Братские школы на украинских землях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:07, реферат

Описание работы

Братства, как общественные организации, которые были призваны защищать социально-экономические, а потом и религиозные интересы шляхты, мещан и крестьян, начали появляться в XV в. Именно братства стали основой образования школ, где могли учиться дети из различных слоев населения. В качестве основы в образовательных заведениях братчики использовали пример западноевропейских государств.

Содержание работы

Введение 3
Организация учебного процесса 4
Львовская братская школа 7
Киевская братская школа повышенного типа 11
Выводы 13
Вопросы к аудитории 14
Литература 15

Файлы: 1 файл

Реферат братские школы.doc

— 311.50 Кб (Скачать файл)

В 1592 г. при поддержке  гетмана запорожских казаков  Сагайдачного Львовское братство получило от короля Сигизмунда III право преподавать в школе семь свободных наук (грамматику, диалектику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку).

Львовская братская школа  не только поставляла братским школам учебные пособия, но и готовила для них учителей.

Львовская школа была закрыта австрийскими властями в 1790 г.

 

3. Киевская братская  школа повышенного типа.

Немалую роль в развитии образования и культуры в Украине  в первой половине XVII в. сыграла Киевская братская школа повышенного типа, которая прошла путь от школы через коллегию в академию.

Рис.3. Печать Киево-Могилянской академии. XVIII в.

 

Это одна из самых первых братских школ в Украине в XVII века, которая была основана Киевским Богоявленским братством в 1615 году, его устав утвержден в 1620 году по образцу Львовской братской школы. Школу могли посещать выходцы из разных общественных слоев - казаки, мещане и шляхта, которая была недовольна экспансией католицизма.

Рис.4. Киевский братский монастырь и Академия.

Заслугой киевского  братства было основание Киевской братской школы. Материальную основу деятельности братства составляли взносы членов. В 1645 году Е. Гулявичивна передала свою усадьбу с землями в Киеве  на Подоле для основания монастыря, госпиталя для паломников и школы для детей шляхты и мещан. В 1625 - 1626 годах Киевское братство получило от российского правительства значительные средства для строительства и отделки Богоявленской школы - выдающегося памятника архитектуры.

В 1632 г. киевская школа  приобрела статус коллегии. Несмотря на последовавшие вскоре ограничения (в 1634г. король запретил преподавать в Киеве на латыни, в следующем году сейм постановил ограничить здесь изучение философии только началами - логикой и диалектикой), киевская коллегия фактически являлась высшим учебным заведением, поскольку в ней читались курсы философии и богословия. В коллегии поддерживался также высокий уровень преподавания риторики.

Киево-Могилянская академия (коллегия), первое высшее учебное заведение  на Украине, созданное в 1632 г. путём объединения братской школы Киево-Богоявленского братства (существовавшей с 1615 г.) и школы Киево-Печерской лавры (основана в 1631 киевским митрополитом Петром Могилой). С 1633 г. именовалась коллегией, с 1701 г. — академией. В академию принимались дети казацкой старшины, шляхты, зажиточных горожан и духовенства.

Была крупным просветительским (до 2 тыс. учащихся; полный курс - 8 лет) и научным центром восточнославянских народов. В 1817 г. закрыта. Вместо нее созданы русская православная духовная семинария, в 1819 г. - духовная академия (существовала до начала 1920 г.).

 

Выводы

 

Украинская церковь, церковные  братства, деятельность братских школ стали эпохальным явлением в истории  украинских школ, что обеспечило их дальнейшее бурное развитие. Они взлелеяли и перед всем миром показали новое поколение образованных людей Украины, творческих интеллектуалов, истинных патриотов, мужественных защитников своего народа от нашествия польских колонизаторов, носителей и пропагандистов идей украинской государственности и украинского национального возрождения, утверждения человеческого достоинства.

Таким образом, братские школы сыграли огромную роль не только в распространении образования  и разработке педагогической теории, но и в борьбе украинского народа за свое освобождение от гнета польских захватчиков, их влияние можно видеть в упорной национальной борьбе, охватившей город, и в крестьянских восстаниях; и в началах казачества, и в рождении новых мощных духовных и научных центров, в частности Киево-Могилянской академии.

Деятельность братских школ способствовала подъёму культурной жизни, явилась важным вкладом в борьбу украинского народа за сохранение национального самосознания. Во 2-й пол. 17 в. Братские школы пришли в упадок, а в конце 18 в. большинство прекратило своё существование. Киевская братская школа положила начало коллегиуму, впоследствии преобразованному в Киево-Могилянскую академию.

 

Вопросы к аудитории.

    1. В каком городе появилась первая братская школа в Украине?
    2. Какие предметы преподавались в братских школах?
    3. Когда начинался учебный год в братских школах Украины?
    4. Как назывался Устав Львовской школы?
    5. Какая система обучения использовалась в братских школах?
    6. Устав какой братской школы был положен в основу уставов других школ?
    7. Как Устав регламентировал взаимоотношения школы и родителей?
    8. Какие различия были в обучении детей из бедных и богатых семей?
    9. Какая из братских школ была преобразована сперва в коллегию, а затем в Академию?
    10. На какие средства существовали братские школы?

 

Литература.

 

  1. Дзюба Е. Н. Просвещение на Украине и его роль в укреплении связей украинского народа с русским и белорусским: 2-я пол. XVI - 1-я пол.

XVII в. К., 1987. – 349 с.

  1. Медынский Е. Н. Братские школы Украины и Белоруссии в XVI—XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией / Е. Н. Медынский. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. — 158 с.
  2. Исаевич Я. Д., Братства и их роль в развитии украинской культуры

16- 18 ст./ Я.Д. Исаевич. -  К., 1966 . –  321 с.

 


Информация о работе Братские школы на украинских землях