Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

В процесс изобразительной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах. Детский рисунок иногда говорит о неверном представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда можно судить о правильности детских представлений. Замысел ребенка шире и богаче его изобразительных возможностей, так как развитие представлений опережает развитие изобразительных умений и навыков. Кроме того, иногда дошкольники сознательно нарушают размеры и цвет изображения, стремясь передать свое эмоциональное отношением к объекту. Чтобы ребенок мог самостоятельно использовать умения, приобретенные при рисовании одного объекта, в изображении ряда однородных, он должен уметь обобщать, оперировать понятиями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Теоритические основы изучения развития изобразительных умений и детей раннего возраста в процессе рисования.
Анализ психико - педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………………………….6
Задачи и методика развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования…………………………………………...14
Вывод по 1 главе…………………………………………………………………25
Глава 2. Мониторинг.
2.1. Констатирующий этап эксперимента……………………………………28
2.2. Разработка перспективного плана по рисованию на учебный год……...31
Вывод по 2 главе………………………………………………………………....41
Заключение……………………………………………………………………….43
Список литературы………………………………………………………………45

Файлы: 1 файл

Чистовик..docx

— 96.89 Кб (Скачать файл)

Курсовая на тему Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..2

Глава 1. Теоритические основы изучения развития изобразительных умений    и детей раннего возраста в процессе рисования.

    1. Анализ психико - педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………………………….6
    2. Задачи и методика развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования…………………………………………...14

Вывод по 1 главе…………………………………………………………………25

Глава 2. Мониторинг.

2.1. Констатирующий этап эксперимента……………………………………28

2.2. Разработка перспективного плана по рисованию на учебный год……...31

Вывод по 2 главе………………………………………………………………....41

Заключение……………………………………………………………………….43

Список литературы………………………………………………………………45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Изобразительная деятельность является важнейшем фактором в формировании личности ребенка. Это изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, малыш будет стремиться в своих рисунков рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

 Изобразительная деятельность  ребенка, которой он только начинает овладевать, нуждается в квалифицированном руководстве. Но, чтобы развить у каждого воспитанника творческие способности, заложенные природой, педагог должен сам разбираться в изобразительном искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности. Педагог должен сам владеть изобразительными навыками и умениями.

 Изобразительная деятельность  дошкольников должна носить эмоциональный  творческий характер. И педагог  создает для этого все условия:  он, прежде всего, обеспечивает  эмоционально-образное восприятие  действительности, формирует эстетические  чувства и представления, развивает  образное мышления и воображение. 

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварель, гуашь обладающие разными изобразительными возможностями [10; 144 с].

 Карандашом создается  линейная форма. При этом постепенно  вырисовывается одна часть за  другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания  рисунка облегчает аналитическую  деятельность мышления ребенка.  Нарисовав одну часть, он вспоминает  или видит на натуре, над какой  частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры  помогают в раскрашивании рисунка,  ясно показывая границы частей.

 В рисовании красками (гуашь и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо, закат и восход солнца, синее море и т.п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых технических навыков [13; 11 с].

 Изобразительная деятельность  тесно связана с познанием  окружающей жизни. Вначале это  непосредственное знакомство со  свойствами материалов (бумага, карандаш, краски, мелки и т.д.), познание  связи действий с полученным  результатом. 

 О значении рисования  для умственного развития писал  М.И. Калинин: «Человек, который  научился и привык рисовать, особо  подойдет к каждому новому  предмету. Он прикинет с разных  сторон, нарисует такой предмет,  и у него будет уже образ  в голове. А это значит, что  он глубже проникнет в самую  суть предмета». 

 Младший дошкольник  в своих рисунках выделяет  лишь несколько наиболее ярких  признаков, являющая иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующем платье, считая их основными деталями. В результате целенаправленного обучения ребенок начинает выделять главное, существенное в изображаемом.

 В процесс изобразительной  деятельности уточняются и углубляются  зрительные представления детей  об окружающих предметах. Детский  рисунок иногда говорит о неверном  представлении ребенка в предмете, но по рисунку не всегда  можно судить о правильности  детских представлений. Замысел  ребенка шире и богаче его  изобразительных возможностей, так  как развитие представлений опережает  развитие изобразительных умений  и навыков. Кроме того, иногда  дошкольники сознательно нарушают  размеры и цвет изображения,  стремясь передать свое эмоциональное  отношением к объекту. Чтобы  ребенок мог самостоятельно использовать  умения, приобретенные при рисовании  одного объекта, в изображении  ряда однородных, он должен уметь  обобщать, оперировать понятиями. 

 Путь становления методики  изобразительной деятельности в  первые десятилетия советской  власти был труден и проходил в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.

 С конца XIX в детский  рисунок привлек к себе внимание  ученых разных направлений –  психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у  нас в России, так и за рубежом.  Детский рисунок рассматривался  как объективный материал для  изучения психологии детей, для  выяснения их общих и индивидуальных  особенностей.

В детском саду рисование  занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству  и включает три вида: рисование  отдельных предметов, сюжетное и  декоративное. Каждому из них свойственны  специфические задачи, которые определяют программный материал и содержание работы. Основная задача обучения рисованию - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них  наблюдательность, воспитать чувство  прекрасного и обучить приемам  изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных  образов различных предметов  доступными для данного возраста изобразительными средствами [8; 83 с].

Актуальность темы подтверждается тем, что работе по изобразительной деятельности  в современных условиях педагогического процесса уделяется недостаточное внимание, некоторые виды изобразительной деятельности вынесены за рамки занятий и практикуются в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует развитию у детей основных умений в изобразительной деятельности.

Проблема развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования является актуальной и заключается в том, что уровень развития изобразительных умений у детей данного возраста является недостаточным.

В связи с вышеизложенным, рассматриваемая проблема актуальна как в теоретическом, так и в практическом плане. Это определило выбор темы: «Развитие изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования».

Цель исследования: выявить особенности развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования.

Объект исследования: процесс развития изобразительных умений у детей раннего возраста.

Предмет исследования: рисование как средство развития изобразительных умений у детей раннего возраста.

Гипотеза: Изобразительные умения у детей раннего возраста  в процессе рисования будут развиваться более эффективно если:

  1. Систематически проводить работу по развитию изобразительных умений у детей младшего возраста в непосредственно- образовательной деятельности и разных режимных моментах;
  2. Использовать разнообразные методы и приёмы обучения рисованию детей раннего возраста.

Задачи исследования:

  1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Раскрыть сущность развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования.
  3. Разработать перспективный план  непосредственно-образовательной деятельности по развитию изобразительных умений у детей раннего возраста в рисовании.

В работе использовались следующие методы:

  • Изучение и анализ психолого – педагогической литературы.
  • Педагогическое наблюдение.
  • Беседа.
  • Диагностика развития изобразительных умений детей раннего возраста.

Опытная база исследования: Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение комбинированного вида – детский сад №295 «Сказка» г. Челябинска в младшей группе «Курочка Ряба».

Структура работы: Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы исследования.

    1. Анализ психолого – педагогической литературы по проблеме развития изобразительных умений у детей раннего возраста в процессе рисования.

Путь становления методики изобразительной деятельности в  первые десятилетия советской власти был труден и проходим в острой борьбе с идеалистическими теориями. Большое распространение в этот период имела система Фридриха Фребеля, которая основывалась на идеалистическом понимании развития ребенка. Фребель считал, что развитие – это непрерывный процесс раскрытия божественной сущности заложенной от рождения в каждом человеке. Им было предложено большое количество различных изобразительных материалов, но действия детей с этими материалами были строго регламентированы.

 С конца XIX в детский  рисунок привлек к себе внимание  ученых разных направлений –  психологов, педагогов, этнографов, искусствоведов, историков как у  нас в России, так и за рубежом.  Детский рисунок рассматривался  как объективный материал для  изучения психологии детей, для  выяснения их общих и индивидуальных  особенностей.

 За рубежом один  за другим появляются труды  по психологии детства, в которых  большое место отводится анализу  детского рисунка (Д. Селли, Н. Браушвинг, Р. Лашпрехт и др.).

 Первым автором, посвятившим  свой труд «Дети - художники» (1887 г.) психологическому анализу детских  рисунков, был итальянский искусствовед  Коррадо Ричи. Изучив большое количество детских рисунков, он дал характеристику своеобразия изобразительного творчества детей. Но в его работе и работах его последователей основным пороком являлась идеалистическое понимание путей развития детского рисунка. Детские рисунки часто оценивались как произведение искусства, имеющие большую эстетическую ценность, чем работы взрослых.

 Работа русских авторов  было то, что результаты изобразительной  деятельности детей рассматривались  с педагогических позиций –  с точки зрения развития у детей наблюдательности, памяти, внимания, эстетических чувств.

 Русские ученые Л.Г.  Оршинский, А.А. Рыбников, К.М. Ленилов, Ф.И. Шмит и др.

 В 1910 г. была представлена  работа В.М. Бахтерева «Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном изучении» не потерявшая значение до настоящего времени. В.М. Бахтерев рассматривал детское рисование в самый ранних период у детей 3-4 лет. Он правильно указал, что ребенок в первоначальных штрихах и каракулях еще ничего не изображает.

  Художественное воспитание детей необходимо начинать в самом раннем возрасте. Виды творчества могут быть совершенно любыми: изобразительное искусство, музыка, литература, танцы - главное, чтобы ребенок с малых лет впитывал художественную культуру. Чтобы она стала неотъемлемой частью его жизни и оказала формирующее воздействие на его личность[1].

 Кроме того это самый  первый вид, который осваивается  маленьким человечком. Ни читать, ни петь ребенок еще не может,  но уже с удовольствием вырисовывает  каракули на бумаге. Направляя  и поддерживая ребенка в этом  занятии, можно добиться очень  многого. Основную мысль можно  выразить просто: рисуя, дети развивают и тело, и душу,  и ум.

 «Истоки способностей  и дарования детей - на кончиках  их пальцев. От пальцев, образно  говоря, идут тончайшие нити - ручейки,  которые питают источник творческой  мысли. Другими словами, чем  больше мастерства в детской  руке, тем умнее ребенок » - утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму.

Информация о работе Формирование изобразительных умений и навыков у детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования