Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:22, реферат

Описание работы

Всем известно, что дети обучаются речи со слуха. Но не все знают, что “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Файлы: 1 файл

статья по эксперименту.doc

— 76.50 Кб (Скачать файл)

 

Правильная для слуха речь                                                                                 

- своего рода музыка! 

 

 

                                                                                                         Аристотель

 

«Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без неё нельзя учиться слушать  и понимать речь.

Всем известно, что дети обучаются  речи со слуха. Но не все знают, что  “слухов” у человека, по крайней мере, три. Один – физический. Он позволяет нам слышать звуки окружающего мира: журчание воды, шелест листьев, щебет птиц, лай собаки, вой сирены, хлопанье форточки и т.д. Второй слух – музыкальный. Это тонкий слух, позволяющий человеку наслаждаться прекрасной музыкой. Третий – речевой. Этот слух имеет особенное значение, так как благодаря ему мы обретаем способность различать все тонкости звуков человеческой речи. Доказано, что можно иметь замечательный музыкальный слух и плохой речевой, и наоборот.

Если говорить более точно, в  речевом слухе содержится еще  один – фонематический. Он необходим  для того, чтобы мы овладели фонематической системой, так сказать “кодом”  языка. Каждый язык имеет свою систему  выражения мысли в звуке речи. Поэтому мы, владея одной из них, не понимаем другого языка. Если не знать смысла, который условно приписан тому или другому звуку речи (фонеме), то и значения слов оказываются недоступными. Конечно, дети, о которых идет речь, усваивают фонематическую систему языка, но не до конца. Остается то, что им трудно, - например, различать звучание парных фонем (б-п, д-т, ш-ж, ц-ч, в-ф, з-с и пр.). Речевой слух позволяет улавливать те особенности звуков, благодаря которым смысл одного слова отличается от смысла другого.

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия, а это влечет за собой новый клубок проблем: наблюдается снижение успеваемости, появляется тревожность, неуверенность в своих силах, резко снижается самооценка.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического  слуха является одной из важнейших  при подготовке детей к освоению грамоты.

Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове. Так, ребенок, поступающий в школу, должен уметь различать отдельные звуки в слове, так как необходимое условие обучения чтению — это умение соотносить звуковой и зрительный ряды, т. е. представлять себе, как звук и слово могут выглядеть на бумаге и, наоборот, привыкнуть к тому, что произносятся они несколько иначе, чем пишутся. Это предполагает наличие сформированного фонематического слуха  как способности к различению как звуков, так и зрительных изображений, особенно тех, которые являются составными частями букв.

Вся работа по формированию фонематического слуха дошкольников проходила в несколько этапов. Главной целью является систематизация работы по формированию фонематического слуха дошкольников.

Были поставлены следующие задачи в данной работе:

  1. Подобрать диагностический материал для проверки состояния фонематического слуха детей дошкольного возраста.
  2. Провести диагностику по состоянию фонематического слуха детей дошкольного возраста.
  3. Подобрать упражнения, игры и материал для развития фонематического слуха для детей дошкольного возраста.
  4. Оформить пособия, игры и упражнения направленные на развитие фонематического слуха у детей  дошкольного возраста.
  5. Систематизировать учебно - игровой материал по развитию фонематического слуха детей дошкольного возраста.
  6. Составить картотеку игр по развитию фонематического слуха для детей дошкольного возраста.(по возрастам)

В первую очередь  был  проверен физиологический слух детей:

- Слышит ли ребенок громкую речь на оба уха с шести метров? Дать слова: ухо, муха, нога, кадка, галка, зима, сова, зубы, цапля. Если слышит – отметить, на каком расстоянии.

- Слышит ли он шёпотную речь на расстоянии от одного до шести метров на оба уха? Слова для проверки даются те же.

При проверке слуха взрослый поворачивает ребенка спиной к себе или прикрывает свой рот листом бумаги, чтобы обследуемый не мог читать с губ.

- Психологический тест “Изображение человека”. Если на детском рисунке человек изображен без ушей – то у юного художника имеются проблемы со слуховым восприятием.

Для проверки состояния фонематических представлений использовали следующие типы заданий (на основе рекомендаций авторов: Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец, Т.Б. Филичевой.), которые были  оформлены в виде таблицы:

Содержание  задания

Используемый речевой и наглядный материал

Ответы ребёнка

Примечание (указать характер выполнения)

1 .Опознание фонем:

а) подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди  других гласных

а, у, ы, о, у, а, о, ы, и

   

б) хлопни в ладоши, если услышишь 
согласный звук «к» среди других согласных

п, н, м, к,т, р

   

2. Различение фонем,  близких по способу и месту  образования и акустическим признакам:

     

а)звонких и глухих

п - б, д - т, х - г, ж - ш, з - с, в - ф

   

б) шипящих и свистящих

с, з, щ, ш, ж, ч

   

в)соноров

р, л, м, н

   

3. Повторение за логопедом  слогового ряда:

     

а) со звонкими и глухими  звуками

да-та, та-да-та, да-та-да, ба-па, па-ба-па, ба-па-ба, ша-жа, жа-ша-жа, са-за-са, за-са-за

   

б) с шипящими и свистящими

са-ша-са, шо-су-са; са-ша-шу, са-за-па; ша-ша-ча, за-жа-за; жа-за-жа

   

в) с сонорами

ра-ла-ла, ла-ра-ла

   

4. Выделение исследуемого  звука среди слогов 
Подними руку, если услышишь слог со звуком «с»

ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га, сы

   

5. Выделение исследуемого  звука среди слов Хлопни в  ладоши, если услышишь слово со  звуком «ж»

лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы

   

6. Придумывание слов  со звуком «з»

     

7.Определение наличия  звука

«ш» в названии картинок.

колесо, ящик, сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда

 

 

 

 

8. Называние картинок  и определение отличий в названиях

бочка - почка, коза - коса, дом - дым

   

9. Определение места  звука «ч» в словах (начало, середина, конец)

чайник, ручка, мяч

   

10. Раскладывание картинок  в 2 ряда: в первый со звуком  «с», во второй со звуком  «ш»

сом, шапка, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш

   

Выводы: фонематический слух в норме или недоразвит.

Работа по развитию фонематического  восприятия проводилась в следующей последовательности:

1.Знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом (в рассказах). 
2.Различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом. 
3.Различение звука в слове. 
4. Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). 
5. Различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, Р – Л и т.д.). 
6. Придумывание слов на определённый звук.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Лучше всего это делать в игре. Цель игровых упражнений - научить его слушать и слышать.

Игры, используемые для  решения поставленных проблем, можно  разделить на несколько групп:  
        1) Игры на развитие слухового внимания: «Узнай, что звучит?», «Узнай, где звучит?», «Что ты слышишь?», «Назови звуки улицы», «Жмурки с колокольчиком», «Морзянка» и т.д. 
        2) Игры на развитие фонематического восприятия: «Найди себе пару», «В слове есть звуки?», «Шутки-минутки», «Звуковое домино», «Слова длинные и короткие», «Шутки - минутки», «Цепочка слов», «Рифмовки-перепутанки», «Повтори скороговороку», «Слова длинные и короткие», «Скажи как я» и т.д.

3) Игры на  развитие фонематического слуха:  «Поймай звук», «Определи звук в слове», «Какой последний звук?», «Путаница», «Эхо», «Какой последний звук?», «Лишнее слово», «Слушай и выбирай» и т.д.

Последним этапом нашей  работы было создание банка речевых  игр, направленных на развитие фонематического  слуха. Все игры были распределены по возрасту и по группам.(см. приложение) 
Вот такими несложными игровыми упражнениями развивается фонематический слух.

Развитие фонематического слуха является одной из важнейших задач, стоящих перед логопедами, в работе с детьми дошкольного возраста. Нормальное развитие фонематического восприятия имеет большое значение для процесса становления и развития речи: на его основе дети учатся выделять в речи окружающих фразы, понимать смысл слова, различать слова-паронимы, соотносить их с конкретными предметами, явлениями, действиями.

При наличии систематической целенаправленной работы по формированию фонематического слуха детей дошкольного возраста на основе использования игровой деятельности произойдёт повышение качества речевого развития детей, обеспечение качественной подготовки детей к школе.

 

Литература:

  1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М., 1997.
  2. Варенцова Н.С. Колесникова Е.М. Развитие фонематического слуха 
  3. Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. – СПб., 1993.
  4. Игры в логопедической работе с детьми. (Под ред. Селиверстова В./I.) – М., 1974 , с. 15–32. 
    Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников-М.,1971г. 
  5. Каше Г.А., Филичева Т.В. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М ., 1978.
  6. Коноваленко В.В. Коррекционная работа воспитателя в подготовительной группе (для детей с ФФНР). – М., 1998.
  7. Лурия А.Г. Язык и сознание. – М.,1979г. 
  8. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия М.,2001г. 
  9. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у  дошкольников с нарушением речи.- //Дефектология,1986г.,№5.
  10. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988, с.42.

Информация о работе Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста