Анализ авторских подходов к содержанию воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2014 в 05:57, курсовая работа

Описание работы

Процесс воспитания - это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности.
Согласно одной из распространенных ныне концепций процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания - это саморазвивающаяся система, единица которой - развивающаяся воспитательная ситуация.
Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов. Так преодолевается односторонность обособленных подходов к пониманию воспитания - социологического, психологического, технологического, социально-психологического; теория воспитания приобретает собственный объект исследования.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Воспитание как система. Сущность системного подхода к воспитанию
1.1 Особенности воспитательного процесса и его содержание 4
1.2 Системный подход к воспитанию и его идея 8
1.3 Воспитания 10
1.4 Принадлежности воспитания 12
Глава 2. ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ
2.1НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ
ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА 14
2.1 Педагоги-новаторы и их концепции 16
2.2 Воспитательные подходы 19
2.3 Концепция насилия 20
Глава 3. Авторские концепции и авторские школы воспитания
3.1 Школы 23
3.2 Обобщение 28
Приложение 29
ЛИТЕРАТУРА 38

Файлы: 1 файл

Копия Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 184.74 Кб (Скачать файл)

Насилие, как его обычно определяют, - форма принуждения со стороны первой группы людей (одного человека) по отношению к другой группе (одному человеку) с целью приобретения или сохранения определенных выгод и привилегий, завоевания политического или другого господства.

Насилие, как мы его понимаем, - это идеологический, жизненный этический принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его существования, отрицающий принуждение как способ решения политических, экономических, нравственных, эстетических, этнических и межличностных проблем и конфликтов.

«Выделяют, по крайней мере, четыре сферы функционирования общественного сознания, где ненасилие выступает в качестве центрального момента мировоззренческой системы: религиозно-этическую, философско-этическую, общественно-политическую и психолого-педагогическую».

В философско-этическом ключе концепция ненасилия анализируется с позиции отношения к злу. Здесь наибольшую известность получила теория Л.Н. Толстого «непротивления злу насилием». Суть ее состоит в том, чтобы бороться со злом в человеке, одновременно любя его и ненавидя его пороки. Именно любовь выступает у него как нравственный критерий. Чтобы получить любовь, необходимо одно – «… отучить себя от ненависти, презрения, неуважения, равнодушия ко всякому человеку. А это можно. Я сделал в этом отношении так мало, а уже как будто получил вперед незаслуженную награду».

В психолого-педагогическом плане концепция ненасилия реализовывалась и реализуется в теориях гуманистической педагогики и психологии. Наибольшую известность здесь приобрели взгляды К.Н. Вентцеля, А.Маслоу, К.Рождерса, Ж.-Ж.Руссо, В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, Ш. Амонашвилли.

2.3 Концепция насилия  

Концепция ненасилия в педагогики тесно связана с понятием «свобода». Понятие свободы является центральным в гуманистически ориентированной педагогики, однако понималось и понимается свобода в различных педагогических течениях по-разному.

Свобода как обращенность ребенка к собственному опыту. Одним из основоположников такого подхода является Жан-Жак Руссо. По его мнению, свобода – одно из естественных прав человека и никому не дано отбирать этого права. Ребенок должен сам извлекать уроки из естественных последствий своих поступков, что будет являться стимулом для возникновения правильного представления о том, как нужно вести себя в той или иной ситуации. Следовательно, воспитание – это ненасильственное воздействия взрослого, а средство свободной ориентации ребенка в окружающем мире.

«Свобода как самопроизвольная деятельность ребенка. Такая позиция поддерживается многими представителями свободного воспитания, которые исходят из посылок приоритета биологических факторов в развитии личности. В качестве яркого примера можно назвать М.Монтессори. Суть ее концепции состоит в том, что школа должна давать простор свободным и естественным проявлениям личности ребенка. Учитель не должен вмешиваться в деятельность ребенка, тем более настаивать на чем-то, заставлять прилагать усилия и тому подобное. По мнению Монтессори, все, что должно проявиться, проявиться, если этому не мешать. Фактически же получается, что ребенок не свободен, разве можно говорить о свободе, когда признается, что все заранее запрограммировано наследственностью».

Свобода как действие и самостоятельное творчество. Основы такого понимания свободы были заложены Л.Н.Толстым. Он выступает за признание прав ребенка, вмешательство воспитателя в развитие убеждений и характера детей. Основной акцент делается на естественно складывающуюся атмосферу сотрудничества между учителем и учеником, которое полностью исключает принуждение. В полной мере эти идеи реализованы в концепции К.Н.Вентцеля. В качестве основной цели воспитания он видит освобождение ребенка и представление ему всех положительных данных для развития его индивидуальности, его свободной личности. Говоря об основном методе воспитания, К.Н.Вентцель отмечает, что этот метод должен быть методом освобождения в ребенке творческих сил, методом пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования творчества.

Свобода как возможность осуществлять сознательные выборы. Современные теории гуманистической педагогики и психологии базируются на положении о свободе как возможности осуществлять выборы. По мнению К.Роджерса, это достигается лишь в том случае, если человек приобретает способность быть самим собой, прислушивается к себе, принимать себя, ориентироваться не на мнение других, а на собственный опыт, в то же время научиться понимать и принимать других. Нельзя людям навязывать что-либо, принуждая их делать то, что кажется кому-то необходимым.

На современном этапе в отечественной теории и практики такое понимание свободы можно найти у педагогов-наваторов (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, С.И.Лысенкова, В.Ф.Шаталов и другие). Практика их работы показала, что достичь высоких результатов в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения можно только в том случае, если максимально учитывать интересы детей, предоставлять им право свободного выбора, любить их и принимать их такими, какие они есть.

Таким образом, анализ различных подходов к проблеме свободы показал, что, несмотря на общепризнанность категории свободы в различных отраслях науки, понимание ее, в частности, в педагогике достаточно вариативно и отражает исходные концепции авторов.

Какие же задачи призвана решать педагогика ненасилия?

Здесь можно выделить два взаимосвязанных блока.

  1. Задачи, связанные с воспитанием у подрастающих поколений духа ненасилия, что включает в свою очередь три направления:
    • ненасильственное отношение к природе, ко всему живому;
    • гуманное отношение к людям, в том числе и к самому себе, умение ненасильственными путями разрешать межличностные и внутриличностные конфликты, развитие способности к принятию и пониманию другого человека.
  2. Задачи, связанные с гуманизацией процесса обучения и воспитания, взаимодействие взрослых и детей:
    • гуманизация существующих форм и методов работы в учебных заведениях различного уровня системы взаимоотношений взрослых и детей;
    • разработка и внедрение новых форм и методов педагогической деятельности, построенных на основе идей ненасилия;
    • реформирование подготовки будущих педагогов в средних специальных и высших учебных заведениях, формирование у них таких личностных свойств и специальных умений, которые позволили бы им в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения»// Особого внимания заслуживает вторая группа задач. Нельзя у ребенка сформулировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама педагогика в своей основе продолжает оставаться на авторитарных позициях. Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам учебно-воспитательтный процесс, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.

«Гуманизация – это переориентация с учебно-дисциплинарной модели педагогического взаимодействия на личностоно-ориентированную модель. У нас же даже в дошкольных учреждениях, как показали исследования одного из участников VIII международной конференции «Воспитание свободой независимой личности», до 35% воспитателей ориентированы на учебно-дисциплинарную модель, и лишь 16% - на личностную модель взаимодействия».

С теоретической точки зрения перспективы педагогики ненасилия в серьезном и глубоком изучении философских, религиозных, эстетических аспектов ненасилия, в разработке, в конечном итоге, развернутой концепции ненасилия.

В практическом отношении необходимость вести разработку комплексных программ по воспитанию и обучению в духе ненасилия, а также специальных программ по подготовке других учителей к этой работе, обеспечив их всем необходимыми методическими материалами.

Интересен подход: показать развитие личности ребенка в системе культуры. Такой подход в дипломной работе представлен исследователями М.Мид, Н.В.Крыловой, Т.Савицкой, Г.Батуриной, Мещеряковой и других.

Тому, что же такое культура поведения в обществе и как сформировать те или иные ее компоненты, называемые нами базовыми, посвящены исследования, которые мы тоже не обошли вниманием. К ним относятся работы З.А.Барышниковой, Л.Л.Романовой, Г.Батуриной, Т.Кузиной, Г.И.Железовской, И.С.Левшиной, М.И.Мещеряковой, Л.А.Николаевой, О.С.Богдановой, Р.Г.Гуровой, Е.И.Шимбаревой и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Авторские концепции и авторские школы воспитания

3.1Школы

Школа самоопределения (А.Н. Тубельский)

Тубельский Александр Наумович – директор средней школы №734 г. Москвы, кандидат педагогических наук.

Школа самоопределения - комплексное образовательное учреждение, в котором обучение и воспитание детей с 3 до 17 лет сочетается с работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования.

Концептуальные положения

Концепция Школы самоопределения основывается на антропософском предположении о том, что с появлением на свет индивид осуществляет свою предзаданность, которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.). Процесс становления личности можно представить как процесс поиска, узнавания, формирования образа «Я».

Эти процессы опираются на следующие принципы.

1. Личностный        смысл     учебы      (личностно     ориентированное  образование). Каждый учитель раскрывает  собственный смысл курса или  предмета, свое понимание его  содержания, свое представление  о деятельности, в которой это  содержание становится моментом  образования личности. Овладевая  материалом учебного предмета, каждый  ученик находит в нем свой  личностный смысл, и в этом  состоит его деятельность и  ее осмысление, формируются некоторые  универсальные способы мыследеятельности (понимание, нахождение детьми личностных смыслов, рефлексия и т.п.), а не просто усваиваются некоторые понятия и алгоритмы.

2. Межпредметные погружения: учителя, работающие в одном классе, в течение нескольких дней работают над одними понятиями или универсальными умениями.

3. Рефлексия: учебные понятия являются  предметом обсуждения детей, темами  своеобразного подросткового философствования. Это позволяет учителям осмысленно  проектировать и осуществлять  образовательный процесс вместе  с детьми.

4. Творческий экзамен как открытое  соревнование: накопление опыта  самоопределения, где создается  своеобразное поле для сопоставления  своих представлений с представлениями  других людей.

5. Культурное       взаимодействие      ребят    разных    возрастов   и самоуправление.

6. Особое образовательное пространство: пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами  для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл.

7. Педагогическая деятельность  как искусство и исследование: подобно ребенку, выходящему в  личностное развитие после того, как он научается задавать  вопросы самому себе и про  себя, учитель должен критически  оценивать свой предмет, свой  профессиональный опыт.

Особенности содержания

В дошкольном периоде главное внимание уделяется развитию органов чувств – осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом. В отличие от педагогики М. Монтессори условием такого развития признается деятельность ребенка в естественной природной и социальной среде.

Массовая школа (В.А. Караковского)

Характеристика

1.Организационное строение школьного коллектива.

•Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых.

•Большую роль здесь в силу своего авторитета играет директор. Однако существуют еще, по меньшей мере, три силы, существенно влияющие на жизнь школы.

А)администрация школы и небольшая группа ближайших ее единомышленников

Б)остальной педагогический коллектив, способный при необходимости противостоять и директору, и особенно авторской группе.

В)лидирующая группировка старшеклассников

2.Творческий подход, стремление  к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор - это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.

3.Существенной характеристикой  системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.

Школа жизни  (Ш.А. Амонашвили)

Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеологией его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного на принципах гуманно-личностной педагогики».

Целевые ориентации

• Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств.

• Облагораживание души и сердца ребенка.

• Развитие и становление познавательных сил ребенка.

• Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений.

• Идеал воспитания - самовоспитание.

Концептуальные положения

• Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

• Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить.

• Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

• Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе.

Особенности содержания

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного; планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей; постижение красоты всего окружающего.

Особенности методики

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

- гуманизм: искусство любви к  детям, детское счастье, свобода  выбора, радость познания;

- индивидуальный подход: изучение  личности, развитие способностей, углубление  в себя, педагогика успеха;

- мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики;

- резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей;

Информация о работе Анализ авторских подходов к содержанию воспитания