Анализ авторских подходов к содержанию воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 05:57, курсовая работа

Описание работы

Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания - это саморазвивающаяся система, единица которой - развивающаяся воспитательная ситуация.
Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания - социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Воспитание как система. Сущность системного подхода к воспитанию
1.1 Особенности воспитательного процесса и его содержание 4
1.2 Системный подход к воспитанию и его идея 8
1.3 Воспитания 10
1.4 Принадлежности воспитания 12
Глава 2. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
2.1НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 14
2.1 Педагоги-новаторы и их концепции 16
2.2 Воспитательные подходы 19
2.3 Концепция насилия 20
Глава 3. Авторские концепции и авторские школы воспитания
3.1 Школы 23
3.2 Обобщение 28
Приложение 29
ЛИТЕРАТУРА 38

Файлы: 1 файл

Копия Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 184.74 Кб (Скачать файл)

- учебная деятельность: квази чтение и квази письмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Школа-парк (М.А.Балабан)

Концептуальные положения

  • Образование рассматривается как органический процесс развития - полная реализация личных потенций каждого индивида.
  • Интеллектуальное развитие происходит не как усвоение чужого знания, а как естественная модернизация своего собственного опыта.
  • Школьный класс – замкнутая группа принудительного членства становится открытой студией свободного доступа.
  • Учебники и программы из казенных орудий внешней сортировки учащихся по способностям становятся полезными справочниками.
  • Пересматривается система учебных ценностей – многие истины быстро становятся частными мнениями.
  • Отношения учителя с учеником строятся в режиме частного общения с избранным тобой человеком.

Особенности содержания

Содержание образования резко отличается от традиционного тем, что вместо казенного набора ЗУНов, предлагаемых программой, каждая парк-студия предлагает ученикам возможности умственного развития по своему предмету познания. А само предметное развитие рассматривается как локальное (хотя и сопряженное с другими сферами) углубление членораздельной организации мира. В парке-школе действует открытый набор всяких других, менее академических, но не менее актуальных для развития студий (от кухонных, авторемонтных и столярных до торговых, спортивных и компьютерных), для того чтобы профессионально выполнять те образовательные функции, которые испокон веков выполнял весь конгломерат автономных видов семейного, трудового и даже уличного ученичества.

Сахновская школа (А. А. Захаренко)

Воспитательная система сельской школы имеет определенные особенности, связанные главным образом с ее местонахождением (отдаленностью от культурных центров), спецификой учебно-воспитательного процесса, численностью и составом педагогов и учащихся, наличием учебно-методической базы и др.

При создании воспитательной системы сельской школы следует учитывать малочисленность школьного коллектива, особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, многочисленные и постоянные контакты сельской школы с социумом.

Идея воспитательных центров в школе

Идея воспитательных центров в школе состоит в создании и разработке их технологий. Такими центрами стали: школьное здание с его кабинетами, рекреациями; школьный двор с дорожками, клумбами, фонтаном, скамейками для отдыха; зеленые уголки классов.Центры предусматривают целенаправленное воздействие на личность и активное участие каждого педагога и школьника в работе.

Идеи средового подхода

Смысл идеи средового подхода состоит в воспитании грамотного, творческого, интеллигентного труженика села в условиях школы и социума. Исходя из особенностей среды и поставленных задач и создавались ведущие воспитательные центры, на развитие которых направлялись усилия педагогов, школьников и родителей. Например, краеведческий музей стал одним из самых социально значимых центров села. В экспозициях музея отражены история села, его далекое прошлое и настоящее, его быт и культура, судьбы его жителей.

Основополагающей идеей воспитательной системы А.А. Захаренко является систематический, совместный, созидательный, творческий, социально значимый труд. Все, что есть в школе и вокруг нее, сделано руками самих ребят, их родителей и учителей.

Цели воспитательной системы

  1. Обучающие цели:
  • расширение и углубление знаний об отечественной и мировой культуре;
  • формирование исследовательских умений, навыков и приемов сценической игры;
  • стимулирование интереса к литературе, истории, искусству в целом.
  1. Развивающие цели:                
  • развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования подлинной культуры чувств.
  1. Воспитывающие цели:
  • совершенствование навыков общения в разнообразных ситуациях;
  • формирование художественного вкуса;
  • воспитание культуры поведения.

Школа для всех или Школа Ямбурга (Е. А. Ямбург)

Учебная платформа

Школа, известная по имени ее директора и разработчика адаптивной модели образования . В советские времена эксперимент по созданию учебного заведения, способного подстроить стандартизованную и прямолинейную систему школьного обучения под ребенка, проводился фактически тайно. Нужны были разные методики обучения, рассчитанные на разные категории учеников. Опыт зарубежных коллег изучался подпольно и так же подпольно внедрялся в практику.

Гибкий подход, декларируемый адаптивной школой, - это возможность постоянно выбирать. В том числе и приемы обучения. Скажем, в вальдорфских школах учатся только по вальдорфским канонам, в школе Амонашвили - в соответствии с одноименной методикой. А здесь педагогический инструментарий может быть любым. Главное - чтобы он подходил детскому коллективу.

3.2   Обобщение 

Анализ рассмотренных выше концепций, а также названных в списке литературы, позволяет сделать некоторые общие выводы. Прежде всего обращает на себя внимание, что в представленных концепциях отсутствует общетеоретический подход к воспитанию как непрерывному процессу – от дошкольного до послевузовского. Это подтверждается тем, что большая часть концепций относится к школьному образованию, гораздо меньшая – вузовскому и еще меньше – к дошкольному. Общим устремлением, объединяющим все концепции, является их ориентация на идею воспитания целостной личности, однако ядром этой целостности у разных авторов выступают разные ценности – Культура, Мир, Человек, Отечество и т.п. Слишком большой разброс мнений присутствует также в определении предмета воспитания: чувства, система социальных ролей, духовность, направленность на успех и др.

Однако несмотря на эти рассогласования, необходимо признать, что проявление авторских воспитательных программ и концепций символизирует собой признание важности воспитания как социокультурного феномена и фактора, способного придать современному образовательному процессу новое качество.

В заключении приведем слова известного историка и культуролога Д.С. Лихачев: «Я мыслю себе XXI век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей... Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести – вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке». 

Приложение

 

Авторские системы воспитания 
 
  Современные воспитательные концепции

 

 

Системное построение процесса воспитания

Системно-ролевая теория формирования личности

Воспитание как педагогический компонент социализации

Формирование образа жизни, достойной Человека

Авторы

Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А. Караковский «Воспитание? Воспитание... Воспитание!»

Н.М. Таланчук  
«Введение в неопедагогику» (1991г.)

М.И.Рожков, Л.В. Байбородова, О.С.Гребенюк, С.Л. Паладьев и др. «Организация воспитательного процесса в школе» (2000г.)

Н.Е. Щуркова «Образ жизни, достойной Человека и его формирование у школьника» и др.*

Понятие «воспитание»

Воспитание - целенаправленное управление процессом развития личности

Воспитание - процесс человековедения, протекающий как целенаправленное регулирование освоения личностью системы социальных ролей  *

Воспитание - педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека *

Воспитание - целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребёнка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нём и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека *

Цели воспитания

Цель - всестороннее гармоничное развитие личности  
5 воспитательных задач:

  • 1. Формирование целостной и научно обоснованной картины мира
  • 2. Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины
  • 3. Приобщение к общечеловеческим ценностям
  • 4. Развитие креативности как черты личности
  • 5. Помощь в осознании собственного Я, в самореализации

Принципы:

  • Личностный подход
  • Гуманистический подход к построению отношений
  • Средовой подход
  • Дифференцированный подход
  • Природосообразность
  • Культуросообразность
  • Эстетизация среды жизнедеятельности

Цель - формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей **

Цель -  
Идеальная: гармонично развитый человек  
Реальная: в соответствии с особенностями воспитанников и спецификой условий их развития Принципы:

  • Гуманистической ориентации воспитания *
  • Социальной адекватности воспитания *
  • Индивидуализации воспитания *
  • Социального закаливания *
  • Создание воспитательной среды*

Цель - личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.  
У такой жизни есть три основания: истина, добро, красота *  
Принципы:

  • Ориентации на социально-ценностные отношения *
  • Субъектности
  • Принятия ребёнка как данности

Содержание воспитания

Основа содержания: общечеловеческие ценности (Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир)

Пути реализации:

  • Создание комплексной программы
  • Формирование отдельных целевых программ
  • Разработка общих договоров, фиксирующих нормы отношений в конкретном коллективе
  • Раздел плана (ценности - недели месяца)

Основа содержания: совокупность социальных ролей и соответствующих им социальных ценностей, которые необходимо освоить ребёнку в том или ином возрасте *

Содержание воспитания должно обеспечить развитие всех сущностных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической, экзистенциальной. *

Основу содержания составляют

три направления:

философическое, * диалогическое, * этическое воспитание *

Механизм реализации

Функционирование воспитательной системы

Воспитательная система - это сложное социально-педагогическое образование, включающее в себя комплекс взаимосвязанных компонентов: цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения, освоенная среда, управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему.

Использование форм и методов социального наследования через оказание педагогической помощи учащимся в освоении и выполнении социальных ролей.

Система воспитательных функций:

  • Диагностическая
  • Целевой ориентации
  • Планирование
  • Организаторская
  • Мобилизационно-побудительная
  • Коммуникативная
  • Формирующая
  • Контрольно-аналитическая и оценочная
  • Координация и коррекция
  • Совершенствование

Методы воспитательной деятельности = функциям*

Формы, методы и приёмы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся; их правильный выбор (см. таблицу)

Постепенное, пошаговое движение:

  • 1. формирование отношения к природе как общему дому человека (1 класс)
  • 2. понимание и принятие норм культурной жизни (2-4 класс)
  • 3. формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле (5-6 класс)
  • 4. формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (7-8 класс)
  • 5. формирование образа жизни, достойной Человека (9-10 класс)
  • 6. формирование жизненной позиции, развитие способности к выбору жизненного пути (10-11кл.)*

Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса

Критерии факта:

  • 1. упорядоченность жизнедеятельности школы
  • 2. наличие сложившегося школьного коллектива, сплочённость школы «по вертикали»
  • 3. интегрированность воспитательных воздействий в комплексы (центры, клубы, ключевые дела)

Критерии качества:

  • 1. степень приближённости системы к целям, реализация педагогической концепции
  • 2. общий психологический климат школы, стиль отношений, комфорт
  • 3. уровень воспитанности участников школы

Критерии - это показатели готовности и способности личности выполнять объективно существующую систему социальных ролей

Критерии воспитанности производны от социальных ролей: сколько социальных ролей, столько и критериев*

Нецелесообразно использовать единые для всех ОУ критерии и показатели.

Должны быть конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых.

Важные компоненты:

  • 1. Изучение воспитанности школьников
  • 2. Диагностика уровня развития коллектива
  • 3. Исследование организационных аспектов воспитательной деятельности

Главный критерий - воспитанность учащихся, три главных основания... могут выполнять роль показателей воспитанности

  • + внешний облик
  • физические и психические развитие
  • поведение
  • качественность деятельности
  • способности и самочувствие
  • ценностные предпочтения
  • отношение к своему Я

 

 

Воспитание ребёнка как человека культуры

Педагогическая поддержка ребёнка и процесса его развития

Самовоспитание школьников

Воспитание на основе потребностей

Авторы

Е.В.Бондаревская «Педагогика: личность в гуманистически ориентированных теориях и системах воспитания» (1999г.)

О.С. Газман

Газета «1 сентября» №119

1995г. «Потери и обретения в  воспитании после 10 лет перестройки» 

Н.Б.Крылова, Т.В.Анохина,

С.М. Юсфин «Классный руководитель» 2000г. №3

Г.К. Селевко

«Руководство по организации самовоспитания школьников»

В.П.Созонов «Организация воспитательной работы в классе» (2000г.)

Понятие «воспитание»

Воспитание - процесс помощи ребёнку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

Воспитание - специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения.

Педагогическая поддержка - превентивная и оперативная помощь детям в решении их индивидуальных проблем.

Самовоспитание - процесс осознанного, управляемого самой личностью развития, в котором в субъективных целях и интересах самой личности целенаправленно формируются и развиваются её качества и способности.

Воспитание - деятельность педагога, направленная на создание

Психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника:

  • в творческой деятельности
  • быть здоровым
  • в защищённости, безопасности
  • в уважении, признании
  • в смысле жизни
  • в самореализации
  • в удовольствии, наслаждении

Цели воспитания

Цель - целостный человек культуры.

(ядро такой личности - субъектность)

Человек культуры - свободная личность*

Человек культуры - гуманная личность*

Человек культуры - духовная личность*

Человек культуры - творческая и адаптивная личность*

Цель конкретизируется в личностном образе ребёнка. (принципы*****)

Цель - идеал

Цель - дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные условия.

Нормы поддержки (8)

Цель - воспитать активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещённого, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в своём профессиональном деле, способного к постоянному самосовершенствованию.

Принципы *(зачитать)

Цель - обеспечивать необходимые условия для удовлетворения базовых потребностей личности учащегося.

Принципы:

  • природосообразности
  • целостности
  • деятельностный
  • эгоцентрированный
  • возрастной
  • гуманизма

Содержание воспитания

Основа содержания: субъективный опыт личности с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения.

Компоненты л-го опыта:

  • аксиологический
  • культурологический
  • жизнетворческий
  • морально-этический
  • гражданский
  • личностный
  • индивидуально-творческий *

Основа содержания: базовая культура личности, включающая в себя оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой.

Приоритетные направления базовой культуры:

  • культура жизненного самоопределения
  • культура семейных отношений
  • экономическая культура и культура труда
  • политическая и правовая культура
  • интеллектуальная, нравственная и коммуникативная культура
  • экологическая культура
  • художественная культура
  • физическая культура

ЗУНы, позволяющие вести ребёнку работу по самопознанию, самоутверждению, самореализации. Они приобретаются в учебной и внеклассной деятельности, в процессе которой создаются социальные ситуации - пробы, представляющие собой упражнения по самооценке учащимися своих возможностей и выбору адекватных способов поведения.

Благодаря этому формируется потребность и способность осуществлять работу по самосовершенствованию.

Содержание воспитания должно служить целям жизни воспитанника и быть связано со становлением мотивационно-потребностной сферы личности ребёнка.

Механизм воспитания

Воспитание - процесс субъект-субъектного взаимодействия.

Ключевые слова - педагогическая помощи и поддержка.

Компоненты технологии личностно-ориентированного воспитания:

  • изучение узловых событий жизни ребёнка
  • педагогическая интерпретация его индивидуальных особенностей
  • эмпатическое принятие ученика
  • совместное проектирование этапов его развития
  • адаптация воспитательных средств к характеру ребёнка
  • вовлечение его в педагогические и жизненные события
  • раскрепощение для диалога, творчества и т.д.

Взаимосвязанные действия

педагога и ребёнка, выполняемые на 5 этапах:

  • 1. диагностический (фиксация проблемы)
  • 2. поисковый (причины проблемы)
  • 3. договорный (проектирование действий)
  • 4. деятельностный
  • 5. рефлексивный

«Воспитание без желания самого ребёнка совершенствовать себя невозможно» (О.С. Газман)

 

 

 

 

 

Технология самовоспитания: Теория, Практика, Методика.

(см. схему)

Необходимость знать и учитывать закономерности, логику и стадии развития личности ребёнка; осознавать, что каждому этапу личностного развития соответствует:

  • 1. определённая общность людей
  • 2. определённая ведущая деятельность
  • 3. определенные психические новообразования

Учёт ведущих для данного возраста потребностей:

Младших школьник - психологический комфорт, игра;

Средний школьник - самоутверждение;

Старший школьник - поиски себя, философствование, мечты.

Критерии и показатели эффективности

Критерии воспитанности:

  • 1. уровень ценностно-смыслового развития и самоорганизации личности
  • 2. способность к нравственной саморегуляции поведения
  • 3. мера педагогической помощи, которая необходима уч-ся

Вместо модели выпускника - образ свободной духовной личности, ориентируемый на ценности мировой и национальной культуры.

Критерии результативности воспитательного процесса:

  • готовность ребёнка к самоопределению, самореализации
  • развитость индивидуальных способностей ученика
  • нравственная направленность личности
  • физическое и психическое здоровье
  • сформированность базовой культуры
  • защищённость и комфортность ребёнка в школьной сообщности

Постоянно действующий режим диагностики и самодиагностики.

Применяется 100-бальная шкала измерения методов педагогического наблюдения.

Два пути оценивания результатов воспитательной деятельности:

  • 1. оценивание работы воспитателя по качеству созданных им условий
  • 2. оценка личности воспитанника (внутреннего мира, отношений, установок)*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Акимов М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. М., 1992.
  2. Амонашвили Ш.А. В школу с шести лет
  3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа пе6дагогического процесса. М.Н., Университетское,1990.
  4. Ангеловски К. Учителя и инновации. Батурина Г., Кузина Т. Традиционная культура воспитания в национальной школе. Педагогика,1995,№2 ,с.122
  5. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников. Беттельгейм Б. Образование и принцип реальности. Знание-сила. 1995, №4
  6. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. О субъективных факторах творческой деятельности человека. Педагогика, 1995, №3, с.19.
  7. Бондаревская Е.В. Ценностыне основания личностно ориентированного воспитания. Педагогика, 1995,№4 с.29.
  8. Школа самоопределения: Шаг второй: [Сборник]/ Науч. пед. об-ние «Шк. самоопределения», Шк. №734 г. Москва; [Ред., сост. и авт. ст. А. Н. Тубельский].- М. : АО « Политекст», 1994.- 476 с.
  9. Книга «Школа воспитания: 825-й маршрут». Авторы: учителя, ученики и выпускники школы. Педагогическое общество России, Москва, 2004г.
  10. Мария Агранович: Педагогика non-fiction // «Российская газета» — Федеральный выпуск № 5058 (234) от 8 декабря 2009 г.
  11. Школа Ямбурга // «Российская газета» — Неделя № 4739 от 28 августа 2008 г.
  12. Адепты адаптации // Коммерсант-Деньги № 4 , 2 февраля 2004
  13. Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система. //Российская педагогическая энциклопедия, Т. 1 . - М., 1993.
  14. Подласый И.П. Педагогика. - П., 1996.
  15. Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого. - М., 1996.

 

 

 

 


Информация о работе Анализ авторских подходов к содержанию воспитания