Артикуляционная гимнастика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 21:41, реферат

Описание работы

Артикуляционная гимнастика — это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка

Файлы: 1 файл

Артикуляционная гимнастика.docx

— 17.61 Кб (Скачать файл)

Артикуляционная гимнастика — это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы,     ловкости и дифференцированности движений данного органа.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую систему данного языка

Указания к проведению артикуляционной гимнастики                        

 Проводить артикуляционную  гимнастику надо ежедневно, чтобы  вырабатываемые у детей двигательные  навыки закреплялись, становились  более прочными.    

 При отборе материала для  артикуляционной гимнастики надо  соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений  к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.    

 Артикуляционную гимнастику  выполняют сидя, так как в таком  положении у ребенка прямая  спина, он не напряжен, руки и  ноги находятся в спокойном  положении.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно, — это может привести к отказу выполнять движение

 

Комплексы упражнений    

 Упражнения для развития  движений органов артикуляционного  аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную  направленность.

I. Упражнения, вырабатывающие основные  движения и положения органов  артикуляционного аппарата:

1. Удерживание губ в улыбке, передние  верхние и нижние зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование губ в улыбке  и трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание  рта, губы в положении улыбки.

5. Язык широкий.

6. Язык узкий.

7. Чередование широкого и узкого  языка.

8. Подъем языка за верхние  зубы.

9. Чередование движений языка  вверх и вниз.

10. Чередование следующих движений  языка (при опущенном кончике): отодвигать  его вглубь рта и приближать  к передним нижним резцам.    

 После отработки упражнений  первого комплекса логопед в  зависимости от того, какие звуки  нарушены у большинства детей, подбирает соответствующие комплексы  и проводит их.

II. Упражнения, способствующие выработке  движений и положений органов  артикуляционного аппарата, необходимых  для правильного произнесения  свистящих звуков.

III. Упражнения, способствующие выработке  движений и положений органов  артикуляционного аппарата, необходимых  для правильного произнесения  шипящих звуков.

IV. Упражнения, подготавливающие артикуляционный  аппарат для правильного произнесения  звука л.

V. Упражнения, подготавливающие артикуляционный  аппарат для правильного произнесения  звука р.    

 Во всех возрастных группах  могут быть использованы одни  и те же комплексы, но требования  к проведению артикуляционной  гимнастики и к выполнению  упражнений детьми на каждом  возрастном этапе будут различными.

Начиная с трех лет у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти. С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых трудно будет в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.    

 Детям рассказывают, что в  речи принимают участие рот, губы, зубы, язык, кончик языка. Знакомят  со следующими движениями органов  артикуляционного аппарата: губы  умеют улыбаться, обнажая зубы; вытягиваться  вперед трубочкой; нижняя челюсть  опускается и поднимается, открывая  и закрывая рот; язык поднимается вверх, опускается вниз, умеет двигаться в стороны, к углам рта, вперед и назад.     

 В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются требования и к выполнению артикуляционной гимнастики.     

 Уточняют предыдущие знания  и вводят новые понятия: верхняя  губа — нижняя губа, верхние  зубы — нижние зубы, бугорки  за верхними зубами. Уточняют  движения губ, языка и учат  делать язык одновременно широким  и тонким.     

 В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков (свистящие, шипящие, или  л, р) логопед может включить в артикуляционную гимнастику  звукоподражания на этот звук. (Нельзя использовать потешки, скороговорки, так как работа по уточнению произношения звука в речи будет осуществляться на занятиях по звукопроизношению согласно их планированию по группам.) 

Закрепляют все, что дети узнали об органах артикуляционного аппарата и их движениях в предыдущих группах. Дают понятие о спинке языка и учат делать язык то широким, то узким.      

 В подготовительной к школе группе (да и во второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано правильное звукопроизношение) для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учетом последовательности развития ее у детей):

а) гласных: и — у, э — о, и — о, э — у, и — э, у — о;

б) длительных и взрывных согласных: м — б, н — г;

в) носовых и сонорных: м — л, н — л;

г) губных и язычных: б — д, ф — х;

д) взрывных и щелевых: б — в, к — х;

е) переднеязычных и заднеязычных: с — х, д — г.   

 Эта работа способствует  развитию у ребенка фонематического  слуха. Она проводится с использованием  игровых приемов.    

 Уточняют основные движения  губ, языка, соотнося эти движения  с произнесением звуков. Например: “Губы умеют улыбаться, когда  мы произносим и, умеют вытягиваться  вперед трубочкой, когда мы произносим  у”, и т.д.

 


Информация о работе Артикуляционная гимнастика