Формирование игровых умений у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить особенности формирования игровых умений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре. Задачи исследования:
1.Раскрыть значение игры для всестороннего развития личности ребенка.
2.Изучить психологические основы детской игры.
3.Дать характеристику сюжетно-ролевой игры.
4.Раскрыть этапы становления уровня развития сюжетно-ролевой игры.

Содержание работы

Введение 3
1. Значение игры для всестороннего развития личности ребенка 5
2. Психологические основы детской игры. 11
3. Характеристика сюжетно-ролевой игры. 15
4. Этапы становления и уровня развития сюжетно-ролевой игры. 20
Заключение 23
Литература 25

Файлы: 1 файл

формирование игровых умений у детей дошкольного возраста в сюжетно.doc

— 124.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

 

 

1. Значение игры для всестороннего развития личности ребенка 5

 

2. Психологические основы детской игры. 11

 

3. Характеристика сюжетно-ролевой игры. 15

 

4. Этапы становления и уровня

развития сюжетно-ролевой  игры. 20

 

 

Заключение 23

Литература 25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Дошкольный  возраст представляет собой важный возрастной период, который отвечает за становление и формирование личности. Именно в этот возрастной период ребенок  знакомится с духовными ценностями, искусством, осваивает морально-нравственные качества, необходимые для дальнейшего развития культуры ребенка и гармоничного развития личности в целом.

Для того, чтобы  постигнуть социальный опыт, ребенок  дошкольного возраста, согласно особенностям психологического развития, использует игровую деятельность в качестве ведущей деятельности (по Д.Б. Эльконину) и с помощью игры получает социальный опыт, а также развивает информационное пространство. 

Итак, поскольку  ведущим видом деятельности в  дошкольном возрасте становится игровая деятельность, то ее функция в развитии ребенка занимает важное значение.

Именно через игровую  деятельность ребенок развивает  свою познавательную сферу, расширяя память, развивая качества внимания, мыслительные операции и много другое.

Вопросами изучения влияния игры на ребенка занимались такие исследователи как Сухомлинский, А.И. Сорокина, Ветлугина, А.К. Бондаренко, Кадобнова О.В., Усачева В.О., Школяр Л.В., Кузьмина О.В. и другие.

Существуют различные  классификации игровой деятельности, в данной работе мы сосредоточим свое внимание на процессе формирования игровых умений у детей дошкольного возраста именно через сюжетно-ролевую игру.

Цель  работы: изучить особенности формирования игровых умений у детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.

Задачи  исследования:

  1. Раскрыть значение игры для всестороннего развития личности ребенка.
  2. Изучить психологические основы детской игры.
  3. Дать характеристику сюжетно-ролевой игры.
  4. Раскрыть этапы становления уровня  развития сюжетно-ролевой игры.

Объект исследования: игровые умения у детей дошкольного возраста

Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Значение игры  для всестороннего развития личности  ребенка

 

Игра – это  вид деятельности, мотив которой  заключаются не в ее результативности, а в самом процессе. Ни в какой  другой деятельности ребенок не проявляет  себя с такой настойчивостью, целеустремленностью  как в игре.

Роль игры одинаково  велика в формировании и развитии всех сторон человеческой личности – умственной, физической, нравственной, эстетической. По сравнению с другими формами обучения и воспитания преимущество игры заключается в том, что оно достигает своих целей незаметно для воспитуемого, не требуя никаких способов насилия над личностью ребенка. Дать понятие игры очень трудно, оно слишком полисемантично.

Феномен игры исследуется  многими науками: философией, психологией, социологией, искусствоведением, психоанализом, педагогикой. Философско-культурологические  и педагогические подходы к игре как особому способу взаимодействия человека с миром заложили выдающиеся мыслители: Платон, Аристотель, Рабле, Локк, Коменский и другие. Монографические исследования по психологии игры сделаны Гроссом, Элькониным.

В педагогике и  психологии имеется ряд теоретических  и экспериментальных работ, где  дается высокая оценка воспитательному  значению игры. Авторы их ученые и педагоги: Теплов, Яворский, Рачина, Михайлова.

Игра – совокупность способов взаимодействия ребенка с миром, познание  и открытие его, нахождение своего места в нем. Игра для ребенка не только экспериментальная площадка, на которой он проверяет, подвергая анализу, весь свой опыт, всю накопленную информацию о жизни, о людях. Более того, игра для него – огромный мир, причем, мир собственно личный, где ребенок может все, что захочет, все, что ему запрещается взрослыми.

Игры  с сюжетными отклонениями литературного  источника (старая сказка на новый лад), весьма эффективно соединяются в  едином действии, они стимулируют детскую фантазию, которая «выполняет роль конструктора мира игры» (Ф.И. Минюшев). Этот тип игры проживается на высоком эмоциональном уровне, полностью захватывает детей, так как создает неожиданные ситуации и заставляет искать их решения.

Дошкольный период представляет собой яркую и  неповторимую страницу в жизни каждого человека. На данном возрастном этапе закладываются основные ступени процесса социализации ребенка, происходит приобщение ребенка к культуре и общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья [4].

Ведущим видом  деятельности в дошкольном возрасте является игровая деятельность. По всем линиям психического развития ребенка  возникают новообразования, которые  выражены в разной степени и характеризуются  новыми свойствами и структурными особенностями.

Итак, психическое развитие ребенка дошкольного  возраста возникает благодаря следующим  направлениями:

развитию  речи ребенка, в процессе общения  со взрослыми и сверстниками;

развитие  разных форм познания

включение в разные виды деятельности (игровую деятельность, предметную, бытовую).

Вместе  с новообразованиями в дошкольном возрасте происходит развитие психофизиологических функций на основе индивидуального  развития ребенка, развиваются сложные  социальные формы психики малыша, структурные элементы личности (свойства личности как характер, интересы, способности ребенка), субъекты общения и познания.

При этом формируется дальнейшее развитие ребенка  в процессе социализации его индивидуальной организации.

Выражаются  развитие познавательных функций и психомоторика ребенка, формируются психические функции, то есть точнее сказать – новые уровни по усвоению речи, развиваются новые свойства, помогающие адаптации ребенка в социальным условиям.

В дошкольном периоде развитие психофизиологии  происходит сразу в нескольких направлениях, их социализация носит множественный характер, по соотношению двух параметров: произвольности и вербальности в развитии психофизиологических функций.

Индивидные  естественные формы проявления психики  сохраняют в дошкольный период самостоятельность и характеризуются своеобразием развития не только в данном возрасте, но и в последующие периоды.

Характерной чертой дошкольного возраста является интенсивное развитие психических  функций, которые складывались уже  в раннем детстве:

  • сенсорика
  • перцепция
  • образная память
  • внимание
  • практическое мышление
  • моторика [6].

В современной  психолого-педагогической литературе по проблемам дошкольного возраста раскрыт обширный материал о возрастной динамике развития психофизиологии  ребенка в дошкольном возрасте. При изучении образных и вербальных компонентов функций и произвольных и непроизвольных видов отчетливо проявляется гетерохрония, про том, что характерно вербальные и произвольные виды по темпам своего развития опережают непроизвольные и образные компоненты психофизиологических функций [16].

При этом в изменениях вербальных и произвольных компонентов наиболее выражена степень  неравномерности и ускорение  темпа нарастаниях их продуктивности с возрастом.

В дошкольном возрасте особое значение приобретает развитие речи ребенка, речь взрослого и самого ребенка служит для вербализации, инструктирования, определения явлений и обобщения, а также для программирования и регулирования своего поведения и деятельности в целом.

Развитие  речи не только обогащает процесс познания ребенка дошкольного возраста, но и стимулирует развитие других познавательных процессов, таких как мышление, восприятие, память, внимание.

Благодаря развитию речи у малыша в дошкольном возрасте обогащается уровень знаний, усложняется поведение в социуме, развиваются все психофизиологические функции [8].

В процессе развития свойств перцепции у  детей дошкольного возраста наблюдаются  две тенденции:

1) становление  и рост целостности перцепции;

2) проявление  детализации и структурности перцептивного образа.

В процессе игровой деятельности развиваются  все познавательные процессы, формируются  эмоционально-волевые качества личности ребенка.

Таким образом, игровая деятельность в  данном возрастном периоде является важной составляющей в жизни дошкольника.

Так, например, Д.Б. Эльконин, вслед за Л.С. Выготским, неоднократно подчёркивал социальную природу игры. Игра, с одной стороны, возникает из условий жизни ребенка  в обществе, а, с другой стороны, отражает эти условия.

Д.Б. Эльконин [22] как-то сказал, что ребенок в раннем детстве весь поглощен предметом и способами действий с ним, его функциональным значением. Когда он овладевает какими-то действиями и может производить их самостоятельно, происходит отрыв ребенка от взрослого и ребенок замечает, что он действует как взрослый. Ребенок еще не знает ни общественных отношений взрослых, ни общественных функций взрослых, ни общественного смысла их деятельности. Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом происходит эмоционально - действенная ориентация в отношениях взрослых и смыслах их деятельности. Здесь интеллект следует за эмоционально-действенными переживаниями.

Д.Б, Эльконин [22] замечает, что обобщенность и сокращенность игровых действий являются симптомом того, что такое выделение человеческих отношений происходит, и что этот выделившийся смысл эмоционально переживается. Благодаря этому и происходит сначала чисто эмоциональное понимание функций взрослого человека как осуществляющего значимую для других людей и, следовательно, вызывающую определенное отношение с их стороны, деятельность .

По  мнению Л.С. Выгодского значение игры не ограничивается тем, что у ребенка  возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи [12]. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов. В игре ребенок пытается  заглушить и устранить свое чувство неполноценности и несамостоятельности.  Игру, как иллюзорный мир, оторванный от окружающей действительности, в котором ребенок замыкается в своих переживаниях, рассматривают и некоторые другие психологи (К. Каффка, К.Левин,  Ж. Пиаже).

Содержание  детских игр связано как с  макро, так и с микросредой, в  которой живет ребенок. Игры  детей  являются доказательством тесной связи их с миром взрослых. В играх дети вступают в такие отношения, которые в других условиях им недоступны. Это  отношения взаимного контроля, соподчинения, взаимной помощи. «В реальной жизни, - отмечает Д.Б. Эльконин, - подобные взаимоотношения недоступны детям даже старшего дошкольного возраста. Таким образом, в своих играх дети вступают в более сложные взаимоотношения в их реальной коллективной жизни. Под влиянием игр у детей воспитывается нормы поведения, которые затем переносятся детьми за пределы игры, становятся  общими нормами их поведения»[22].

Жуковская Р.И рассматривает игру  как  форму организации детской жизни. Педагог должен быть организатором  детской жизни и деятельности; в его функции входит и руководство  формированием реальных  взаимоотношений в детском обществе [21].

Руководство игровой деятельностью – тонкий и сложный процесс. Очень важно, - предупреждала Н.К.Крупская, - не шаблонизировать  игры, а давать простор детской  инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели… Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры…» [10]. 

Запорожец А.В. подчеркивает, что руководство игрой требует глубоких знаний теории игровой деятельности, без знаний внутренних законов игры как деятельности попытки управлять игрой могут превратиться в ее ломку [2]. ПУНКТ №5

Автор, отмечает, что в игре формируется такое  качество личности ребёнка, как саморегуляция  действий с учётом  задач количественной деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели.

Д.В. Менджерицкая [13] в своих исследованиях показала, что в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Ученые считают, что детские игры стихийно, но закономерно возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых людей.                ( Что Из этого следует ??)

Информация о работе Формирование игровых умений у детей дошкольного возраста