Антролого-педагогические взгляды Каменского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 11:59, реферат

Описание работы

Образование в Европе в 500-1789гг прошло длительный путь развития от всеобщего невежества до всеобщего обязательного начального образования. Около 500г пал древний Рим, завоеванный германским имением вандалов. Исчезла культура, а вместе с ней и классическое образование. Сохранилось только христианское образование священников в монастырских и церковных школах. В них господствовало догматическое обучение, основанное на вере и заучивание наизусть молитв и других священных текстов.

Содержание работы

1. Введение.

2. Антролого-педагогические взгляды Каменского.

3. Гуманизм педагогической системы Яна Амоса Каменского.

4. Заключение.

Файлы: 1 файл

Великая дидактика.docx

— 30.99 Кб (Скачать файл)

«Великая дидактика» Я.А.Каменского

                 Институт Государственного Администрирования

                          Педагогический факультет

 

 

 

                        На тему: «Великая дидактика»

                               Я.А.Каменского

 

 

 

                                            Реферат по социальной психологии

 

 

                                                   Мухиной Марины Васильевны

 

                                                        Студентки III курса.

 

                                  с. Намцы

                                  2002 год.

                                  П Л А Н:

 

 

1. Введение.

 

2. Антролого-педагогические  взгляды Каменского.

 

3. Гуманизм педагогической  системы Яна Амоса Каменского.

 

4. Заключение.

 

 

 

                                  Введение

 

 

 

       Образование  в Европе в 500-1789гг прошло  длительный путь развития  от

всеобщего невежества  до  всеобщего  обязательного  начального  образования.

Около  500г  пал  древний  Рим,  завоеванный  германским  имением  вандалов.

Исчезла культура, а вместе с ней  и  классическое  образование.  Сохранилось

только христианское  образование  священников  в  монастырских  и  церковных

школах. В них господствовало догматическое обучение, основанное  на  вере  и

заучивание наизусть молитв и других священных текстов.  Логическое  мышление

развивалось   путем   схоластических   рассуждений,   целью   которых   было

теоретическое  обоснование  церковных   догматов.   Постепенно   в   городах

организовывались церковные  и  общинные  школы  для  ремесленников,  купцов,

горожан.  Орден  иезуитов,   организованный   при   каталогической   церкви,

разработал  иезуитскую  систему  образования,  существующую  и  в  настоящее

время.

Её  цель  воспитание  преданности  каталогической  религии.  В   11-м   веке

появились первые европейские  университеты. Система университетского  высшего

образования широко распространилось  по  всей  Европе.  Первые  университеты

организовали профессора, прибывшие из Константинополя. В 1538г  в  Страсбурге

появилась первая гимназия, готовившая учащихся к поступлению  в  университет.

 

 

 

       Новое   время   в   историко-педагогическом   развитии    открывается

удивительным  феноменом:   рождением  педагогической   системы,   необычайно

смелой  по  замыслу,  постановке  педагогических  вопросов  и   предложенным

решениям, отличающейся  сложной  архитектоникой.  Этой  системой  педагогика

«отпочковывалась»  от  философии  как  новая  отрасль  научного   знания   с

собственным     предметом     исследования,      научной      аргументацией,

исследовательской   проблематикой,   собственным   «языком»   –   понятийно-

терминологическим аппаратом.

Эта система плод титанического  труда гениального чешского педагога,  мудрого

философа-гуманиста    Я.А.Каменского,    трансформировавшего     в     своей

мировоззрении,  в  своей   философии   образования   величайшие   достижения

человеческого духа предшествующих веков культурного развития.  Его  «Великая

дидактика»  (1632г)  –  начала  всех  начал  в  педагогике  нового  времени.

Духовный  мир  Каменского,  человека   энциклопедически   образованного,   -

сложнейший  оригинальный  «сплав»  воззрений   античности   и   Возрождения,

католической теологии и  протестантизма,  современного  ему  гуманитарного  и

естественнонаучного.

       Задачей  каждого христианского государства,  утверждал педагог-философ,

должна стать «всеобщее  образование юношества». Теоретическая  мысль  великого

гуманиста избежать «соблазна» исторических условий его  времени:  низведения

человека до его  сословного  облика,  орудия  национально-государственных  и

религиозных интересов и  целей, а его воспитания - до подготовки  человека  к

выполнению его сословных  ролей,  социальных  функций.  Каменский  обосновал

демократическую  и   гуманистическую   идею   всеобщего,   общечеловеческого

воспитания, которая на протяжении  не  одного  века  была  и  ниже  остается

«путеводной» в отставании  всеобщего  образования  как  неотьемлемого  права

каждого   человека,   как   необходимого   условия   «единения»   людей   на

общечеловеческих началах.

       В концепции  Каменского человек помещен в  «микромир», наделен  властью

над вещами и ответственностью за свою деятельность в  «микромире».  Трудовая

практическая деятельность человека в той или иной  сфере  жизни  общества  –

это «искусство», а путь к  искусству «научное образование» дающее  знание  об

окружающем мире природы, общества,  о  делах  и  трудах  общества  человека.

Человек сам сложный мир, «микрокосм». Его внутренняя жизнь  –  борьба  добрых

и злых начал, благонравия  и пороков, в  которой  проявляют  себя  желания  и

страсти, управляющие волей. Направить природный дар свободу  воли  к  истинно

человеческому:  разуму,  нравственности,  добродетелям  –  цели   и   задачи

нравственного воспитания.

       Духовная  опора человека в его внутреннем  само строительстве и  в   его

деятельности в мире –  стремление «жить  точно  перед  очами  Бога»,  «ходить

перед Богом», осуществлять свое предназначение в земной жизни  и  готовиться

к  жизни  вечной.  «Семена  благочестия»,  как  и  «семена   ума»,   «семена

нравственности», призвано растить  религиозное воспитание.

       Христианско-антропологическая   концепция  человека,  как   базовая   в

педагогической системе  Каменского, обусловила гуманистический  характер  всей

системы.  Цель  воспитания  определена  на  основе  признания   самоценности

человека, антропо-ориентированная; в задачах воспитания доминирует  духовно-

нравственная  направленность  развития  личности.   Педагогическая   система

Каменского  –  это  «строгая»  педагогика,  она  предполагает  отношение   к

воспитаннику как сознательному, деятельному, ответственному в  своих  мыслях

и поступках существу, она  утверждает идею  педагогической  деятельности  как

сложнейшего  из   всех   искусств   развития   человеческого   в   человеке.

Педагогическая система  Каменского  оптимистична,  пронизана  светом  веры  в

возможности человека  и  возможности  воспитания,  в  перспективы  разумного

«общежития   человеческого»,   обьединения    «возвышенных,    мужественных,

великодушных людей».

       Педагогический  оптимизм Каменского                 не только  на  его

христианско-антропологических  воззрениях,  но  и  опирается  на  общенаучный

принцип рационального знания, который оформлялся в научном  сознании  в  ходе

исследования природного мира  –  принцип  природосообразности.  В  трактовке

Каменского принцип природосообразного воспитания  многозначен,  ибо  требует

учитывать и универсальные  законы  природы,  и  законы  природы  человека,  и

законы природы самого воспитания. Возникает обширное смысловое  поле на  базе

знаний  из  многих  наук  (в  «Великой   дидактике»   –   это   философские,

психологические, педагогические знания), интегрируемых  идеей  рационального

научного обоснования  педагогического процесса.  К  пониманию  природы  этого

процесса теоретик подходил  от  темологических  представлений  в  науке  его

времени.  Общее  свойство  природы  –   целесообразность,   самопроизвольное

движение каждой «вещи» к  своему  предназначению,  потенциальная  возможность

стать такой, какой она  должна быть. В искусстве воспитания  это  означает  –

развивать, то что имеет  человек «заложенным в зародыше,  развивать  изнутри,

ожидать «созревания сил», не толкать природу туда, куда  она  не  стремится,

следовать общему  правилу:  «Пусть  все  течет  свободно,  прочь  насилие  в

делах».  Исходя  из  тезиса  о  том,  что  семена  ума,   нравственности   и

благочестия  и  стремление  их  к  развитию  природы  присущи  всем   людям,

Каменский  определял  роль  воспитания  «как  самое  легкое   побуждение   и

некоторое  разумное   руководство»   естественным   процессом   саморазвития

воспитанника.  При  этом  имелись  в  виду  не  просто  имманентность  этого

процесса, а сознательное  саморазвитие:  педагогический  процесс  обращен  к

личности ученика и  утверждению  в  нем  чувства  собственного  достоинства,

самоуважения, серьезного отношения  к своим обязанностям, к  учебному  труду.

И вместе  с  тем  природосообразное  воспитание,  как  уже  отмечено  –  это

«ненасильственная» педагогика естественного и свободного развития  природных

сил и способностей, педагогика  успеха  как  стимула  учения  –  преодоления

учения – удовлетворения, учения – удовольствия, радости.

       В   последующие  века  рациональное  научное  знание   отказалось   от

темологических  обьяснений  развития  природных  процессов,   а   в   социо-

ориентированной  образовательной  практике  утвердились  принципиально  иная

педагогическая парадигма:  воспитание  как  воздействие  на  воспитанника  с

целью  формирования   определенных   качеств   личности.   Однако   идея   о

природосообразном  (естественном,  свободном)  воспитании   с   постоянством

закономерности  будет  актуализироваться   вновь   и   вновь,   обосновывать

возможность счастливой и  радостной  школьной  жизни,  стимулировать  поиски

адекватных технологических  решений.

       Столь  высоким идеалам (будь то человек  как предмет воспитания или   же

педагогическая деятельность, педагогический процесс)  традиционная  практика

воспитания, семейного и  общественного, явно не  соответствовала.  И  Великий

теоретик создает грандиозный  и по современным  масштабам  проект  воспитания

человека о рождения до двадцати четырех лет.  Его  универсальность  (научную

обоснованность) Каменский  обьяснял  тем,  что  обеспечивалось  соответствие

педагогического процесса человеческой  природе  и  «земному  предназначению»

человека.  Проект  был  ориентирован  на  идею  «учить  всех  всему»  -   на

рациональную организацию  «массовой школы».

       Опираясь  на принцип природосообразности,  первый в истории образования

носитель  идеи  возрастной  и  педагогической  психологии  представил  время

взросления человека как  четыре этапа по шесть лет  каждый  и  определил  для

каждого этапа задачи, содержательную и процессуальную стороны  образовывания

человека – матерью  ли в  семье,  учителем  ли  в  школе,  профессором  ли  в

академии. Обратим внимание на замысел Гуманиста: не  ребенок  для  школы,  а

школа  для  ребенка,  способная  учесть   и   реализовать   его   возрастные

возможности и особенности.

       В плане  содержания образования этот  замысел облечен в идею «пансофии»

(всеобщей мудрости). Каждый  возраст способен  обьять  пансофические   знания

на своем уровне возможного (концентрические круги)  и  Каменский  определяет

примерное содержание «материнской школы», «школы родного языка»,  «латинской

школы»,  создает  учебники.   При   этом   неизменными   остаются   принципы

энциклопедизма «вместе  с тем практической нравственности знаний  –  связи  с

живым» опытом взаимодействия развивающегося  человека  с  миром.  Не  каждый

склонен и способен одолеть  весь путь к пансоджи,  тем  более,  что  академия

предполагает специализацию  в том роде  занятий,  к  которому  «предназначила

природа». Однако  первые  две  ступени  –  тот  минимум,  который  необходим

любому, чтобы в детстве  были заложены основания для  разумной,  нравственной

и благочестивой жизни.

       Обосновывая   идею  школы   родного   языка   (глава   ХХ1Х   «Великой

дидактики»), педагог постоянно  имеет  в  виду  природосообразность  развития

ребенка.   Естественными   стремлениями   и   условиями    жизни    человека

аргументирует  Каменский  необходимость  в   школе   родного   языка   начал

родиноведения, граждановедения (эта идея будет переоткрыта Песталоцци  через

полтора века). Столь же естественно  и необходимо в латинской  школе  наличие

«класса этики», в котором  рассматривается  «сам  человек  с  действиями  его

свободной воли как владыка  вещей», изучение «стрежневого предмета  истории»,

знание»,  знание  которой  «как  бы  освещает  всю  жизнь»   –   сокращенная

библейская история, история  естествознания,  история  изобретений,  история

морали, история религиозных  обрядов у разных народов, всеобщая  история,  но

преимущественно история  своего отечества.  «Семь  свободных  искусств»,  эти

традиционные  учебные  предметы  средневековой  школы,  пансоджи   Каменский

дополняет основами наук нового времени. Все  содержания  общего  образования

обращает  к  человеку  –  его  целостному   мировосприятию,   гармонии   его

стремлений и способностей «знать, уметь, действовать, говорить».

Информация о работе Антролого-педагогические взгляды Каменского