Антролого-педагогические взгляды Каменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:59, реферат

Описание работы

Образование в Европе в 500-1789гг прошло длительный путь развития от всеобщего невежества до всеобщего обязательного начального образования. Около 500г пал древний Рим, завоеванный германским имением вандалов. Исчезла культура, а вместе с ней и классическое образование. Сохранилось только христианское образование священников в монастырских и церковных школах. В них господствовало догматическое обучение, основанное на вере и заучивание наизусть молитв и других священных текстов.

Содержание работы

1. Введение.

2. Антролого-педагогические взгляды Каменского.

3. Гуманизм педагогической системы Яна Амоса Каменского.

4. Заключение.

Файлы: 1 файл

Великая дидактика.docx

— 30.99 Кб (Скачать файл)

       Широкая   философско-гуманистическая   трактовка   природосообразности

воспитания детерминитровала создание  Каменским  такого  смыслового  поля  в

поисках  ответа  на  вечный  педагогический  вопрос  «Чему  учить»,  которое

оказалось далеко  не  освоенным  теорией  содержания  общего  образования  и

практикой   школьного   обучения   последующих    веков.    Было    утрачено

гуманистическое, от растущего  человека видение проблемы,  возобладал  подход

к ее решениям от социальных запросов «времени  и  мести».  В  наши  рубежные

годы, годы осознания кризиса  духовности  и  нравственности  и  его  опасных

последствий в планетарных  масштабах,  предстоит  очевидно,  заново  оценить

гуманизм и актуальность установки философа-педагога: «Мы  стремимся к  общему

образованию в области  всего человеческого для всех, кто родился человеком».

       Не менее  радикальные изменения  традиций  характеризовали  в  проекте

Каменского   процессуальную   сторону   обучения.    Поиск    «естественного

(природосообразного)  метода»   был  ориентирован   на   целостную   личность

ученика, на мотивационную  сферу, на  разностороннюю  работу  интеллекта,  на

«живое знание», а  не  традиционную  «книжную  ученость»,  бастионы  которой

ученик брал памятью и  напряжением воли (догматический  метод).

       Аналог  «естественного метода» дидакт  нашел  в  деятельности  ученого.

Известные  гносеологии  его  времени   закономерности   познания   Каменский

интерпретировал  в   индуктивный   путь   формирования   понятий.   Дедукция

используется как частные  выводы из общих, уже известных  ученику  положений.

Проблемные  ситуации  (в  современной  терминологии)  «включают»   мышление.

Самостоятельные  работы  предполагают  и   самостоятельное   наблюдение,   и

самостоятельное применение, и приобретение знаний.  Естественность  обучения

усматривается также в  специальном развитии  способности  рассуждать  так,  в

латинской   школе   рекомендуется   изложение    материала    в    следующей

последовательности: «происхождение и состояние вопроса, тезис  и  антитезис,

верные и вероятные  аргументы, защита того или  другого,  затем  пусть  будут

вскрыты ошибки одного из двух утверждений  и  самый  повод  к  этой  ошибке,

ложные доказательства и  подлинные доказательства в пользу  истинного  тезиса

и т.д. или, наоборот, если то и другое утверждение заключает  в себе  частицу

истины, то пусть будет  показано из применение  между  собой.  Таким  образом

одна и та работа будет  представлять собой и самое  приятное  повторение  как

пройденного,  и  чрезвычайно  полезное  разьяснение  непонятного  ранее».  К

выводу дидакта нельзя не добавить,  что  учебная  работа  такого  плана  (не

часто встретишь и в  современной  школе),  вызывая  мыслительную  активность,

создавая позитивный эмоциональный  настрой,  обеспечивает  движение  личности

как в овладении знаниями, так и в развитии интеллектуальных сил.

       В   историко-педагогической  и  дидактической   литературе   воззрения

Каменского  обычно  сводят  к  обосновыванию   обьяснительно-репродуктивного

способа  обучения.  Между  тем   теоретические   представления   Каменского,

апологета учения как познания истины, связаны с сочетанием репродуктивной  и

продуктивной деятельности ученика, с идеей  самостоятельности  и  умственной

активности. Не бесспорна  используемая в педагогической  литературе  аналогия

разработанной первым дидактом формы организации обучения  с  классно-урочной

системой в ее современной  трактовке. Термин «класс»  потребовался  теоретику

для того, чтобы расположить  образовательный материал  по  годам  обучения  и

таким образом организовать совместную работу учеников, рационализировать  их

труд и труд учителя (в  традиционной школе каждый обучался индивидуально).  С

определенной  дозой  образовательного  материала  для   отдельного   занятия

связывалось и понятие  «урока». Само же значение – это  и школьная лекция,  и

наблюдение природы, и  изучение  с  помощью  школьного  телескопа  звездного

неба,  и  работа  в  школьной  мастерской  или  студии  (в  таких  картинках

представлена  школа  на  титульном  листе  прижизненного  издания  сочинений

Каменского).

       В иерархии  задач  воспитания  высшие  ступени  Каменский  связывал  с

непосредственным обращением к внутреннему  миру  человека,  воспитанием  его

духовности.  Ценностным  отношением  к  знаниям   пронизан   образовательный

процесс. Известный  прагматизм установок:  нацеленность  научных  знаний  на

деятельность  человека  в  «мире  вещей»  –  «уравновешивается»  возвышенной

трактовкой  человека  как  «владыки  мира».  На  каждой  возрастной  ступени

вводятся  этические  и  теологические   представления   и   правила,   нормы

поведения,  назначение  которых  –  одухотворить  внутреннюю  жизнь  ученика

ценностным  отношением  к  людям,  к  самому  себе.  В  системе   ценностей,

необходимых гуманной личности, Каменский  специально  выделил  «кардинальные

добродетели»,  выношенные  в  христианской  этике  средневековья,   истоками

уходящие   в   философию   Платона:   мудрость,    умеренность,    мужество,

справедливость.

       В   искусстве  развивать  и   возвышать  духовность  человека  педагог-

гуманист стремился к  природосообразности.  Главное  основание  формирования

нравственности  и  благочестия  –  это   непрестанная   духовная   жизнь   и

практическая   деятельность   человека:   «Добродетели   учатся,   постоянно

осуществляя  честное».  В  таком  ключе:  человек   сам   выстраивает   свой

внутренний  мир  –  предстают  «шестнадцать   правил   искусства   развивать

нравственность». Воспитатель  ориентирован на  стимулирование  самодисциплины

растущего человека (сдерживание  влечений, обуздывание нетерпеливости,  гнева

и т.п.), нравственных  стремлений  (справедливость  по  отношению  к  другим

людям,  готовность  уступить,  услужить,  оказать  пользу  своими   услугами

возможно большему числу  людей и др.). Его «инструменты» - и  наставление,  и

«примеры  порядочной  жизни»,  и  упражнения,  главное  же   –   организация

упорядоченной,   разнообразной,   нравственно   направленной   деятельности,

деятельности  достаточно  длительной,  чтобы  заложить  привычки  к   труду,

полезным занятиям, которые  противостояли бы лени, праздности и безделью.

       Кладези  нравственной мудрости и благочестия   для  воспитателя  и  для

воспитанника – священное  писание и размышления великих  людей. «Почему и  как

нужно избежать зависти? Каким  оружием защищать сердце от  печалей  и  всяких

человеческих несчастий? Как умерить радость? Каким образом  сдерживать  гнев

и умерить преступную любовь?»  – приведя этот  перечень  вопросов,  Каменский

ориентирует учителя на стимулирование напряженной, нравственно  направленной

сознательной  внутренней  жизни  воспитанников,  в   которой   он   пытается

преодолеть слабости и  пороки, противостоять разрушительной  силе  негативных

чувств, влечений, сохранить  душевное  равновесие.  При  этом  определенно  и

четко  обозначены  и  «предьявлены»  требования  к  человеку  как   духовно-

нравственному существу. Для  гуманиста Каменского это  отнюдь  не  проявление

авторитарности, насилия  над  личностью.  В  его  антрополого-педагогической

концепции за человеком, «образом  подобным  Божьим»  всегда  остается  право

свободного выбора между  добром и злом. В то  же  время  воспитание  призвано

максимально  помочь  определиться  в  нравственной  позиции,   «предохранить

молодежь  от   всех   поводов   к   нравственной   испорченности»,   научить

«преодолевать самих себя».

       В этой  связи и в учении о школьной  дисциплине,  «искусстве  проявлять

строгость», доминирует установки  на  самодисциплину,  на  такую  строгость,

которая бы пользовалась лаской и обращалась в любовь, а главное  на  создание

в  школе  атмосферы  «искреннего  и  открытого  расположения»,   «господства

бодрости и внимания как  у учащих, так и  у  учащихся»,  «любви  и  радостной

бодрости»,  когда  не   требовалось  бы  делать  что-то  против   воли,   по

принуждению, а давалось бы все самостоятельно и добровольно,  когда  ученики

любили и уважали бы своих воспитателей, «охотно позволяли  вести  себя  туда,

куда подобает,… и сами к тому же стремились.

       Выше  отмечалось, что в современном   обществе  феномен  бездуховности,

дефицит  человечности  -  следствие  доминирующих  в  общественном  сознании

прагматического  отношения  к  вопросам  морали,   сциентистских   трактовок

духовного   развития   человека,   противопоставления   науки   и   религии,

непосредственно связываются  с глобальным мировым кризисом, а  их  преодоление

с выходом к новому гуманному  витку цивилизационного развития.  Тем  значимее

для современности опыт тех  педагогов, которые, как Каменский  усматривали  в

воспитании  духовности  человека  главное  назначение  образования,  главное

направление педагогической деятельности.

       Педагогическую   систему   Каменского   возможно   представить    как

гуманистическую модель педагогического  процесса,  цель  которого  ценностно-

направленное и целостное  развитие природных  сил  и  способностей  растущего

человека. Цель реализуется  в организации жизнедеятельности  воспитанников  в

нравственно  здоровой,   духовно   богатой,   стимулирующей   разностороннее

развитие среде: в системе  разнообразных видов деятельности,  соответствующих

природосообразному развитию сил и способностей, человеческому  в человеке,  в

системе гуманных отношений  между  воспитанниками,  отношений  взаимодействия

педагога и учащихся как  субьектов педагогического  процесса,  в  нарастающей

субьектности воспитанников, что  переводит  цель  и  задачи  педагогического

процесса в их собственные  цели  и  задачи,  а  воспитание  «перерастает»  в

самовоспитание.   Результат   педагогического   процесса    –    достигнутый

воспитанником уровень  его  личностного  индивидуального  развития,  включая

самосознание,  самоопределение,  потребности  и  способности  к  дальнейшему

саморазвитию, самообразованию,  самовоспитанию.  Свобода  развития  личности

воспитанника обеспечивается равными для каждого возможностями  саморазвития,

«ненасильственным» педагогическим влиянием. Эта модель отчетливо  выявляется

в   образцовых,   высокоэффективных   воспитательных   системах    прошлого,

органически  вписывается  в  современные  поиски  гуманизации   школы,   что

свидетельствует об универсальности  педагогических открытий Каменского.

       Обстоятельства  сложились так, что о Каменском  – ученом, философе, при

жизни признанном «наставником мира», забыли вплоть до конца Х1Хв., и  многие

его идеи пришлось  «переоткрывать»  другим  педагогам.  Каменский  настолько

обогнал свое время, что и  сегодня не в полном  мере,  осознана  вся  глубина

его воззрений, многое остается  невостребованным.  В  европейском  историко-

педагогическом  процессе  педагогическая  система  Я.А.Каменского  предстает

гениальным обобщением  многовекового  гуманистического  опыта  христианского

средневековья  и  вместе   с   тем   началом   нового   этапа   в   развитии

гуманистической традиции, идеологически  связанного с просвещением.

       Гуманистическая   традиция   в   педагогике   западной    цивилизации

органически  связана  с   гуманистической   традицией   западной   культуры.

Интерпретируя  и  синтезируя   гуманистические   идеи   и   опыты   развития

европейской  философии,  науки,  искусства,  религии,  педагогика,  в   свою

очередь, средствами воспитания и образования способствовала их  передаче  от

поколения  к  поколению,  укоренению  их  в  индивидуальном  и  общественном

сознании.

       Гуманистическая   педагогика   целенаправленно   служила   утверждению

«человеческого в человеке», духовно-нравственному обогащению его  внутренней

жизни,  возвышению  жизнесмыслов  его   деятельности.   Она   сыграла   свою

историческую роль в признании  европейским человечеством  в  качестве  высших

духовных ценностей самоценности человеческой  личности,  права  человека  на

свободное развитие, самоопределение  и  самореализацию,  абсолютной  ценности

Истины,  Добра,  Красоты  как  идеальных  стремлений  человеческой  природы,

вытекающих из них кардинальных добродетелей, норм и  правил  гуманистической

морали.  Генезис  гуманистической   педагогической   традиции   в   процессе

европейского  культурного  развития  (от  средневековья  до  конца   ХХ   в)

происходил     на     базе     антропологических     концепций      (принцип

природосообразнсоти), на основе  познания  природы  воспитания  как  явления

культуры   (принцип   культуросообразности)    и    как    целенаправленного

саморазвития   человека   (выявлялись   условия,    возможности,    средства

Информация о работе Антролого-педагогические взгляды Каменского