Аспект развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:31, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является теоретическое и опытно-экспериментальное изучение способов развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: коммуникативные навыки у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Теоретический аспект развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 6
1.1 Проблема развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста 6
1.2 Средства развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 12
1.3 Игровая деятельность – особый вид деятельности детей дошкольного возраста в процессе развития коммуникативных навыков 16
Выводы по первой главе 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 22
2.1. Изучение коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 22
2.2 Организация и проведение исследования по развитию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста 27
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение 36

Файлы: 1 файл

kursovaya_1.docx

— 91.92 Кб (Скачать файл)

Занятия-игры помогут воспитателю сформировать у детей дошкольного возраста следующие коммуникативные способности и качества:

- умение распознавать  эмоции других и владеть своими  чувствами. 

- позитивное отношение  к другим людям, даже если  они «совсем другие». 

- умение сопереживать - радоваться  чужим радостям и огорчаться  из-за чужих огорчений. 

- умение выражать свои  потребности и чувства с помощью  вербальных и невербальных средств.

- умение взаимодействовать  и сотрудничать.

В свою очередь о воспитателя  во время непосредственно-образовательной деятельности требуется:

- терпение (оно вообще, как  никакое другое качество, необходимо  педагогу);

- желание играть и верить  в игру так, как верит в  нее ребенок; 

- умение принимать всех  детей такими, какие они есть;

- умение выслушивать любой  ответ, любое предложение, любое  решение ребенка;

- способность к импровизации [3, c.68].

 Проанализировав условия  развития коммуникативных навыков  детей среднего дошкольного возраста, мы отмечаем, что основными будут следующие: знание и владение воспитателем функциональными компонентами педагогической деятельности; адекватный подбор форм взаимодействия с детьми (в непосредственно-образовательной деятельности, в игровой деятельности) и методов; содержание педагогической деятельности должно соответствовать целям и задачам деятельности по формированию коммуникативных навыков ребенка дошкольного возраста.

 

Выводы по первой главе

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации педагогической деятельности по развитию коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста в ДОУ позволил сделать следующие выводы:

Педагогическая деятельность воспитателя ДОУ  состоит из следующих функциональных компонентов: гностического, конструктивного, организаторского, коммуникативного. Знание и владение функциональными компонентами педагогической деятельности является одним из условий развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста.

К коммуникативным навыкам детей среднего дошкольного возраста выделенным на основе функций коммуникативной деятельности относят: вербальные навыки - умение вести диалог (обмен информацией); умение сотрудничать – умение взаимодействовать (обмен действиями);   перцептивные навыки - умение различать эмоциональное состояние партнера (восприятие партнерами друг друга и установление на этой основе взаимопонимания).

Из обязательного минимального содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным учреждением, коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, в среднем дошкольном возрасте ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.

В процессе коммуникативной  деятельности складываются субъектно-субъективные отношения, поскольку каждый его участник выступает субъектом, проявляет активность, адресующуюся к личности другого человека, попеременно выражая ему свое отношение и воспринимая отношение партнера к себе.

 

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста

2.1. Изучение коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста

Целью опытно-экспериментальной  работы является изучение уровня развития коммуникативных навыков средних дошкольников с последующей разработкой содержания работы педагога по развитию навыков данного вида.

Для изучения уровня развития коммуникативных навыков дошкольников нами были выбраны методы, определяющие коммуникативные навыки детей среднего дошкольного возраста в соответствии со структурой коммуникативной деятельности, которая сопровождает различные виды деятельности дошкольника в ДОУ. На основе  структурных компонентов коммуникативной деятельности нами были выделены коммуникативные навыки детей среднего дошкольного возраста: умение вести диалог, умение сотрудничать, умение различать эмоциональное состояние партнера. Для определения уровня развития коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста, были отобраны следующие методы: наблюдение, диагностические ситуации, беседа.

Экспериментальное изучение проводилось в течение двух месяцев на базе МБДОУ  ЦРР Д/С № 369 города Челябинска.

Работа проводилась в  группе № 7 с детьми 4-5 лет (средняя  группа). Воспитатели: Рамазанова Ольга  Лизмовна и Лычагина Алёна Сергеевна.

В ходе опытно-экспериментальной  работы участвовало 18 детей среднего дошкольного возраста.

Для реализации цели констатирующего  эксперимента были использованы методики:

Метод наблюдения  за речью  ребенка в процессе игры парами, с телефоном [2, с. 121]. Данный метод позволяет описать конкретную картину речевых навыков детей. При наблюдении изучались следующие аспекты диалогической речи: умение задавать вопросы, умение отвечать на вопросы, умение поддерживать тему разговора и соблюдать очередность. Оценка речевых навыков проводилась по пятибалльной системе. При обработке результатов определялся уровень освоения навыки: 0-2 балла – низкий уровень; 3-5 баллов – средний уровень; 6-7 баллов – достаточный уровень; 8 - 9 баллов – высокий уровень освоения навыки.

Таблица 1.

Результаты констатирующего  эксперимента по определению уровня развития коммуникативных навыков

№ п/п,

Имя ребенка

1.Умение задавать разнообразные вопросы

2.Умение отвечать на  вопрос развернуто

3.Культура диалога

Средний балл

Уровень освоения навыки

1. Полина А.

0

0

0

0

низкий

2.Вика А.

1

1

0

2

низкий

3. Сережа В.

1

1

1

3

средний

4. Даниил Е.

0

0

0

0

низкий

5. Алина З.

1

0

0

1

низкий

6. Руслан З.

0

0

0

0

низкий

7. Ваня З.

2

2

1

5

средний

8. Софья К.

2

1

1

4

средний

9. Ярослав К.

2

2

1

5

средний

10. Артём К.

0

0

0

0

низкий

11. Даша М.

2

1

2

5

средний

12. Аня П.

2

2

1

5

средний

13. Стёпа П.

1

1

1

3

средний

14. Саша Р.

1

2

2

5

средний

15. Никита С.

1

1

1

3

средний

16. Маша С.

1

2

1

4

средний

17. Лера Т.

0

1

1

2

низкий

18. Аделина Х.

1

1

1

3

средний


Низкий уровень диалогической  речи – 39%; средний уровень – 61%

Для исследования навыки сотрудничать и навыки различать эмоциональное состояние партнера мы использовали естественный эксперимент, в котором ребенок будет поставлен перед необходимостью решения социальной проблемы (поделиться или не поделиться со сверстником, оценить его действия, разрешить конфликт). Для этого мы выбрали игру «Мозаика». В игре участвуют двое детей. Взрослый дает каждому поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами. Детям предлагается выложить на своем поле солнышко. При этом элементы разного цвета распределены не поровну: в коробке одного ребенка преимущественно лежат желтые детали, а в коробке другого – синие. Таким образом, возникает ситуация, в которой ребенок вынужден обращаться за помощью к своему сверстнику, просить нужные  для его солнышка желтые элементы. После того как оба солнышка готовы, взрослый просит сделать над солнышком небо. На этот раз необходимых элементов не оказывается в коробочке другого ребенка.

При обработке результатов  определялся уровень освоения навыки: 0-1 баллов – низкий уровень; 2-3 баллов – средний уровень; 4-5 баллов –  достаточный уровень; 6 баллов –  высокий уровень освоения навыки.

С помощью метода проблемных ситуаций мы определяли умение сотрудничать и умение различать эмоциональное состояние партнера.

Таблица 2.

Результаты констатирующего  эксперимента по определению уровня навыки сотрудничать у детей дошкольного  возраста

№ п/п,

Имя ребенка

1.Интерес к сверстнику 

2.Характер участия в действиях сверстника 

Средний балл

Уровень освоения навыки

1. Полина А.

1

0

1

низкий

2.Вика А.

1

0

1

низкий

3. Сережа В.

1

2

3

средний

4. Даниил Е.

0

0

0

низкий

5. Алина З.

0

1

1

низкий

6. Руслан З. 

0

0

0

низкий

7. Ваня З.

2

2

4

достаточный

8. Софья К.

2

0

2

средний

9. Ярослав К.

2

3

5

достаточный

10. Артём К.

0

0

0

низкий

11. Даша М.

3

0

3

средний

12. Аня П.

2

3

5

достаточный

13. Стёпа П.

1

2

3

средний

14. Саша Р.

3

0

3

средний

15. Никита С.

2

0

2

средний

16. Маша С.

0

1

1

низкий

17. Лера Т.

0

1

1

низкий

18. Аделина Х.

3

0

3

средний


Низкий уровень – 44%; средний  – 39%; достаточный – 17%; высокий уровень  отсутствует

Таблица 3.

Результаты констатирующего  эксперимента по определению уровня навыки различать эмоциональное  состояние партнера у детей дошкольного  возраста

№ п/п,

Имя ребенка

1.Степень выраженности сопереживания

2.Степень проявления просоциальных форм поведения

Средний балл

Уровень освоения навыки

1. Полина А.

0

1

1

низкий

2.Вика А.

1

0

1

низкий

3. Сережа В.

2

1

3

средний

4. Даниил Е.

0

1

1

низкий

5. Алина З.

0

0

0

низкий

6. Руслан З. 

1

1

2

средний

7. Ваня З.

3

1

4

достаточный

8. Софья К.

2

1

3

средний

9. Ярослав К.

2

2

4

достаточный

10. Артём К.

0

1

1

низкий

11. Даша М.

3

2

5

достаточный

12. Аня П.

3

2

5

достаточный

13. Стёпа П.

2

1

3

средний

14. Саша Р.

1

1

2

средний

15. Никита С.

0

2

2

средний

16. Маша С.

0

0

0

низкий

17. Лера Т.

0

1

1

низкий

18. Аделина Х.

0

2

2

средний


 

Низкий уровень – 39%; средний  – 39%; достаточный – 22%; высокий –  нет.

Таким образом, использование  данных методов дает достаточно полную картину коммуникативных навыков  детей среднего дошкольного возраста, представляя все стороны коммуникативной деятельности.

 

2.2 Организация и проведение исследования по развитию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста

Как уже говорилось, чтобы  проводить специальную работу по преодолению недостатков коммуникативного поведения у дошкольников, необходимы предварительные наблюдения за детьми.

Наблюдения за детьми ведутся  во время наивысшей речевой активности – в свободном, не регламентированном взрослым, общении (то есть не в ситуации занятий), на прогулке, в ролевых играх. Наблюдать за коммуникативным поведением ребенка вовсе не означает проводить специальную экспериментальную работу, выделять особое время, вести протоколы, дневники, что требует достаточно много времени, которого у воспитателей фактически  нет. Многие стороны коммуникативного поведения педагоги, которые наблюдают ребенка в процессе обучения и свободное время, могут охарактеризовать сразу, без длительного ознакомления.

Коммуникативное поведение  в процессе наблюдений за ребенком подвергается анализу по следующим  параметрам.

Характеристика коммуникативной  активности. Педагог обращает внимание, легко ли вступает ребенок в контакт  с взрослыми и детьми, имеются ли существенные отличия в общении с близкими и чужими людьми, является ли ребенок инициатором общения, совместных игр, с удовольствием ли участвует в коллективных играх и пр.

Предпочитаемый адресат  общения. Выявляют, направлен ли ребенок  преимущественно на взрослого, либо на сверстника. Отмечают, занял ли сверстник  ведущее положение по сравнению  с взрослыми в поле восприятия дошкольника (начиная со среднего дошкольного возраста), имеется ли предпочтение сверстников (по эмоциональному, деловому, игровому, познавательному принципу).

Содержание общения. Внимательно  наблюдают за содержанием общения ребенка с взрослым (о чем спрашивает, сообщает). Преобладает ли предметное, внеситуативно-познавательное или внеситуативно-личностное содержание. То же и в отношении со сверстником – отражаются ли в общении игровые и личностные отношения.

Степень сформированности «схемы беседы».

Характеристика используемых в процессе общения неречевых  средств. Проводят анализ неречевых  коммуникативных средств (естественных и изобразительных жестов, мимических движений). Отмечают, используются ли они более активно при недостатке речевых средств.

Информация о работе Аспект развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста