Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 23:07, реферат
Братства, как общественные организации, которые были призваны защищать социально-экономические, а потом и религиозные интересы шляхты, мещан и крестьян, начали появляться в XV в. Именно братства стали основой образования школ, где могли учиться дети из различных слоев населения. В качестве основы в образовательных заведениях братчики использовали пример западноевропейских государств.
Введение 3
Организация учебного процесса 4
Львовская братская школа 7
Киевская братская школа повышенного типа 11
Выводы 13
Вопросы к аудитории 14
Литература 15
В 1592 г. при поддержке гетмана запорожских казаков Сагайдачного Львовское братство получило от короля Сигизмунда III право преподавать в школе семь свободных наук (грамматику, диалектику, риторику, арифметику, геометрию, астрономию, музыку).
Львовская братская школа не только поставляла братским школам учебные пособия, но и готовила для них учителей.
Львовская школа была закрыта австрийскими властями в 1790 г.
3. Киевская братская школа повышенного типа.
Немалую роль в развитии образования и культуры в Украине в первой половине XVII в. сыграла Киевская братская школа повышенного типа, которая прошла путь от школы через коллегию в академию.
Рис.3. Печать Киево-Могилянской академии. XVIII в.
Это одна из самых первых братских школ в Украине в XVII века, которая была основана Киевским Богоявленским братством в 1615 году, его устав утвержден в 1620 году по образцу Львовской братской школы. Школу могли посещать выходцы из разных общественных слоев - казаки, мещане и шляхта, которая была недовольна экспансией католицизма.
Рис.4. Киевский братский монастырь и Академия.
Заслугой киевского братства было основание Киевской братской школы. Материальную основу деятельности братства составляли взносы членов. В 1645 году Е. Гулявичивна передала свою усадьбу с землями в Киеве на Подоле для основания монастыря, госпиталя для паломников и школы для детей шляхты и мещан. В 1625 - 1626 годах Киевское братство получило от российского правительства значительные средства для строительства и отделки Богоявленской школы - выдающегося памятника архитектуры.
В 1632 г. киевская школа приобрела статус коллегии. Несмотря на последовавшие вскоре ограничения (в 1634г. король запретил преподавать в Киеве на латыни, в следующем году сейм постановил ограничить здесь изучение философии только началами - логикой и диалектикой), киевская коллегия фактически являлась высшим учебным заведением, поскольку в ней читались курсы философии и богословия. В коллегии поддерживался также высокий уровень преподавания риторики.
Киево-Могилянская академия (коллегия), первое высшее учебное заведение на Украине, созданное в 1632 г. путём объединения братской школы Киево-Богоявленского братства (существовавшей с 1615 г.) и школы Киево-Печерской лавры (основана в 1631 киевским митрополитом Петром Могилой). С 1633 г. именовалась коллегией, с 1701 г. — академией. В академию принимались дети казацкой старшины, шляхты, зажиточных горожан и духовенства.
Была крупным просветительским
(до 2 тыс. учащихся; полный курс - 8 лет)
и научным центром
Выводы
Украинская церковь, церковные братства, деятельность братских школ стали эпохальным явлением в истории украинских школ, что обеспечило их дальнейшее бурное развитие. Они взлелеяли и перед всем миром показали новое поколение образованных людей Украины, творческих интеллектуалов, истинных патриотов, мужественных защитников своего народа от нашествия польских колонизаторов, носителей и пропагандистов идей украинской государственности и украинского национального возрождения, утверждения человеческого достоинства.
Таким образом, братские школы сыграли огромную роль не только в распространении образования и разработке педагогической теории, но и в борьбе украинского народа за свое освобождение от гнета польских захватчиков, их влияние можно видеть в упорной национальной борьбе, охватившей город, и в крестьянских восстаниях; и в началах казачества, и в рождении новых мощных духовных и научных центров, в частности Киево-Могилянской академии.
Деятельность братских школ способствовала подъёму культурной жизни, явилась важным вкладом в борьбу украинского народа за сохранение национального самосознания. Во 2-й пол. 17 в. Братские школы пришли в упадок, а в конце 18 в. большинство прекратило своё существование. Киевская братская школа положила начало коллегиуму, впоследствии преобразованному в Киево-Могилянскую академию.
Вопросы к аудитории.
Литература.
XVII в. К., 1987. – 349 с.
16- 18 ст./ Я.Д. Исаевич. - К., 1966 . – 321 с.