Анализ теоретической и методической литературы по трудовому воспитанию детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Важное место в исследовании развития дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. Как показали работы Р.А. Смирновой и Р.И. Терещук, выполненные в русле данного направления, в этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает – если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослых.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

 Результаты  контрольной диагностики показали  оптимизацию межличностных отношений  и положительную динамику в  развитии эмоциональной сферы  детей.

Таким образом, коррекционно-развивающая программа, составленная на игр; психогимнастики; разыгрывание различных сказок, была результативна и эффективна. С помощью игр дети стали очень дружной группой, они стали сами разрешать конфликтные ситуации, научились договариваться друг с другом. Сформировались положительные межличностные отношения в группе сверстников. С помощью коррекционно-развивающей программы коллектив стал как одно целое. Сравнивая результаты методик до и после коррекционно-развивающей программы, можно сделать следующий вывод, что межличностные отношения дошкольников улучшились.

Итак, цель достигнута, задачи решены, гипотеза исследования доказана.

 

Список использованных источников

          1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Абрамова Г.С. - М.: Издательский центр академия, 2005. - 300 с.
          2. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.М. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. – М.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 1998. – 384 с.
          3. Андрус, Н.Я. Искусство общения / Н.Я. Андрус, Л.А. Андрус. – Челябинск, 1993. – 128 с.
          4. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя / Аникеева Н.П. - М.: Просвещение, 1987. – 196 с.
          5. Антонова, Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками / Т.В. Антонова // Дошкольное воспитание. – 2009. - № 10. – С. 7.
          6. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы / Аркин Е.А. - М.: Просвещение, 2006. - 177 с.
          7. Артёмова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. Для воспитателей  дет. сада и родителей / Артёмова Л.В. – М.: Просвещение, 1992. – 96 с.
          8. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте, (психологическое исследование) / Божович Л. И. - СПБ.: Питер, Мастера психологии, 2008. – 400 с.
          9. Бойченко, H.A. Сюжетно-ролевые игры дошкольников / Бойченко H.A. – Киев: Изд-во «Радянська школа», 1982. – 264 с.
          10. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре. Пособие для воспитателя детского сада / Бондаренко А.К., Матусик А.И. - М.: Просвещение, 1979. – 142 с.
          11. Власова, И.Д. Воспитание в игре интереса к труду взрослых у детей шести-семи лет / Власова И.Д. - М.: Просвещение, 1989. - 125 с.
          12. Вовчик-Блакитная, Е.А. Детские контакты и их мотивы / Вовчик-Блакитная Е.А. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 6 - С. 56-59.
          13. Волков, Б.С. Психология общения в детском возрасте: Практическое пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Б.С. Волков, Н. В.Волкова. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 239 с.
          14. Воронова, В.Я. Творческие игры старших дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов / Воронова В.Я. - М.: Просвещение, 1981. - 80 с.
          15. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка / Выготский Л.С. // Вопросы психологии. - 1986. - № 6. – С. 27.
          16. Галигузова, Л. Н. Ступени общения: от года до семи лет / Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. — М.: Сноук,   2012. — 143 с.
          17. Гребенникова, Л.А. Роль сверстников в формировании произвольного поведения дошкольников / Гребенникова Л.А. -  М.: Погресс, 2006. – 124 с.
          18. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Репиной Т.А., Т.В. Антонова, О.М. Гостюхина.  - М.: Педагогика, 1997. – 135 с.
          19. Диагностические методики выявления уровня развития детей дошкольного возраста / Под ред. П.Н. Тищенко, Л.Л. Ивановой. – Таганрог, 1995. – 176 с.
          20. Жуковская, Р.И. Игры и трудовые занятия: Опыт работы с детьми шести-семилетнего возраста / Жуковская Р.И. - М.: Учпедгиз, 1975. - 68 с.
  1. Забрамная, С.Д. Развивающие занятия с детьми / С.Д. Забрамная, Ю.А. Костенкова. – М.: В. Секачев, 2004. – 80 с.
          1. Запорожец, А.В Проблема дошкольной игры и руководство ею в воспитательных целях. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольника / Запорожец А.В. // Эмоциональное развитие дошкольника.  - М.: Просвещение, 1995. – 324 с.- [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.gr1631.ru (дата обращения:11.05.2013)
          2. Игра и труд в детском саду / Под ред. А.П. Усовой, Л.А. Пеньевской. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1981. - 96 с.
          3. Калищенко, В. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений / В. Калищенко // Дошкольное воспитание. – 2008. - №7. – с.42
          4. Карпова, С.Н. Игра и нравственное развитие детей дошкольного возраста / Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. - М.: Просвещение, 1988. – 354 с.
          5. Клюева, Н.В. Учим детей общению, популярное пособие для родителей и педагогов / Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 240 с.
          6. Коломенский, Я.А. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе / Коломенский Я. А. - Минск, 2010. - 140 с.
          7. Комарова, Н.Ф. Как руководить творческими играми детей. Методические рекомендации / Комарова Н.Ф. - Н. Новгород, 1992. – 332 с.
          8. Лаунер, И. Взаимосвязь игры с трудом при формировании личности старших дошкольников / Лаунер И. - М.: Просвещение, 1986. - 116 с.
          9. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / Леонтьев А.Н. // Избранные психологические произведения. В 2 т. - М., Просвещение 1983. - Т.1. - С. 303-323.
          10. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – Воронеж:  НПО МОДЭК, 1997. – 384 с. – [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://royhostceunverving.bugs3.com (дата обращения: 12.04.2013)
          11. Маркова, Т.А. Воспитание дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. / Маркова Т.А. // Формирование коллективных отношений детей старшего дошкольного возраста. - М., 1998. - С.36-132.
          12. Марцинковская, Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковская. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1997. – 176 с.
          13. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет: Учебное методическое пособие / Под ред. Е.О. Смирновой. – М.: МПСИ, 2001. – 239 С.
          14. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособ. для восп. дет. сада / Под ред. Т.А.Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
          15. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузах / В.С.  Мухина. – М.: Академия, 1997. – 432 с.
          16. Немов, Р.С. Общая психология / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 687 с.
          17. Обухова, Л.Ф. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития / Л.Ф. Обухова, О.А. Шаграева. - М., 1999. – 213 с. - [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://psychlib.ru (дата обращения: 12.04.2013)
          18. Общение детей в детском саду и в семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р. Б. Стерхиной. – М., 1990.
          19. Отношения между сверстниками в группах детского сада / Под ред. Т.А. Репиной. – М.: Педагогика, 1978.
          20. Панфилова, М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей / М.А. Панфилова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 160 с.
          21. Папир, О.О. Особенности общения и взаимодействия лидеров в сюжетно-ролевой игре / Папир О.О. — М.: Аспект-пресс, 2003. – 134 с.
          22. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / Петровский А.В. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.
          23. Приходько Ю.А. Формирование положительного эмоционального отношения детей друг к другу в процессе совместной деятельности / Приходько Ю.А. — Киев, 1998. – 128 с.
          24. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под  ред. А.Г. Рузкой. – М.: Педагогика, 1999. –  215 с. - [Электронный ресурс]. – режим доступа: http://psychlib.ru (дата обращения: 16.04.2013)
          25. Репина, Т.А.  Проблема межличностных отношений  дошкольников и ее изучение / Т.А. Репина // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 10.
          26. Рогов, Е.И. Психология общения / Е.И. Рогов. – М.: ВАЛАДОС, 2009. – 336 с.
          27. Рояк, А.А. О трудностях взаимоотношений некоторых детей дошкольного возраста / А.А. Рояк // Вопросы психологии. – 1994. № 4.
          28. Сенько, Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми: Методические рекомендации / Т.В.  Сенько. – Л., 1991.
          29. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. / Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. - М.: ВЛАДОС, 2003. – 215 с.
          30. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. / Под ред. Т. И. Ерофеевой. - М.: Владос, 1999. – 452 с.
          31. Солнцева, О. Играем в сюжетные игры / Солнцева О. // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 33-37.
          32. Соседова, Л.А. Сюжетно-ролевая игра как средство профессиональной ориентации дошкольников / Соседова Л.А. – Северск, 2007. – 164 с.
          33. Субботский, Е.В. Психология отношений партнёрства у дошкольников. / Субботский Е. В.  – М.: Просвещение, 1996. – 174 с.
          34. Терещук, Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников / Терещук Р.К. - М.: Прогресс, 2007. – 126 с.
          35. Усова, А.П. Обучение в детском саду /Под ред. А.В. Запорожца. - М., Просвещение, 1981. - 176 с.
          36. Хромова, С.А. Игровые уроки общения для детей / С.А. Хромова. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», 2007. – 189 с.
          37. Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л.В. Чернецкая. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 256 с.
          38. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 314 с.
          39. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Эльконин Д.Б. - М., Просвещение, 1978. – 410 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

 

 

 

Приложение 1

Игры, направленные на формирование 
доброжелательного отношения к сверстникам 

 

Раздел "Социально-эмоциональное (или нравственное) воспитание” включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Какие задачи ставят при этом авторы? Формировать у детей положительное отношение ко всем людям, развивать социальные чувства, просоциальные действия, взаимопомощь и пр. Важность проблемы очевидна, поскольку именно в дошкольный период детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.

Если мы внимательно просмотрим большинство программ, можем убедиться: главным методом социально-эмоционального воспитания детей авторы считают усвоение моральных норм и правил поведения. Считается, что на материале сказок, рассказов или драматизаций взрослые должны учить детей оценивать характеры героев, их поступки, понимать, "что такое хорошо и что такое плохо”. Предполагается, что тем самым ребенок, скажем так, будет стремиться к совершенствованию. Однако жизнь показывает: все не так просто. Да, большинство детей уже в три–четыре года отличают "хорошие” поступки от "плохих”, прекрасно знают: с товарищами нужно делиться, надо уступать и помогать слабым. Однако в реальной жизни поступки в основном далеки от этих правил поведения. Кроме того, доброжелательность и отзывчивость вовсе не сводятся только лишь к выполнению определенных правил поведения.

Другая форма нравственного воспитания согласно программам – организация совместной деятельности дошкольников, игровой или продуктивной. Опять-таки считается, что в такой ситуации, когда дети рисуют картинки или разыгрывают сюжеты, их можно учить согласовывать свои действия, учить навыкам сотрудничества, общения. Тем не менее нередко совместные занятия кончаются ссорами, недовольством тем, как действует сверстник. Дело в том, что, если ребенок невнимателен к сверстнику, он не станет согласовывать с ним свои действия. Оценке его действий (фиксированных в вербальных определениях) обычно предшествуют видение и непосредственное восприятие. Так познается сверстник, так создается представление о нем. Эта причина – невнимательность – "закрывает” другого, она же способствует замкнутости, непониманию, возникновению обид и ссор, причина которых – обладание привлекательными предметами и превосходство в предметной деятельности.

Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому и считают, что у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои. Отсюда и наиболее распространенный метод формирования социальных и нравственных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной "азбукой чувств”. Основной метод воспитания: подвести ребенка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему его учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием, настроением. Предполагается: уверенный в себе ребенок легко встанет на позицию другого, разделит его переживания. Однако прием этот концентрирует внимание ребенка только на самом себе, на своих достоинствах, достижениях и далеко не всегда приводит к желаемому результату. Отнюдь не всегда дети сопереживают другим, а высокая оценка собственных достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

Наше мнение: основная стратегия воспитания должна сводиться к снятию фиксации ребенка на собственном "Я” за счет развития внимания и сопричастности к партнеру. Стратегия эта предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов, базируется на принципах отказа от оценок, реальных предметов и игрушек, соревновательного начала.

И вот почему. 
1. Любая оценка способствует фиксированности на собственных достоинствах и недостатках. Именно поэтому в обучающих играх должно исключаться любое вербальное выражение отношения к сверстнику. Минимизация речевых обращений за счет непосредственного общения – экспрессивно-мимического или с помощью жестов – может способствовать безоценочному взаимодействию. 
2. Как показывает практика, любой предмет в игре отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Получается, что общение возникает "по поводу” чего-то, и тогда оно становится не целью, а средством взаимодействия. 
3. Поскольку фиксированность на собственных достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, мы предлагаем игры такого содержания исключить. Основной стратегией должно стать формирование чувства общности, желания видеть в сверстнике друга и партнера. Чувство общности и способность "увидеть” другого – тот фундамент, на котором строится нравственное отношение к партнеру: оно и порождает сочувствие, сопереживание и содействие.

Исходя из этих положений, мы разработали игры и занятия, адресованные детям среднего и старшего дошкольного возраста. Их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие. Эксперимент показал достаточно высокие результаты. Подтверждение тому – отклики воспитателей. Их мнение таково: дети стали самостоятельно, без вмешательства взрослых разрешать многие конфликты, больше играть, заметно снизилась агрессивность тех, кого мы называем проблемными, и, наоборот, повысилось участие "замкнутых”, уменьшилось количество демонстративных реакций. Разработанные нами игры чрезвычайно просты и не требуют специальных условий. Проводить их может как воспитатель, так и психолог, работающий в детском саду. Программа состоит из семи этапов.

Первый этап: общение без слов

Основная цель, как видно из заголовка, отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия. Общее правило – общение без слов исключает ссоры, споры, договоры и т.д. В каждую игру введен свой язык "условных сигналов” – физические контакты, с помощью которых участники общаются без предметных атрибутов.

Какова роль педагога? Он играет вместе с детьми, показывает образцы игровых действий, время от времени комментирует происходящее, направляет внимание. В игру приглашает только желающих. Если кто-то отказывается, не настаивает, но стремится ненавязчиво заинтересовать общей игрой.

"Жизнь в лесу”

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей). Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать? Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос, как дела, хлопаем своей ладонью по ладони товарища (показ). Чтобы ответить, что все хорошо, наклоняем голову к его плечу; хотим выразить дружбу и любовь – ласково гладим по голове (показ). Готовы? Тогда начали. Сейчас раннее утро, выглянуло солнышко, вы только что проснулись…Дальнейший ход игры педагог разворачивает произвольно, следя за тем, чтобы дети не разговаривали между собой.

"Добрые эльфы”

Воспитатель (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Когда-то давным-давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днем и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу.

Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, – эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их…

Разыгрывается бессловесное действо.

"Птенцы”

Воспитатель. Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается в скорлупе. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ.) Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир – познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, птенцы не умеют разговаривать, они только пищат.

"Муравьи”

Воспитатель (рассадив детей вокруг себя). Приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь? Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну и все лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок. Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. У меня такое предложение: сыграем роль муравьишек в радостный день праздника. Покажем, как муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны, как рассказывают о том, что им снилось всю зиму. Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.

Информация о работе Анализ теоретической и методической литературы по трудовому воспитанию детей