Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 11:05, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в изучении теоретических положений и совершенствовании методического инструментария по разработке и реализации системы контроля знаний, умений, навыков учащихся.
В ходе исследования выдвинута гипотеза:
«Если учитель будет систематически, всесторонне использовать различные формы контроля знаний и умений, то будет повышаться заинтересованность учащихся в изучении предмета, а следовательно будет повышаться и качество обучения».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ…………………6
1.1 Цели контроля знаний и умений учащихся………………………..6
1.2 Функции и принципы контроля знаний, умений и навыков учащихся..............................................................................................................8
1.3 Виды проверки……………………………………………………...12
2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………………..14
2.1 Особенности нетрадиционных форм урока……………………….14
2.2 Формы контроля на занятиях технологии…………………………20
2.3 «Общественный смотр знаний» – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений, навыков………………………………………….31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………
В то же время тестовый контроль
знаний, умений учащихся не лишен недостатков.
Выбор из предложенных ответов, одного
правильного, допускает определенную
вероятность его угадывания, возможность
списывания правильного ответа у
соседей. Тестовый контроль не позволяет
проверить умение учащихся логично
излагать изученный материал, доказательно
строить ответ, иллюстрировать его
примерами. С помощью тестовых заданий
трудно проверить уровень овладения
школьниками практическими
Наиболее целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки использовать в сочетании с традиционными. Так, следует включать в тест кроме заданий с выбором ответа задания со свободным ответом: Что означает слово «кулинария»? Что она изучает? Чем салат отличается от винегрета? А также задания практического характера: в наборе машинных швов найдите накладной шов с двумя открытыми срезами; рассмотрите предложенную ручную строчку и определите её назначение и название.
Только комплексная
Интеллектуальные игры, к
которым относятся учебные
Для максимально быстрой
проверки знаний используются графические
диктанты, которые требуют от учащихся
внимания, сосредоточенности, они показывают,
насколько твердо учащиеся усвоили
изученный материал. Проводиться
диктант в очень быстром темпе,
что снижает возможность
Например. Отвечая на вопрос «да» над номером вопроса ставится дуга, если ответ отрицательный, то отрезок остается свободным.
Предметную область «
Любой контроль знаний, умений и навыков завершается оценкой и выставлением отметки по пятибалльной системе [2].
При оценке выполнения практических
заданий учитель может
«5» - работа выполнена в
заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической
«4» - работа выполнена в
заданное время, самостоятельно, с соблюдением
технологической
«3» - работа выполнена в
заданное время, самостоятельно, с нарушением
технологической
«2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.
В исследованиях Н.Г. Дайри, посвященных методам проверки, установлены условия при которых проверка создает положительное отношение учащихся к этому виду работ и, следовательно, активизирует их познавательную деятельность. Такие условия создаются:
1) если, с точки зрения
учащихся, проверка полезна, интересна,
помогает совершенствовать
2) если, каждый ученик может
ожидать, что его спросят
3) если, знания и навыки оцениваются требовательно и справедливо;
4) если, замечания с места поощряются и учитываются при аттестации;
5) если, проверка не выражается в нескольких вызовах ученика за четверть, а происходит ежедневно.
Таким образом, контроль знаний
является неотъемлемым компонентом
современного урока. Разнообразные
формы и методы контроля делают его
эффективным средством
2.3 «Общественный смотр
знаний» – одна из форм
Многие годы единственной формой итоговой контрольной знаний, умений и навыков учащихся оставалась контрольная работа, при этом личностный рост ребёнка оставался вне поля зрения педагога.
Изменения формы обучения влечёт за собой изменение в системе контроля, которое позволит не только организовать контроль ЗУН, но и развить интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Широкие возможности для развития памяти, внимания, интереса к предметам, мышления школьника, воспитания личности и коллектива в целом дают нетрадиционные формы контроля. Одной из таких форм является общественный смотр знаний (ОСЗ), который проводится по определённым разделам программы [12, с.74].
Это мероприятие позволяет одним учащимся продемонстрировать свои знания, а другим, общаясь с ними в коллективной форме работы, приобретать знания. В результате передача знаний осуществляется в интересной и доступной для всех форме, и делает учащихся успешными. Также это мероприятие открывает простор для проявления инициативы и творчества.
Меняется и характер взаимоотношений учителя и учащихся. В процессе подготовки учащиеся ощущают себя помощниками учителя, ассистентами, лаборантами, консультантами. Деятельностный подход увеличивает возможности индивидуального процесса познания. Каждый ученик, кроме минимума знаний, умений и навыков, приобретенных на уроке, получает и закрепляет те знания и умения, которые в наибольшей степени способствуют его способностям и потребностям.
Педагогическая
Общественный смотр знаний даёт возможность заинтересовать учёбой детей не только в плане «отметок», а показать учебную деятельность изнутри.
Возможности общественного смотра знаний для учащихся приведены на Рис.1.
Рис.1 Возможности ОСЗ для учащихся
Для подготовки общественного
смотра знаний требуется 2-3 недели. Смотр
проводится между параллельными
классами. Наиболее оптимальное время
– начало IV четверти. К этому времени
у ребят накапливается
Для того чтобы подготовиться к общественному смотру знаний необходимо:
Оценивание учащихся:
Все учащиеся получают оценку, которая выставляется жюри в конце урока по сумме набранных отметок за урок. Критерии оценивания приведены в Таблице 1.
Таблица 1
Устная работа |
- чёткость выводов - речь - логика - умение формулировать проблему - выделение главного - правильность ответа |
Работа в парах |
- уровень сопереживания - умение общаться - умение отстоять и доказать свою точку зрения |
Письменная работа |
- верность решений - правильность оформления |
При решении у доски |
- правильность решения - нестандартность решения - использование нескольких - доказательность - эмоциональность - рациональность |
Общественный смотр знаний открывает председатель жюри, смотру придается приподнятый, торжественный характер. Учащиеся приходят в праздничной форме. Помещение украшается, делается выставка работ учащихся и учебно-методических материалов и т.д. Расстановка столов (парт) в помещении (классе) необычна. Члены жюри рассаживаются за столами так, чтобы были видны доска и класс. Впереди один ряд столов оставляется свободным - для самостоятельно работающих учащихся. Они сидят по группам со своим консультантом.
После торжественного открытия приступает к своим обязанностям ведущий смотра, у которого есть план смотра с указанием видов работ (письменных, устных, графических, решения задач, задания на смекалку и т.п.) и список учащихся.
Часть учеников выполняют работу у доски, часть - сидя за отдельными столами, часть отвечают с мест. После каждого ответа, если он недостаточно полон, учащиеся с мест могут дополнить и уточнить его. Все ответы и поправки также учитываются. Жюри, если сочтет нужным, может задать вопросы отвечающему. На общественном смотре может быть предусмотрена и фронтальная работа (короткий диктант, текст, перфокарты или простые задачи, требующие для выполнения немного времени). В программу смотра могут быть включены развлекательные элементы, домашние заготовки (по типу известного КВН).
Результаты общественного смотра знаний зачитывает перед всем классом председатель жюри. Вместе с индивидуальными оценками, полученными каждым учеником, сообщаются данные, характеризующие работу групп. Итоги общественного смотра знаний предаются гласности, обсуждаются в педагогическом коллективе школы, а также в органах информации.
В результате использования ОСЗ происходит:
1) Развитие личности ребёнка через формирование следующих навыков и способностей: коммуникативность (общение, взаимовыручка при работе в группе, эмпатия).
2) Творческие способности (через принятие нестандартных решений, применение знаний на практике, то есть реализуется социализация учащихся).
3) Развиваются психологические особенности (мышление, память, внимание, требовательность к себе).
Общественный смотр знаний – является одной из форм организации коллективной деятельности учащихся при обобщении, систематизации и проверки знаний. Такие уроки положительно влияют на познавательную активность учащихся, создают ситуацию успеха для всех, укрепляет уверенность в своих силах, способствует активному сотрудничеству.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С давних времён установлено, что в процессе познания важнейшим условием усвоения является постепенность. Разбор любого учебного материала необходимо начинать с более общих отношений, постепенно переходить к усилению частностей, уточнению отдельных элементов и лишь затем обобщать и делать выводы. Только при соблюдении последовательности, постепенности, терпеливости учащиеся могут сознательно приобретать и прочно усваивать новые знания.
Этап учёта знаний, умений, навыков школьников является необходимым звеном в цепи процесса обучения и позволяет "отслеживать" результаты этого процесса. Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами кроссвордов, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ [12,с.18].
Контроль знаний, умений, навыков - это итог, результат, оценка работы ученика. На современном этапе развития образовательной системы существует две методические категории оценки уровня овладения детьми изучаемым материалом: критерии и нормативы.
Критерии характеризуют качество усвоения учеником материала. Нормативы определяют допустимое количество ошибок и недочётов, позволяющие считать школьника успевающим.
Таким образом, можно только
тогда правильно организовать обучение,
когда хорошо виден уровень знаний,
умений и навыков учащихся. Именно
поэтому организация чётко
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Информация о работе Cистемы контроля знаний, умений, навыков учащихся