Цели и задачи психолого-медико-педагогических комиссий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Слабовидящие дети - дети, страдающие значительным снижением остроты зрения (от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией) либо расстройствами периферического зрения. Зрительное восприятие при слабовидении характеризуется неточностью, фрагментарностью, замедленностью, что значительно обедняет чувственный опыт таких детей, препятствует познанию ими окружающего мира. Обучение и воспитание слабовидящих детей осуществляется в специальных дошкольных учреждениях и школах для детей с нарушениями зрения.
Педагогический процесс строится с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. При этом необходимо соблюдение специальных педагогических и гигиенических требований: рациональное распределение учебных занятий, обеспечение соответствующего уровня освещенности, применение корригирующих и тифлотехнических средств, организация специальных занятий по коррекции отклонений в психологическом развитии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
I. ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ…………………………………………………………………..….…5
2.СОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ) В ДЕТСКОМ САДУ…..........................................................................................12
3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА (ВИДА) СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ…………………………………………….……17
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ(КОНСУЛЬТАЦИИ)………………………………………..…22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...…..24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..……………..25

Файлы: 1 файл

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

 

 Рефракционная амблиопия возникает  вследствие аномалий рефракции,  которые в данный момент не  поддаются коррекции. При ношении  правильно подобранных очков  постепенно острота зрения может  повыситься, вплоть до нормальной.

 

 Причиной возникновения этого  вида амблиопии является постоянное  и длительное проецирование на  сетчатку глаза неясного изображения  предметов внешнего мира при  высокой дальнозоркости и астигматизме. Анизометропия - неодинаковая рефракция обоих глаз, в результате которой наблюдается неодинаковая величина изображения предметов на сетчатках обоих глаз. Это препятствует слиянию обоих изображений в один зрительный образ.

 

 Обскурационная амблиопия развивается  в результате помутнении оптических сред глаза (катаракты, помутнении роговицы), преимущественно врожденных или рано приобретенных. Диагноз ставится, если низкое зрение сохраняется, несмотря на устранение помутнений и отсутствие анатомических изменений в заднем отделе глаза (после экстракции катаракты).

 

 Истерическая амблиопия возникает  внезапно, чаще всего после какого-либо  аффекта. Функциональные расстройства  на почве истерии могут принимать  характер ослабления или потери  зрения. Эта форма амблиопии встречается  довольно редко.

 Таким образом, понимание структуры зрительного дефекта позволяет организовать не только соответствующую медицинскую помощь, но правильно осуществлять психолого-педагогическую коррекционную работу. Но при этом необходимо знать и систему лечения зрения детей, с тем, чтобы способствовать активизации и упражнению нарушенных функций зрения. Зрительный дефект обусловливает ход психического развития ребенка при отсутствии специального обучения и воспитания, то есть коррекционных методов и средств помощи. Без этого дефект у ребенка может привести к целому ряду вторичных отклонений, сдерживающих процесс социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения.

 

2.СОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ (МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ) В ДЕТСКОМ САДУ.

 

 В настоящее время  существует сеть специальных  дошкольных учреждений смешанного  вида, куда поступают в основном  дети с косоглазием и амблиопией, некоторое количество слабовидящих  и незначительное количество  слепых детей. 

 

 Целью данных учреждений  является обеспечение лечения, возможного восстановления зрения и предупреждение ухудщения его состояния, а также создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью предупреждения появления вторичных отклонений при раннем выявлении глазной паталогии, и преодоление, ослабление или устранение недостатков познавательной деятельности, физических отклонений.

 

 Дошкольное учреждение для  детей с нарушением зрения  работают по специальной программе,  построенной с учетом своеобразия  развития детей и особенностей формирования их познавательной деятельности, двигательной сферы и качеств личности. Обучение детей направлено на всестороннее развитие. Обучение осуществляется на занятиях с группй 10 человек. Занятия носят фронтальный подгрупповой или индивидуальный характер,

 

 Эффективная работа детского  сада возможна при обязательном  обеспечении условий для системного, комплексного, непрерывного воспитания  и обучения детей раннего дошкольного  возраста.

 Основными принципами организации  и коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются:

 Учет общих, специфических  и индивидуальных особенностей  развития детей с нарушением  зрения;

 Комплексный (клинико-физиологический,  психолого-педагогический) подход к  диагностике и коррекционной  помощи детям с нарушением зрения;

 Модификация учебных планов  и программ, увеличение сроков  обучения, перераспределение учебного  материала и изменение прохождения  на основе школьного курса  с дошклльным;

 Дифференицированный подход  к детям в зависимости от  состояния зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальнях методов и форм работы с детьми;

 Обеспечение стандарта общеобразовательной  подготовки в условиях непрерывности  дошкольно-школьного обучения и  лечения детей с нарушениями зрения;

 Система работы по специально-бытовой  адаптации и самореализации детей  с нарушениями зрения;

 Создание офтальмологических  условий в групповых комнатах  и специального распорядка жизни,  лечения, воспитания и обучения  с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка.

 Детис нарышением зрения  ограничены в непосредственном  зрительном восприятии окружающего  мира, они плохо видят отдаленные  объекты: дома, движующиеся предметы, птиц на деревьях, самолет в  небе и т.д.

 

 Чтобы обеспечить детям обстановку, благоприятствующую процессу обучение необходимо:

1.создать соответстующие условия  для зрательного восприятия;

2. оптимально использовать наглядные  пособия;

3. применять специальные методы  обучения и вести коррекционно-педагогическую  работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;

4. подходить к обучению индивидуально,  учитывая психофизиологические  особенности детей.

 

Для зрительного восприятия благоприятны такие условия: достаточная освещенность помещения, удобное размещение детей за столами, расположение наглядного материала на уровне глаз детей и на доступном расстоянии, соответствующая длительность зрительных нагрузок, организация во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.

 

 В детском саду для детей с нарушением зренияупражнения для глаз должны быть включены в структуру каждого занятия.

 

 В игровой форме осуществляется  самомассаж и снятие физического  психического и зрительного напряжения, активизация глазодвигательных  функций, формируется рациональные способы зрительного воспрития. Деятельность детей осуществляется так сободное время уделить снятию напряжения с глаз с помощью различных гимнастик, способствующих снятию зрительных нагрузок с глаз

 Зачем нужно развивать  осязание и мелкую моторику  у детей со зрительной патологией?

 

 Учеными давно доказано, что осязание имеет тот же  механизм, что и зрение. Ведь если  зрячий человек рассматривает  какой-то большой предмет, глаза  его движутся по контуру этого предмета, точно так же руки незрячего движутся по контуру этого предмета при обследовании. И глаз, и рука способны отразить форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени.

Рука чувствует плотность  тела, его гладкость или шероховатость  и степень нагретости. Рука, ощупывающая  предметы, дает незрячему все, что  дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки.

 

В детском саду используются игры на развитие мелкой моторики .

 Таким образом,  мелкая моторика

- помогают ребенку  с нарушением зрения исследовать,  сравнивать, классифицировать окружающие  его предметы, позволяя тем самым  лучше познать мир, в котором  он живет;

-навыки тонкой моторики позволяют ребенку обслуживать себя;

-позволяют ребенку  на равных со зрячими участвовать  в играх;

-способствуют повышению  самооценки ребенка, т.к. дают  возможность приобрести социальный  опыт.

 

 Развитие ребенка  дошкольного возраста независимо от состояния его здоровья происходит в различных видах деятельности, прежде всего в игровой. Как и здоровые дети, дети с нарушением зрения должны заниматься физической культурой, но адаптивной. Занятия адаптивной физической культурой проводятся в форме групповых. Они должны быть коррекционно-развивающими, поэтому требуют особой подготовки, в том числе средств сопровождения детей с нарушением зрения.

 

 В зависимости от  целей, задач, программного содержания  занятия имеют следующую направленность:

 Образовательную (формирование специальных знаний, обучение разнообразным двигательным умениям);

 Коррекционно-развивающую  (развитие и коррекция физических  качеств, координационных способностей, движений, сенсорных систем и  психических функции с помощью  физических упражнений);

 Оздоровительную (коррекция  осанки, плоскостопия, профилактика  соматических заболеваний, нарушений  сенсорных систем, укрепление сердечнососудистой  и дыхательной систем);

 Лечебную (лечение,  восстановление и компенсация  утраченных или нарушенных функций при хронических заболеваниях, травмах и т.п.);

 Спортивную (совершенствование  физической, технической, тактической,  психической, волевой, теоретической  подготовки в избранном виде  спорта);

 Рекреационную (организация  досуга, отдыха, игровой деятельности)

 

 В системе общих  занятий адаптивной физической  культурой в детском саду особое  место занимают подвижные и  спортивные игры, связанные с  двигательной деятельностью, проявляющейся  в форме творческого соревнования.

 

 Подвижные игры  вырабатывают и прививают также навыки, необходимые в трудовой деятельности и повседневной жизни. Они развивают и укрепляют такие качества, как воля, настойчивость, активность, инициатива, чувство и спортивных играх способствует овладению пространством, приобретению свободы и легкости в движениях и уверенности в себе, развивают координацию, быстроту, силу, смелость, слух, осязание.

 

 Для, слепых с  остаточным зрением и слабовидящих  детей используются игры, которые  не противоречат показаниям врачей-офтальмологов  (приложения)

 Желательно использовать подвижные игры разных народов. Народные игры, как известно, являются достоянием многих поколений, в них представлены образ жизни разных народов, национальные традиции и обычаи, понятия о чести, патриотизме, мужестве

 Чтобы у ребенка  с нарушением зрения развивались познавательная деятельность, речь, представления об окружающем мире и умение общаться, необходимо играть с ним в сюжетные игры, в которых отражаются события из жизни семьи. Эти игры помогут ребенку закрепить знания только в том случае, если кто-то из взрослых станет активным их участником.

Такие совместные игры очень  полезны не только для развития ребенка, но и для налаживания эмоционально положительного контакта со взрослым.

 

 Одной из важных  потребностей развития дошкольников со зрительными нарушениями является получение как можно большего количества информации из окружающего мира при помощи всех его сохранных органов чувств. Именно через остаточное зрение, слух, осязание, обоняние, вкус ребенок создает себе фундамент дальнейшего развития - физического и умственного.

 

 Для ребенка с  нарушением зрения игра приобретает  особое значение, поскольку помогает  увереннее входить в мир реальных  вещей и отношений

 

 

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА (ВИДА) СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ.

 

 Система образования  для слепых и слабовидящих  носит как бы двухмерный характер. По вертикали, или по возрасту, существуют коррекционные учреждения 3-4 видов для охвата всех возрастных  групп, начиная с младенцев  и кончая пожилыми людьми. Такое же количество коррекционных учреждений для детей и взрослых существует по горизонтали, т. е. по степени нарушения зрения.

 

 Система коррекционно-образовательных  учреждений для слепых и слабовидящих  по возрасту включает дошкольные учреждения, школьные учреждения, специальные профессиональные учреждения, школы восстановления трудоспособности слепых, Всероссийское Общество Слепых (ВОС), учебно-производственные предприятия и др. Эти учреждения, за исключением организации ВОС, финансируются государством.

 

 Отбор детей в  специальные коррекционно-образовательные  учреждения производит психолого-медико-педагогическая  комиссия (ПМПК). Основная задача  ПМПК - подобрать тип учреждения, учитывая психические особенности  ребенка и его зрительные возможности.

 

 Дошкольные учреждения: Консультационно-практический центр  по абилитации детей с тяжелой  патологией зрения (г. Санкт-Петербург), обслуживающий детей с рождения  до 10 лет (Центр включает детский  сад, в котором, кроме обычных  дневных групп, работают также круглосуточные группы и группа «Особый ребенок», и консультационные группы, причем дети до года могут быть проконсультированы на дому), специальные детские сады (в том числе, круглосуточные), специальные детские сады при школах-интернатах, группы для детей с нарушениями зрения при массовых детских садах, специализированные детские дома.

 

 Дошкольные учреждения, наряду с воспитанием, осуществляют  лечебно-восстановительный процесс,  развитие зрительных функций,  познавательной, двигательной сферы  и личности ребенка в целом.

 

 Школьные учреждения - это обычно школы-интернаты для  слепых и слабовидящих детей,  дающие им среднее образование.  В последние годы в больших  городах стали открывать специальные  классы охраны зрения для детей  с амблиопией и косоглазием в массовых школах. Предусмотрено также получение среднего образования детьми с нарушениями зрения на дому.

 

 Незрячие и слабовидящие  получают среднее образование  за 12 лет обучения. Наполняемость  классов в таких школах составляет 10-12 детей. Школы для детей с нарушениями зрения оборудованы специальной техникой и освещением. Используются специальные методы и приемы обучения, например, изготавливаются увеличенные наглядные пособия с четким изображением и высоким контрастом. Принимаются меры для соблюдения гигиенических требований для зрительной работы. Организуется лечебно-воспитательная работа. Усилена работа по профориентации, т. е. адекватному выбору профессии. Проводится также социальная реабилитация (социально-бытовая подготовка к жизни), Для этого в школьную программу обучения вводятся уроки по пространственной ориентировке, домоводству, лечебной физкультуре, в школах работают разного рода кружки.

Информация о работе Цели и задачи психолого-медико-педагогических комиссий