила Гены». Ведется преподавание предмета по этой книге. Одна глава соответствует одному уроку.

Анализ разработанных и получивших распространение учебных программ и учебно-методических пособий показывает, что в подавляющем большинстве случаев эти работы, по меньшей мере, спорны по содержанию, отбору экономического материала, терминов и т.д. Что же касается педагогических приемов, методики изложения материала, знания психологии ребенка, особенно младшего школьника, то, как правило, эти работы не выдерживают никакой критики.

Появление во многих регионах России многочисленных пособий по экономике для школьников разных возрастов имеет и негативную сторону. Это связано с тем, что многие авторы ошибочно считают написание учебных пособий по экономике для учеников начальных классов самой легкой областью в объединении всего учебного материала по экономике для общеобразовательной школы. В результате чего многие школы в регионах работают по учебным пособиям, составленным некомпетентно, не отвечающим возрастным особенностям младших школьников, неоправданно упрощающих или усложняющих, а иногда и просто искажающих смыл экономических понятий.

Вместе с глубоко продуманной работой по анализу ситуации с экономической подготовкой младших школьников, разделение работ по этому вопросу практически не ведется. Такое положение дел ведет к неэффективному использованию и без того недостаточных материальных, финансовых, интеллектуальных и других ресурсов. Приходится констатировать, что до сих пор отсутствует единая концепция экономического воспитания и образования учащихся начальных классов.

Исключительно редки факты серьезного отношения к мониторингу процесса преподавания «Экономической культуры» со стороны отделов образования (это вполне объяснимо, так как большинство руководителей школ и работников отделов образования не прошли курсов повышения квалификации, не изучили содержания программы регионального компонента и технологию преподавания). Это очень важно, так как выходит, что сейчас никто не может проверить, правильно ли идет преподавание или нет. Это повышает ответственность людей, преподающих экономические знания.

Итак, анализ имеющейся к настоящему времени литературы и передового педагогического опыта дает основания выделить противоречие между складывающейся практикой формирования экономической культуры младших школьников на специальном уроке экономики и не разработанностью этой проблемы в научных исследованиях.

Также нами были выявлены противоречия, связанные с психологическими особенностями и готовностью младших школьников к усвоению экономических понятий. К ним можно отнести противоречия между точкой зрения прогрессивно мыслящих педагогов, экономистов, стремящихся формировать у детей культуру экономических отношений как можно раньше и традиционным подходом, представители которого считают экономические понятия отвлеченными, малочастотными и недоступными младшему школьнику;

-многопредметностью учебного плана и желанием включить экономическую подготовку в качестве отдельного предмета;

-большим количеством  учебно-методической литературы  по экономике для младших школьников  и невозможностью с психолого-педагогической  точки зрения грамотно организовать  экономическую подготовку младших  школьников, так как новые разработки, чаще всего, написаны не педагогами-практиками, а в лучшем случае учеными-экономистами, и хотя содержат новейшую информацию  и понятия из области экономики, но, как правило, не учитывают  психологические особенности детей  младшего школьного возраста.

1.2.Педагогические основы формирования экономической культуры младших школьников.

На сегодняшний день содержание образования в школе меняется с учетом социально-экономических потребностей общества. Если раньше экономические проблемы отодвигались от школьника и он практически оставался в стороне от них, то сегодня это уже невозможно. Жизнь настоятельно требует, чтобы ученик даже начальной школы знал, как складывается бюджет семьи, что такое потребности, что такое цена товара и от чего она зависит. Школьник должен иметь представление о школьной экономике, а именно – четко понимать, во что обходится разбитое стекло, сломанная парта, ремонт, нерациональный расход Экономическое образование необходимо осуществлять с первых лет обучения в школе. В решении этой  задачи особое место занимает учитель электроэнергии и воды [25, c. 19]. начальных классов. Понятно, что экономическое образование младших школьников носит пропедевтический характер, так как на данном этапе происходит ознакомление с известными экономическими понятиями. Первоначальные знания детей позволят учителю выйти на более высокий уровень образования, формировать экономически значимые качества личности: бережливость, умение планировать, осуществлять выбор.

По мнению исследователя Е.В. Барышниковой, реализация задач экономического образования предполагает использование возможностей всех учебных дисциплин, поскольку в базисном учебном плане начальной школы не предусмотрена образовательная область «Экономика» [20, c. 5].

Целью экономического образования будет приобретение элементарных навыков поведения в условиях рынка, создание понятийной основы для дальнейшего, более глубокого изучения экономики в старших классах. Основными задачами являются:

в сфере обучения – освоение основ знаний о современной экономике, принципах и закономерностях ее функционирования, умений экономической деятельности;

в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного гражданского экономического поведения;

в сфере мотивации – развитие интереса к проблемам экономики страны и семьи, постоянной потребности в новых знаниях, стремления к самовыражению и самореализации, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка.

Реализация поставленных задач и цели может идти путем:

Интеграции экономики с математикой или технологией, где экономические знания будут находить практический выход (математические расчеты, качества личности – трудолюбие, предприимчивость, экономность).

Подробная характеристика возрастных особенностей младших школьников содержится в трудах видных психологов Л.И. Божович, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, В.А. Крутецкого, Н.С. Лейтиса, А.А. Люблинской и других. Известно, что с возрастом качественно изменяются не только физические особенности детей, но и их психика, особенности восприятия, мышления, памяти, учебной деятельности, взаимоотношений с окружающими и, наконец, уровень и глубина их собственного знания и понимания окружающей действительности [16, c. 29].

Рассмотрим влияние и значение возрастных особенностей младших школьников на формирование основ экономической культуры, имея ввиду что экономическая жизнь - это естественная и повседневная среда их обитания. Исходя из этого, экономическое образование и воспитание должны быть, направлены помимо ознакомления детей с экономическими понятиями и категориями на систематизацию, углубление и осмысление собственного жизненного опыта, приобретаемого ими в повседневной жизни, формирование экономической культуры, адекватной по своему уровню психологическим возможностям младшего школьника. Следовательно, учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен предусматривать индивидуальный подход и разделения учащихся по возрастным группам, учитывая сложность решаемых задач. Необходимость учете этих особенностей, когда речь идет об экономическом воспитании, означает применение таких организационных форм, методов и средств, которые соответствовали бы запросам и возможностям данного возраста [6, с. 10].

Информация о работе Формирование экономической культуры младших школьников