Аудирование как вид речевой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:41, курсовая работа

Описание работы

По определению Роговой Г.В. и Верещагиной И.Н «аудирование» - это понимание воспринимаемой на слух речи. Оно представляет собой перцептивную мыслительную мнемическую деятельность. Перцептивную - потому что осуществляется восприятие, рецепция, перцепция; мыслительную - потому что ее выполнение связано с основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, индукцией, дедукцией, сравнением, абстрагированием, конкретизацией и др.; мнемическую - потому что имеет место выделение и усвоение информативных признаков, формирование образа, узнавание, опознавание в результате сличения с эталоном, хранящимся в памяти

Содержание работы

Введение
Аудирование как вид речевой деятельности
Цели аудирования
Условия формирования навыков аудирования
Механизмы аудирования
5- Монологическая речь
5.1 трудности монологической речи
5.2 способы формирования монологической речи
6- Трудности аудирования
7- Система упражнений для обучения аудированию
Вывод

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.00 Кб (Скачать файл)

Понимание речи на слух объективно затрудняется также такими особенностями  слухового восприятия, как неповторимость и кратковременность, что приводит при недопонимании отдельных элементов сообщения к нарушению целостности восприятия. Столкнувшись с непониманием речи учащимися, учитель часто прибегает к многократному повторению сообщения, что мало способствует целям обучения аудированию. Повторное прослушивание должно быть оправдано учебной задачей. Так, можно предложить учащимся при первом прослушивании задание на понимание общего содержания, а задание на понимание деталей и идей сообщения - при втором. Иногда учитель «помогает» пониманию переводом своей речи на родной язык, что, так же как и многократность повторения одних и тех же фраз, не ведёт к поставленной цели, это демобилизует учащихся, которые не слушают иностранную речь, ждут русского варианта. Трудности аудирования часто являются результатом отсутствия требовательности учителя к своей речи на иностранном языке, когда текст предъявляется в его исполнении. Замедленный темп речи, её невыразительность, нечёткая дикция, многословие, формальные целевые установки - всё это затрудняет развитие умения понимать звучащую речь.

Правильный темп речевых  сообщений определяет, как известно, не только быстроту и точность их понимания, но и эффективность их запоминания. Существует, как подчёркивает Н.И. Гез, предельная скорость предъявления речевых сообщений, превышение или заниженность которой ведёт к резкому падению активности и заметному снижению уровня понимания, утомлению, снижению эмоционального тонуса. В случае превышения скорости, понимание затрудняется усиленным редуцированием звуков, сокращением пауз между синтагмами, отсутствием времени для осознания смысла. При слишком медленном темпе растягивается фаза восприятия, затрудняется процесс интеграции значений отдельных единиц. В процессе общения наиболее употребительным является средний темп речи. 200 и 300 слогов в минуту обозначается как темп «ниже среднего» и «выше среднего». В обучении желательно исходить из естественного темпа речи, который будет разным для разных языков. Интересно, что англичане и американцы, говорящие на одном языке, используют его в разном темпе. Англичане произносят 220 слогов в минуту, а американцы - всего 150-170.

Таким образом, темп речи должен быть нормальным. В слабо подготовленных классах можно давать информацию порциями, увеличивая длительность пауз между синтагмами, предложениями, абзацами для осмысления содержания. Существенно  то, что интонационный рисунок  речи, её просодические характеристики остаются естественными. Можно также  рекомендовать увеличивать время  на снятие трудностей перед восприятием  текста.

На понимание текста влияет его смысловая организация. Рассказ  должен строиться так, чтобы легко  выделялась главная мысль, а детали примыкали к ней. Причём, если главная  мысль выражена в начале сообщения, оно понимается на 100 %, в конце  сообщения - на 70 %, в середине - на 40 %.

Целый ряд трудностей связан с отсутствием чётко организованного  контроля при аудировании. Если контроль не будет регулярным, то не приходится рассчитывать на его эффективность. Очень важно, чтобы контроль охватывал всех учащихся. Для более рациональной организации контроля аудирования предлагается учитывать разную сложность приёмов контроля, начинать с более простых приёмов, требующих минимум продуктивных форм речи на иностранном языке, например ответов на общие вопросы, и постепенно переходить к более сложным («охарактеризуй», «объясни почему» и т. п.). При использовании приёмов, связанных с речевой активностью школьников, необходимо учитывать их языковую подготовку. Сколько бы раз сообщение не предъявлялось, формы контроля должны соотноситься с пониманием разной степени глубины: от объяснения поверхностных фактов к глубинным.

Анализ явлений, затрудняющих восприятие речи на слух, позволяет  правильно отобрать и градуировать материал, используемый для обучения пониманию на слух, и служит основанием для разработки системы упражнений направленных на то, чтобы обучить  учащихся преодолению рассмотренных  трудностей. Основные выводы, которые  на основании этого анализа можно  сделать, состоят в том, что, обучая аудированию, необходимо с определенного момента ставить учащегося в такие условия, в которых он должен будет столкнуться с этими трудностями. Каждый раз нужно, чтобы в материале для аудирования присутствовала какая-либо посильная трудность, с которой учащийся был в состоянии справиться самостоятельно.

Таким образом, наличие значительных и многообразных трудностей аудирования  является бесспорным фактом. Очевидно, что для успешного обучения аудированию  нужна методическая система, учитывающая  эти трудности и обеспечивающая их преодоление.

Снятие трудностей облегчает  овладение аудированием и дает быстрые  и ощутимые результаты. Однако такое  искусственное облегченное аудирование  не готовит к восприятию естественной речи, поскольку все устраненные  трудности в ней присутствуют, а к их преодолению учащийся не подготовлен.

Обучение аудированию  является одним из основных направлений  работы учителя в школе. Так как  аудирование, наряду с говорением, обеспечивает возможность общения на иностранном  языке. Однако, это направление вызывает наибольшие трудности в обучении, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Поэтому учитель должен не только знать что такое аудирование, но изучить, а затем постоянно учитывать в своей работе субъективные и объективные факторы успешности обучения аудированию; трудности, связанные с этим процессом и пути их преодоления; методику и приёмы работы в условиях контактного и дистантного аудирования, а также контроля аудирования.

Очень важным фактором в  обучении аудированию является поддержание  постоянного интереса учащихся, то есть их постоянная мотивация, где основными  факторами являются: правильный подбор текста (уровень трудности и интересной содержание), создание ситуации общения  перед восприятием текста, и различные  задания, предполагающие контроль прослушанного  и выход в другой вид деятельности после восприятия теста.

 

 

 

 

Аудирование составляет основу общения, с него начинается овладение  устной коммуникацией. Владение аудированием позволяет человеку понять то, что  ему сообщают и адекватно реагировать  на сказанное, помогает правильно изложить свой ответ оппоненту, что и является основой устной речи.

Итак, в настоящее время  методика преподавания аудирования  включает в себя обучение этому виду речевой деятельности как средству овладения другими видами речевой  деятельности. Поэтому для достижения желаемых результатов в обучении аудированию следует применять  и специальные, и неспециальные  речевые упражнения, а также, конечно  же, и языковые (подготовительные).

Все это позволяет нам  в полной мере оценить преимущества обучения иностранному языку в начальной  школе. Так как сам процесс  аудирования предполагает запоминание  посильных текстов на слух, что  развивает память, использование  загадок и `путаниц' (развивает внимание), умение слушать и понимать услышанное (воспитывает внимательность к собеседнику), и многое другое, то аудирование можно отнести к развивающему обучению.

 

 

В настоящее время наблюдается  тенденция использования аудирования  на начальном этапе обучения в  школе, этим и ограничивается работа преподавателей по обучению аудированию. В основном для прослушивания  младшим школьникам предлагаются песенки, скороговорки и стишки. Безусловно нельзя отрицать общеобразовательную  ценность подобного материала, так  как благодаря ему ребята получают некоторое представление о культуре другого народа. Но, в тоже самое время, нельзя ограничиваться только развлекательной стороной данного материала. Большинство преподавателей использует его лишь только для проведения разминки на уроке.

Не отрицая полезности такого подхода к аудитивному материалу, на наш взгляд кажется необоснованным ограничиваться лишь вспомогательной второстепенной ролью аудирования. Тем более что преподаватели на среднем этапе, следуя вышеупомянутой общепринятой тенденции, вообще не считают нужным уделять обучению аудированию определенного времени и внимания, полагая, что ребята самостоятельно овладеют этим видом речевой деятельности. Такая точка зрения глубоко ошибочна, так как, опираясь на многочисленные исследования и эксперименты, можно, без всякого сомнения, утверждать, что без целенаправленной и систематичной работы преподавателя направленной на овладение учащимися аудированием, обучить ему просто не представляется возможным.

Доказать данное утверждение  можно прибегнув к примерам, взятым из практики ученых. Ими было отмечено, что учащиеся с трудом понимают обращенную к ним речь на иностранном языке, даже при многократном повторении возникает необходимость перевода на родной язык.

Оправдываясь частично подобной неспособностью своих воспитанников  понимать иноязычную речь, преподаватель  совершенно исключил из своей практики аудирование и как цель и как  средство обучения, в результате преподавание им осуществляется только на родном языке, что противоречит современным принципам  обучения иностранному языку в школе. Такое положение дел ученые наблюдали в нескольких общеобразовательных школах.

Таким образом, можно сделать вывод, что наряду со многими иными причинами, пренебрежение аудированием ведет к нарушению всех принципов коммуникативной направленности обучения. Отсутствует речемыслительная активность учащихся, нет в наличии ситуативности и функциональности выполняемых заданий, школьники постоянно ожидают перевода на родной язык и выполняют не требующие никакой мыслительной деятельности упражнения, основанные на автоматизированных навыках и умениях, как то: перевод текстов со словарем, пересказ, переписывание с учебника, письменный перевод и тому подобное.

Исходя из вышеизложенного, аудирование необходимо ввести в практику преподавания как вид речевой деятельности в полном объеме для эффективизации и интенсификации процесса обучения иностранному языку, соблюдая принципы коммуникативного метода обучения.

 Монологическая речь 

Аудирование в обучении монологической речи играет значительную роль. Его  используют для введения новой лексики  как средство обучения говорению. Говорение  может выступать в двух формах: диалог и монолог. Монологическая речь характеризуется большей произвольностью, последовательностью, стройностью, чем  диалогическая .

Монолог имеет множество  определений. Монолог - это особый вид  вербального общения людей, предполагающий формулирование мыслей с помощью  звуковой системы языка. Монолог - это  организованный вид речи, представляющий собой продукт индивидуального  высказывания одного лица обращенного  к аудитории с целью достижения необходимого воздействия на слушателя. По определению Роговой Г.В., монолог  является такой формой речи, когда  ее выстраивает один человек, сам  определяет структуру, композицию и  языковые средства .

Монолог может входить  в качестве составной части в  беседу, протекать в форме рассказа, выступления, доклада или лекции. Это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее  развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Монологическая речь обычно готовится заранее . Ораторская речь отличается развернутым наличием более сложного синтаксиса и лексических конструкций, хотя одновременно монолог располагает и такими экспрессивными средствами, как повторы, риторические вопросы, восклицания, перебивания мыслей и ритма, вводные слова, эллипсисы, нарушение порядка слов в английском языке. Все это придает разговорной монологической речи простоту и естественность, что увеличивает контакт с аудиторией.

Целью обучения монологу является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения логически  последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в  устной форме в соответствии с  предложенной ситуацией. Обучать учащихся монологической речи легче, чем диалогической, т.к. учащийся может заранее продумать  свое сообщение . На развитие монологической речи влияет аудирование, которое облегчает овладение говорением. Через аудирование идет развитие самого главного - это фонематического слуха, а также усвоение лексического состава языка и его грамматической структуры.

В процессе восприятия речи работают два основных речевых механизма -- речедвигательное кодирование и декодирование звучащей речи, что и составляет канал общения. Процесс кодирования предполагает владение фонологической системой языка. В начале изучения иностранного языка фонематический слух на родном языке уже сформирован, а формирование фонетического слуха на иностранном языке зависит как от артикуляционных свойств звуков иностранного языка, так и от звуковой системы родного языка. Поэтому продолжительное пассивное слушание, не подкрепленное внешнеречевой практикой, может привести к искажению слуховых образов, затруднить образование акустико-артикуляционных признаков.

Следовательно, аудирование  и устная речь взаимосвязаны между собой в учебном процессе. Говорение является результатом процесса артикуляции органов речи, а значительную роль при этом играет слух. Аудирование служит основой для говорения. Слуху принадлежит важная функция контроля устной речи, что даёт возможность говорящему сравнивать произнесённый звук, слово или фразу с ранее услышанным образцом. Качество аудирования контролируется обычно путем ответов на вопросы к содержанию прослушанного или путем его пересказа.

Сравнительная характеристика говорения и аудирования дает возможность выделить общие психологические  параметры. При говорении переход  от слова и фразы к целому высказыванию связан с участием мышления и памяти, как и при аудировании . Аудирование и говорение характеризуются наличием сложной мыслительной деятельности с опорой на внутреннюю речь и механизм прогнозирования. Существенным является то, что оба вида речевой деятельности, находясь в тесной взаимосвязи, способствуют развитию друг друга в процессе обучения. «Для того чтобы научиться понимать речь, необходимо говорить, и по тому, как будет принята ваша речь, судить о своем понимании. Понимание формируется в процессе говорения, а говорение в процессе понимания»

.

Трудность монологической речи заключается в том, что нужно  постоянно поддерживать логичность высказывания и не сбиваться с  мысли. Следовательно, аудирование  как обратная связь у каждого  говорящего во время монолога позволяет  осуществлять самоконтроль за речью  и знать, насколько верно реализуются  в звуковой форме речевые намерения. Правильность говорения контролируется самим говорящим двумя путями: через слух и через кинестетические  ощущения собственных речедвижений.

Информация о работе Аудирование как вид речевой деятельности