Анализ теоретической и методической литературы по трудовому воспитанию детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. Важное место в исследовании развития дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. Как показали работы Р.А. Смирновой и Р.И. Терещук, выполненные в русле данного направления, в этом возрасте впервые внимание детей начинает переключаться со взрослого на сверстника, интерес к общению с которым постепенно увеличивается. В течение дошкольного детства избирательность в общении со сверстниками возрастает – если в 3-4 года дети достаточно легко меняют партнеров по общению, то с 6-7 лет они стараются общаться с конкретными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослых.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 496.50 Кб (Скачать файл)

Мимо этого удивительного явления не мог пройти ни один видный психолог. Многие из них пытались создать свою концепцию детской игры. В отечественной психологии наиболее ярким теоретиком и исследователем детской игры является Д.Б. Эльконин, который в своих работах продолжал и развивал традиции Л.С. Выготского [11].

Сюжетно-ролевая игра – основной вид деятельности детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее средство воспитания необходимых для трудовой деятельности черт характера: общительность, стремление с другими детьми осуществлять свои замыслы, умение сообща жить и работать. Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание друг другу помощь, - все это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности человека.

Методы руководства сюжетно-ролевыми играми детей сформулированы О. Солнцевой, Н.Ф. Комаровой, Р.И. Жуковской [30; 43].

1. Методы  организации и руководства игровой  деятельности, направленные на развитие  детского коллектива:

-постановка  перед детьми перспективы интересно, увлекательной деятельности;

-оказание  помощи в воспроизведении и  раскрытии норм и правил взаимоотношений  при длительном выполнении роли; объяснение понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровых ситуациях, связанных с реализацией роли  и игровых правил.

-упражнение детей в самостоятельной организации игр: распределению ролей с учетом возможностей, интересов, согласованию сюжетного хода игры путем разъяснений, советов по возможному подбору материала для игры, совместное изготовление атрибутов и самоделок;

-беседа-разговор по поводу дальнейшего хода игры; подведение итого; положительная оценка предложений детей; воспроизведение и раскрытия поступков персонажей игры; советы при распределении ролей, индивидуальных заданий и поручений для самостоятельного развития роли и доведения ее до конца.

2. Методы  развития содержания творческих  игр и детских взаимоотношений  на основе взаимосвязи обучения  и игры:

-проведение  экскурсий;

-организация  встреч с людьми разных профессий;

-чтение  художественной литературы, отражающей  общественную направленность труда взрослых; этические беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе; инсценирование литературных произведений; составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых; драматизации литературных произведений;

-индивидуальные  беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных  событиях, о том, что такое хорошо  и что такое плохо.

3. Методы  развития содержания игры на  основе взаимосвязи игры с трудом:

-обучение  детей умениям и навыкам конструирования  из разного материала;

-развитие  творчества в играх и продуктивных  видах деятельности;

-обучение  работать в коллективе и в  паре;

-приучение  детей к самостоятельному подбору  и изготовлению игрушек, атрибутов для организации игр.

Рассмотрим особенности руководства сюжетно-ролевыми играми воспитателем в разных возрастных группах. Игры, проводимые в детском саду, запланированы "Программой воспитания в детском саду", указывающей возрастную динамику воспитания дошкольников, в том числе и характера сюжетно-ролевых игр.

Согласно рекомендациям С.Ф. Арсентьевой, В.И. Логиновой, в раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески. На втором году жизни ребенок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры – подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее – с формированием у ребенка определенных личностных качеств. К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых. Подражая взрослым, ребенок производит в игре определенные трудовые действия. Это способствует усвоению и закреплению трудовых навыков и умений, полученных вне игры. Одновременно дети узнают назначение простейших орудий труда и начинают овладевать ими: лопатой копают, молотком прибивают, граблями сгребают. Воспитатель наблюдает за игрой ребенка, выясняет, какие действия ему даются труднее и помогает овладеть ими. Необходимо позаботится об условиях для игр, игрушек, приучающих детей к трудовым действиям [6; 36].

И.Д. Власова считает, что игры детей средней группы гораздо разнообразнее по своему содержанию и по количеству изображаемых трудовых действий. В этом возрасте важна роль воспитателя при распределении ролей и развитии сюжета игр: напоминает детям, что они видели, подталкивает детей к введению в игру новых ролей. Стимулируя развитие игр на трудовые темы, воспитатель подбирает игрушки. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил и отношений. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки [16].

В работе И. Лаунер показано, что дети старшей группы воспроизводят в игре не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе. В старшем дошкольном возрасте, например, конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Наряду с играми предыдущих лет, дети этого возраста охотно играют в более сложные игры, отражая характер работы представителей разных профессий, их взаимоотношения.  Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей [51].

В подготовительной группе ознакомление с трудом взрослых, на взгляд Л.А. Соседовой, значительно усложняется и требует применения более разнообразных методических приемов. Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше об интересующей их профессии. Формируя активный интерес к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда. Дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолете летают пилоты; на пароходе есть капитан, штурман, матрос и т.д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг [22].

Содержание игровой деятельности, обусловленной познанием окружающей жизни, является также важнейшим условием воспитания ребенка в игре. Л.А. Соседова выделила ряд критериев, которые ее характеризуют. Основными критериями такой игры в старшем дошкольном возрасте является увлеченность играми, содержание которых отражает характерные общественные явления (длительное пребывание в ролях, соответствие поведения взятой роли взрослого); содержательность целей игры; разнообразие сюжетов и ролей (желание выполнить роль взрослого любой профессии); проявление нравственных чувств (сопереживание, радость от общения, от достигнутых результатов). В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера [22].

Таким образом, в игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные, импульсивные действия. Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мыслимом, условном пространстве.

Глава II. Экспериментально психологическое изучение игры как средства развития доброжелательного отношения к сверстникам в младшем дошкольном возрасте

2.1. Диагностика межличностных  отношений у детей  младшего  дошкольного возраста на констатирующем  этапе

Исследование проводилось в 3 этапа:

1.Констатирующий (диагностический) этап, цель которого  выявить избирательные предпочтения  детей и проверить восприятие  друг друга сверстниками в  группе.

2.Формирующий  этап - цель, которого развитие благоприятных  межличностных отношений старших  дошкольников с использованием развивающей программы. Программа формирующего эксперимента рассчитана на проведение регулярных занятий.

3.Контрольный (диагностический) этап, цель которого  выяснить влияние эксперимента  на развитие межличностных отношений  старших дошкольников.

На первом этапе экспериментального исследования (констатирующем) было определено содержание работы, целью которой мы наметили выявить уровень межличностных отношений у детей младшего дошкольного возраста.

Для этого были использован стандартизированный комплекс психодиагностических методик Р.С. Немова:

1.   игра  «Секрет», в основу положена методика  «выбор в действии»

    2.   «Отношение ребенка к  сверстникам (для воспитателей)»

Игра  №1 «Секрет»

Цель исследования: изучить и определить статусное место ребенка в группе сверстников.

Проведение исследования: Каждому ребенку в изучаемой группе дается по три привлекательных, желаемых предмета: игрушки, картинки и др. Ребенок получает инструкцию следующего содержания:

«Оцени эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. На первое место поставь наиболее желательный для детей предмет, на второе — чуть менее желательный, а на третье — оставшийся.

Теперь выбери из своей группы трех детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. Самый привлекательный предмет ты должен отдать тому, кого любишь больше всех, чуть менее привлекательный — тому, кто у тебя стоит на втором месте, а последний — тому, кого по симпатиям к нему ты поставил бы на третье место».

После того как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет, кто, сколько и какие предметы получил.

Интерпретация:

7-8 выборов – лидеры;

4-6 выборов – предпочитаемые;

2-3 выборов – оттесненные;

0-1 выборов – отверженные.

Результаты по данной методике представлены в таблицах 1 и 2.

 

Таблица 1 - Результаты исследования статуса ребенка среди сверстников в группе

И.Ф. ребенка

Количество выборов

Количество баллов

Статус в группе

1

Женя С.

8

8

Лидер

2

Таня З.

6

6

Предпочитаемый

3

Сережа Р.

3

3

Оттесненный

4

Оксана Б.

2

2

Оттесненный

5

Андрей М.

5

5

Предпочитаемый

6

Таня К.

3

3

Оттесненный

7

Максим Ш.

5

5

Предпочитаемый

8

Наташа М.

3

3

Оттесненный

9

 Ксюша В.

8

8

Лидер

10

Юра У.

2

2

Оттесненный

11

Егор А.

0

0

Отверженный

12

Семен Т.

2

2

Оттесненный

13

Света Ч.

3

3

Оттесненный

14                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Павлик К.

2

2

Оттесненный

15

Антон Р.

3

3

Оттесненный

Информация о работе Анализ теоретической и методической литературы по трудовому воспитанию детей