Формирование целостной картины мира у младших школьников в информационно - образовательной среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 02:12, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. Характерной чертой современного общества в условиях глобализации является внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах человеческой деятельности. В области образования информатизация ныне оказывает определяющее влияние на содержание и технологии обучения в школе, в том числе на процесс формирования целостной картины мира личности школьника.
Национальная школа с учетом специфики культурно-образовательных традиций занимает особое место в формировании целостной картины мира личности ученика, главными качествами которого должны стать осознание себя как представителя определенного этноса, готовность взаимодействовать с другими личностями и культурами.

Файлы: 1 файл

avtoreferat.doc

— 775.50 Кб (Скачать файл)

Научная новизна  исследования заключается в следующем.

1. В диссертации уточнено понятие «информационно-образовательная среда» как совокупность средовых ресурсов образовательного процесса и межличностных отношений при применении информационных технологий, обеспечивающих личности познание и развитие, соответствующее задачам формирования целостной картины мира у младших школьников;

2. Теоретически обосновано и доказано, что формирование целостной картины мира у младших школьников бурятской национальной школы возможно осуществить средствами проектирования в адекватной искусственной модели окружающего мира, а именно в информационно-образовательной среде Лого;

3. Экспериментально доказано, что при внедрении информационно-образовательной среды Лого в начальной бурятской школе могут быть успешно использованы этнопедагогические компоненты культурных ценностей бурятского народа.

4. Разработана и апробирована технология формирования картины мира младших школьников в информационно-образовательной среде Лого, включающая диалоговый, игровой характер общения, погружение ребенка в информационно-образовательную среду на родном языке.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширении представлений о возможностях использования информационно-образовательной среды Лого в формировании картины мира у учащихся начальных классов национальных школ, а именно:

- выявлены взаимосвязи понятий «целостная картина мира личности», «целостная картина мира младшего школьника», «формирование целостной картины мира в информационно-образовательной среде Лого»;

- разработаны содержательные характеристики этапов формирования целостной картины мира младшего школьника, показатели уровней сформированности целостной картины мира у младших школьников: категориальные структуры мировосприятия, показатели ценностного отношения, осведомленности об окружающем мире, достоверности знаний о нем, показатели способностей к обобщению, умозаключению.

 

Практическая  значимость исследования состоит в следующем:  

- методические рекомендации, учебная программа образовательного курса, созданные на основе среды Лого, адаптированной к бурятской начальной школе и переведенной бурятский язык, могут быть использованы учителями начальных классов Республики Бурятия, Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области, Агинского Бурятского округа Забайкальского края;

- материалы исследования могут быть использованы в образовательной работе школ, центров дополнительного образования, системе повышения квалификации педагогических кадров, в обучении студентов – будущих учителей начальных классов в колледжах и вузах.

Достоверность исследования определяется методологической обоснованностью исходных позиций,  совокупностью методов исследования, адекватных задачам и логике исследования, сочетанием качественного и количественного анализа опытно-экспериментальной работы, репрезентативностью и статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация и  внедрение результатов исследования.

Результаты исследования отражены в научных статьях в Вестнике БГУ: Сер. 8б. Теория и методика обучения естественно-математическим дисциплинам (2004); Вып. 1. Сер. Педагогика (2007).

Содержание работы и  ее аспекты обсуждались на региональных, всероссийских и международных научно-практических конференциях: «Совершенствование естественнонаучного образования в общеобразовательных учреждениях на современном этапе» (Улан-Удэ, 1999); «Математика в восточных регионах Сибири: социокультурный аспект, ведущие тенденции развития, научные коммуникации и подготовка кадров» (Улан-Удэ, 2000); «80 лет системе повышения квалификации работников образования Бурятии» (Улан-Удэ, 2004); «Опережающее образование: концепции и технологии» (Улан-Удэ, 2004); «Развитие педагогического образования в Республике Бурятия» (Улан-Удэ, 2006);  «Содержание математического образования в профильных классах с учетом единого государственного экзамена. Современные информационные образовательные технологии» (Иркутск, 2007); «Бурятский мир: концепции и стратегии развития языка и культуры» (Улан-Удэ – Чойбалсан, Монголия, 2008); «Инфокоммуникационные образовательные технологии: модели, методы, средства, ресурсы» (Улан-Удэ, 2009).

 Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Формирование целостной картины мира у младших школьников бурятских национальных школ представляет собой процесс освоения мифологической, философской, религиозной и научной картин мира в их взаимосвязи, оно должно быть обогащено национальными культурными ценностями, которые также способствуют развитию личности ребенка.
  2. Информационно-образовательная среда начальной ступени образования представляет собой совокупность средовых ресурсов (материальных, социальных) образовательного процесса и межличностных отношений при применении информационных технологий, обеспечивающих личности познание  и развитие.
  3. Язык программирования Лого, адаптированный для носителей бурятского языка, отличающийся доступностью, возможностью диалогического общения, визуальным, операциональным, вербальным представлением знаний, соответствует задачам формирования целостной картины мира у младших школьников.
  4. Технология формирования целостной картины мира у младших школьников в информационно-образовательной среде реализуется с учетом следующих условий: моделирование информационно-образовательной среды, организация способов познавательной деятельности, осуществление мониторинга сформированности целостной картины мира у младших школьников.

Исследование проводилось  в период с 2002 по 2009 г.  и состояло из трех этапов:

- 2002-2004 гг. – этап теоретического  исследования проблемы формирования  целостной картины мира, выработка  понятийного аппарата, формулировка  гипотезы, выбор методологии и обсуждение методики организации исследования;

- 2004-2007 гг. – этап разработки  методики эксперимента для изучения  формирования младшими школьниками картины мира; проведение первого этапа опытно-экспериментальной работы; корректировка экспериментальных материалов;

- 2007-2009 гг. – этап экспериментальной  проверки результатов исследования, анализа и обобщения полученных результатов; оформления диссертационной работы.

Опытно-экспериментальной  базой исследования являлись в период 2004-2007 гг. начальные классы Баянгольской средней школы Баргузинского района, Барагханской средней школы Курумканского района, младшие отряды Республиканской летней школы «Сигма» естественно-математического направления в пос. Аршан Тункинского района. Исследованиями были охвачены 277 учащихся начальных классов национальных школ и 9 учителей Республики Бурятия.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 239 источников, и 3 приложений. Текст иллюстрирован схемами и таблицами, отражающими основные положения и результаты исследования.

Общий объем диссертации  составляет 169 страниц.

 

 

 

 

 

 

 

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулирована проблема, выдвинута гипотеза, определены цель исследования, его объект и предмет, поставлены задачи исследования, показаны теоретические и методологические основы, методы, этапы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, достоверность результатов исследования, приведены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы формирования целостной картины мира у младших школьников в условиях информационно-образовательной среды» осуществлен анализ исходных понятий «картина мира», «целостная картина мира», уточнены сущностные характеристики уровневой сформированности картины мира, определены подходы к формированию целостной картины мира младших школьников. Также в первой главе представлены возрастные и этнопсихологические особенности младшего школьного возраста, влияющие на процесс формирования картины мира, проанализированы возможности информационно-образовательной среды Лого в формировании целостной картины мира младших школьников бурятской школы.

В диссертации анализируются подходы ученых разных областей знаний к определению понятия «картина мира». При этом выделяется ряд качественно различных ступеней понятия «картины мира»: мифологическая, религиозная, философская, научная. Целостная картина мира представляет собой взаимосвязь на основе синтеза мифологической, религиозной, философской и научной картин мира (А.Ф. Лосев, Н.Н. Моисеев, Г.П. Щедровицкий, В.А. Балханов, В.П. Зинченко, В.М. Симонов и др.).

Формирование целостной картины  мира у младших школьников в информационно-образовательной среде понимается нами как процесс освоения мифологической, философской, религиозной и научной картин мира и установление  взаимосвязей между ними, что способствует развитию личности ребенка.

Картина мира индивида зависит  от целого ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам относят воспитание, образование, внешнюю среду, в которой живет человек, этнические особенности среды, к субъективным – психику, психическое и эмоциональное состояние личности и пр. Элементы картины мира у разных людей различаются по адекватности, полноте и глубине, в зависимости от объективных и субъективных факторов: их возраста, жизненного опыта, особенностей мыслительной деятельности, менталитета и т.д. Существует прямая зависимость представлений о мире от знаний субъекта об этом мире: недостаточные знания делают «картину мира» неполной.

Младший школьный возраст  характеризуется развитием основных характеристик познавательных процессов, как восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Эти процессы определяют восприятие и познание окружающей действительности учащимися и становление у него картины мира. 

В младшем школьном возрасте ведущей  деятельностью является учебная (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.), которая обусловливает изменения его психологических особенностей в данном периоде развития ребенка. Развивающий характер учебной деятельности как ведущей деятельности в младшем школьном возрасте связан с тем, что новообразованием для ученика являются теоретические знания. Усвоение учебного материала происходит как в процессе восхождения мысли от конкретного к абстрактному, так и от абстрактного к высшему конкретному в зависимости от содержания научной абстракции (понятия). Ученик может сформировать в сознании целостный образ-модель окружающего мира, а при дальнейшем освоении мира углублять, корректировать его на основе научной абстракции.

Особенностью формирования картины мира детей-бурят является преломление ее в национальной культуре (Р.Д. Санжаева, Т.Д. Скрынникова и др.). Национальная культура наблюдается в характере трудовой деятельности и ее традициях, в представлениях об удобствах быта и домашнем уюте, о семейном счастье и взаимоотношениях членов семьи, в способах развлечений, в понятиях о приличиях, о красивом и  некрасивом, в  понимании доброты, такта, сдержанности и т.п. При этом наряду с витальными (жизненными, биолого-физическими) особенностями этноса выделяются его ментальные, т.е. духовные свойства. Это особенности когнитивных (познавательных) процессов, прежде всего понятийного мышления, особенности детского восприятия и памяти, соотношения зрительных и слуховых восприятий и т.д. Особенностью являются и национальные различия в характере эмоциональных проявлений, коммуникативных качеств, эмпатии, сопереживания и защитных реакций.

В ряду факторов, определяющих психофизиологический портрет индивидуума, важную роль играет степень функциональной асимметрии головного мозга. У азиатов (японцев, корейцев, китайцев, по всей вероятности, и у бурят) во многих видах умственной и трудовой деятельности оба полушария активны одинаково или доминирует правое полушарие, тогда как у европейцев и американцев те же виды работы связаны с четким доминированием левого полушария. Это объясняется тем, что коренное население, сравнительно недавно приобщенное к достижениям научно-технического прогресса, на протяжении всей предшествующей истории развития представляло собой цивилизацию, максимально использующую пространственно-образный тип восприятия и переработки информации. Психолог Р.Д. Санжаева считает, что тип межполушарного доминирования может быть обусловлен культурой. Кроме того, Т.А. Мешкова отмечает, что у всех детей до 10-12 лет доминирует активность правого полушария, так как целостное непосредственное восприятие мира является первоочередным и необходимым условием социализации ребенка.

В первой главе также даются сущностные характеристики образовательной среды. Среда, в самом общем смысле, понимается как окружающее человека социальное пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Основными параметрами среды являются отношения между индивидами, ценности, символы, вещи, предметы. Ученые Г.Ю. Беляев, В.М. Дрофа и др. различают разные «среды», в которых происходит образование человека: по способу социализации ребенка, по способу организации среды.

Понятие «образовательная среда» понимается учеными как совокупность материальных факторов образовательного процесса и межчеловеческих отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе взаимодействия, как систему влияний и условий формирования личности по задаваемому образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В.А. Ясвин); как совокупность средовых ресурсов, обеспечивающих ребенку познание и развитие (С.Е. Гайдукевич); как часть «социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов», которая обладает большой мерой сложности и имеет несколько уровней – от федерального, регионального до образовательной среды учебного заведения и класса (Н.Б. Крылова).

Современное состояние развития школьного образования актуализирует проблему возможностей новых информационных технологий. Информационные технологии становятся главным фактором влияния на качество и содержание  среды  (Л.А. Шевцова).

Информация о работе Формирование целостной картины мира у младших школьников в информационно - образовательной среде