Цифровые образовательные ресурсы в обучении биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 16:17, курсовая работа

Описание работы

Необычайно высокие темпы развития биологии в последнем десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике. Социальный заказ предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки. Все это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. При этом особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Цифровых образовательных ресурсов в обучении биологии. 5
Определения ЦОР…………………………………………………………. 7
Требования к ЦОР………………………………………………………… 9
Задачи ЦОР……………………………………………………………… 10
ГЛАВА 2. Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса…………………………………………………………………………. 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 28
ЛИТЕРАТУРА…………………………………

Файлы: 1 файл

ЦОР.docx

— 76.69 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ 
КАФЕДРА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ, ГЕОГРАФИИ, ЭКОЛОГИИ 

 

 

 

 
«Цифровые образовательные ресурсы  в обучении биологии»

Итоговый проект по курсу:

«Современные направления  обучения биологии с использованием технологии информации и коммуникации»

 

 

 

 

Руководитель: к.п.н., доцент

 Швецов Глеб Геннадьевич

 

 

 

 

Москва 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Цифровых образовательных ресурсов в обучении биологии. 5

              Определения ЦОР…………………………………………………………. 7

          Требования к ЦОР…………………………………………………………  9

           Задачи ЦОР………………………………………………………………  10

ГЛАВА 2. Использование инновационных технологий на уроках биологии, как средство повышения эффективности образовательного процесса…………………………………………………………………………. 11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….. 28

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………………...: 31

ПРИЛОЖЕНИЯ ……………………………………………………………………….32

ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

ПЛАН ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ИНФОРМАЦИЯ О МЫТИЩИНСКОМ  МЕДИЦИНСКОМ УЧИЛИЩЕ

МЕДИАТЕКА

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Необычайно высокие  темпы развития биологии в последнем  десятилетии сопровождаются быстро растущим значением ее в жизни  человека. Она не только остается теоретической основой здравоохранения и сельского хозяйства, но и открывает возможности развития новых отраслей в промышленности, новые перспективы в технике. Социальный заказ предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения с учетом новейших достижений биологической науки. Все это требует совершенствования биологического образования на всех уровнях. При этом особенно важное значение приобретает изучение биологии в школе.

Согласно государственному стандарту нового поколения, изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний:
  • о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира;
  • о методах познания живой природы;
  • о живой природе и присущих ей закономерностях;
  • о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;
  • овладение умениями:
    • применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма;
    • использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска;
    • работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
    • проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;
  • культуры поведения в природе;
  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим;
  • оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Как видно из требований государственного стандарта, предмет  биологии достаточно сложен и нагляден, требует демонстрации процессов, систем и закономерностей, что усложняет усвоение предмета биологии школьниками.

Современные учащиеся все меньше обращаются за информацией  к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых  информационных технологий и СМИ в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Но в современном информационном пространстве количество информации огромно, а содержание не всегда соответствует действительности.

Сегодня при множестве проблем, общих для преподавания биологии в школе, возникает одна  особо важная: как представить научную информацию по предмету так, чтобы она осталась в памяти учащегося на долгие годы, а знание перешли в прочные умения и навыки, применяемые не только на уроках, но и в разных нестандартных ситуациях.

Цель инновационного опыта: создание оптимальных условий  для повышения качества обучения учащихся по предмету «биология» посредством новизны деятельности, повышения интереса к работе с компьютером; формирование педагогического опыта для его дальнейшего использования в собственной практике и распространение среди учителей биологии.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать  интерактивные способы, формы,  средства обучения, определить преимущества  интерактивного обучения в обучении биологии

2. Теоретически  освоить инновационные интерактивные  технологии

3. развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать  новые знания, работать с различными  источниками информации посредством ЦОРов

4. Формировать у  учащихся информационную компетенцию,  умения работать с различными  источниками информации.

 

Глава 1. Использование  цифровых образовательных ресурсов в обучении

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

В отличие от обычных  технических средств обучения ИКТ  позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Цифровые образовательные ресурсы позволяют интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности; выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы, наглядно представить материал; дают возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

Использование цифровых образовательных ресурсов позволяет:

-    коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.

- рационально организовать  познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.

- использовать компьютеры  с целью индивидуализации учебного  процесса и обратиться к принципиально  новым познавательным средствам.

- изучать явления  и процессы в микро- и макромире,  внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.

- представлять в  удобном для изучения масштабе  различные биологические процессы, реально протекающие с очень  большой или малой скоростью.

Можно выделить три уровня информационных объектов, которые могут быть использованы учителем в образовательном процессе, это, прежде всего информация, полученная из Интернета, во-вторых, это ресурсы доступные в электронном пространстве школы и, в-третьих, это программные средства разработанные непосредственно самим учителем.

Определения ЦОРов

В настоящее время существует множество  определений понятия цифровых образовательных  ресурсов, попробуем рассмотреть  некоторые из них.

1.  Под цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) понимается любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях.[7]

Определение кратко характеризует  ЦОРы, недостаточно полно отображает смысл данного понятия.

2.  ЦОР расшифровывается как «цифровой образовательный ресурс», то есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.[1]

Определение отличается от предыдущего  наличием обособленности содержания объекта, что более полно отражает смысл данного понятия.

3.  ЦОР – это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе.[10]

Определение не полное, общее, не хватает  конкретики.

4.  Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.[8]

Данное определение вытекает из определения электронных образовательных ресурсов (ЭОР), не дает полного представления о ЦОРах, но в то же время определяет ЦОР, как подмножество ЭОРов.

5.  Цифровые образовательные ресурсы - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.[5]

Определение отражает содержание ЦОРов, а также более доступно для понимания, легко запоминается, поэтому качественно выделяется на фоне остальных.

Требования к ЦОРам

Общие требования к цифровым образовательным  ресурсам:

Современные ЦОРы должны:[5]

·  соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки Российской Федерации, используемым программам;

·  ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;

·  обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения, учитывать возрастные особенности учащихся и соответствующие различия в культурном опыте;

·  предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;

·  обеспечивать использование как самостоятельной, так и групповой работы;

·  содержать варианты учебного планирования, предполагающего модульную структуру;

·  основываться на достоверных материалах;

·  превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя, при этом, тематические разделы;

·  полноценно воспроизводиться на заявленных технических платформах;

·  обеспечивать возможность параллельно использовать с ЦОРами другие программы;

·  обеспечивать там, где это методически целесообразно, индивидуальную настройку и сохранение промежуточных результатов работы;

·  иметь, там, где это необходимо, встроенную контекстную помощь;

·  иметь удобный интерфейс.

Задачи ЦОР

Основными задачами комплекта ЦОРов являются:

  • помощь учителю при подготовке к уроку:
  • компоновка и моделирование урока из отдельных цифровых объектов;
  • большое количество дополнительной и справочной информации – для углубления знаний о предмете;
  • эффективный поиск информации в комплекте ЦОРов;
  • подготовка контрольных и самостоятельных работ (возможно, по вариантам);
  • подготовка творческих заданий;
  • подготовка поурочных планов, связанных с цифровыми объектами;
  • обмен результатами деятельности с другими учителями через Интернет и переносимую внешнюю память.
  • помощь при проведении урока:

Информация о работе Цифровые образовательные ресурсы в обучении биологии