Аналитический отчёт за межаттестационный период с 2009 – 2014гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:34, дипломная работа

Описание работы

Процесс длительного реформирования отечественной системы образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и культурными изменениями, происходящими в стране. Обновлённое образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества. Изучение ресурсов, способных обеспечить конструктивное развитие российской системы образования, позволяет назвать кадровый потенциал одним из важнейших в этом процессе.

Содержание работы

Введение 3
Аналитическая часть

Профессиональная компетентность педагогических кадров ДОУ: современный взгляд ……………………………………………………

Современные подходы (формы, методы и условия) к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ…

Методическая модель как основа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ ………………………………………

Модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ ………………………..

Проектная часть

Заключение

Библиографический список

Файлы: 1 файл

Аналитический Дёминой Г А.doc

— 1.10 Мб (Скачать файл)

Министерство  общего и профессионального образования

Свердловской  области

Управление  образованием городского округа Богданович

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение №27 «Центр развития ребёнка  – детский сад «Малыш»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ

ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ  ПЕРИОД

с 2009 – 2014гг.

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Галина Александровна  Дёмина,

должность – старший воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГО Богданович, 2014

 

Содержание

 

Введение                                                                                                              3

  1. Аналитическая часть

 

    1. Профессиональная компетентность педагогических кадров ДОУ: современный взгляд ……………………………………………………

 

    1. Современные подходы (формы, методы и условия) к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ…

 

    1. Методическая модель как основа повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ ………………………………………

 

    1. Модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ ………………………..

 

  1. Проектная часть 

 

Заключение 

 

Библиографический список

 

Приложения 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Перед человеком к разуму три пути:

путь размышления  — 

это самый благородный;

 путь подражания  —

 это самый  легкий;

путь личного  опыта —

 самый тяжелый  путь.

Конфуций

 

Процесс длительного  реформирования отечественной системы  образования обусловлен социальными, экономическими, политическими и  культурными изменениями, происходящими  в стране. Обновлённое образование  должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества. Изучение ресурсов, способных обеспечить конструктивное развитие российской системы образования, позволяет назвать кадровый потенциал одним из важнейших в этом процессе.

В проекте ФГОС дошкольного образования в разделе «Требования к кадровым условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» п.14 говорится: Организация должна быть укомплектована квалифицированными кадрами.

В анализе современного состояния образования система переподготовки и повышения квалификации выделена как зона риска, не позволяющая осуществлять развитие кадрового потенциала, способного обеспечить современное содержание образовательного процесса. Проблема переподготовки педагогических кадров, адекватной современным требованиям к уровню квалификации педагога, напрямую связана с разработкой соответствующего содержания. Одним из наиболее активно разрабатываемых направлений в процессе подготовки и переподготовки специалистов становится сегодня компетентностный подход.

Актуальность данной проблемы обусловлена её состоянием на научно-теоретическом и научно-методическом уровнях (Л.Н.Атмахова). Так, с позиции первого определяется недостаточная разработанность самого ключевого понятия «профессиональная компетентность педагогов ДОУ». Исследования различных авторов (В.И.Байденко, А.С.Белкин, Л.В.Занин, Н.П.Меньшикова, Э.Ф.Зеер, В.С.Леднёв, Н.Д.Никандров, И.П.Смирнов, К.М.Ушаков, Н.Н.Хридина, А.В.Хуторской и др.) позволяют определить понятие компетентности, с одной стороны, как круг полномочий, который определяет ответственность в решении практических задач должностного лица, а с другой – как знание, опыт, умение самого должностного лица, т.е. способность и реализация конкретным лицом этого круга полномочий.

На научно-методическом уровне актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений, профессионально-ценностной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы отечественного образования. Между тем следует учитывать, что в образовательных учреждениях на данный момент работают педагоги-практики с более чем двадцатилетним стажем работы, чья профессиональная подготовка зачастую не отвечает установкам «компетентностного подхода». Отсюда возникает противоречие между образовательными ожиданиями общества, перспективой развития образовательной системы и реальным воплощением этих ожиданий в педагогической среде. Разрешению данного противоречия может способствовать методическая работа, представляющая собой один из системных аспектов в непрерывной системе образования педагогических кадров.

Необходимость оптимизации методической работы в  русле повышения компетентности педагогических кадров привела к  поиску условий её эффективной реализации, который показал, что при достаточной  вариативности в выборе предлагаемых практикой форм организации данной работы основными недостатками видятся отсутствие всестороннего охвата данной проблемы, некая однобокость во взглядах на необходимые условия повышения квалификации педагогических кадров, частое предпочтение форм когнитивной и практической направленности в ущерб психологической составляющей  процесса становления профессиональной компетентности педагога. Поэтому необходимой и актуальной стала разработка и реализация в ДОУ всесторонней модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров, что явилось основной целью настоящей работы.

Данная цель конкретизировалась в ряде задач:

  1. Провести анализ актуального уровня профессиональной компетентности педагогических кадров в ДОУ, их профессиональных потребностей, проблем, интересов, а также проанализировать современные взгляды на педагога ДОУ в теории и практике дошкольного образования.
  2. Выявить современные тенденции в методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ: формы, методы, условия.
  3. Выявить наиболее эффективные формы методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов.
  4. Разработать оптимальную модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

Объект исследования: процесс развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Предмет исследования: организация оптимальной модели методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.

Гипотеза исследования: организация деятельности методической службы может стать эффективным условием развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ, если:

  • подготовка педагогов ДОУ осуществляется через совершенствование когнитивного, деятельностного и профессионально-личностного компонентов профессиональной компетентности;
  • в деятельности методической службы применяются разнообразные формы повышения профессиональной компетентности педагогов;
  • методическая служба функционирует во взаимосвязи трёх управленческих уровней: планово-прогностической, организационно-деятельностной, информационно-аналитической.

 

 

    1. Аналитическая часть
    1. Профессиональная компетентность педагогических кадров ДОУ: современный взгляд.

 

Профессионализм педагога – результат индивидуальной, целенаправленной, систематической и творческой работы над собой, постоянное повышение своего научно-методического потенциала.

Современный педагог  дошкольного образования должен отличаться децентрацией с личных проблем  на проблемы ребёнка, способностью строить рефлексивную практику, проектируя педагогическое сопровождение индивидуального развития ребёнка с использованием инновационных технологий, владеть техникой исследовательской работы, её организации и анализа.

Профессиональная  компетентность как одна из основополагающих характеристик современного педагога представляет собой интегральную характеристику, включающую когнитивный, деятельностный и профессионально-личностный компоненты, определяемую готовностью и способностью педагога выполнять в непосредственной деятельности профессионально-педагогические функции (В.И.Байденко, И.П.Смирнов, Е.В.Ткаченко, С.Б.Шишов и др.).

Для высокого (оптимального) уровня характерны стремление к исследовательской  деятельности, адекватная самооценка, ярко выраженное чувство нового. У педагогов доминируют такие внутренние мотивы, как личностный, профессиональный рост, возможность экспериментирования, творчество, самовыражение. Они стремятся продемонстрировать свои способности, уровень собственных достижений, проявить инициативу.

Для среднего (потенциального) уровня характерна позиция «Я умею», выражающаяся в готовности к работе, владении учебным материалом и методиками. Такие педагоги способны объективно анализировать теорию и практику воспитания и обучения, им присуща потребность в признании и самоутверждении. Реализуя потребность быть признанными, они стремятся к повышению своей квалификации через аттестацию, охотно участвуют в конкурсах, выполняют задания соревновательного характера.

Для низкого (минимального) уровня характерны консерватизм, нежелание осваивать новшества, возможна неадекватная самооценка. Доминантой в данном случае служит потребность в принадлежности. Педагогам важно ощущать себя частью коллектива, группы. Они охотно участвуют в коллективной деятельности, очень привязаны к своему рабочему месту, коллегам. Им важно знать: то, что они делают, принесёт пользу всему коллективу.

Интересной  для рассмотрения является и дифференциация педагогов по уровню (степени) педагогического  мастерства (М.М.Поташник, А.М.Моисеев, Т.Г.Калугина и др.). Исследователи отмечают, что практически в любом педагогическом коллективе чётко просматриваются четыре группы педагогов:

  • те, кто хотят и могут работать творчески, трудиться увлечённо и эффективно, мастер своего дела;
  • те, кто работают добросовестно, хотят работать творчески, но пока испытывает затруднения в достижении этого уровня;
  • те, кто является молодым специалистом;
  • те, кто не стремится к творчеству, работает формально, а потом непрофессионально, неграмотно, неэффективно.

Первая группа объединяется и посещает школу высшего профессионального мастерства. В рамках этой школы изучаются, отрабатываются самые сложные вопросы развития образования, такие как создание радикальных инноваций. Здесь преобладает зрелая научно-исследовательская деятельность, создаются новое содержание образования и соответствующие ему технологии воспитания и обучения и т.д. Функции руководителей школы  для этой группы педагогов сводятся в основном к подсказыванию новых идей. Всё остальное педагоги делают сами.

Вторая группа педагогов посещают школу совершенствования педагогического мастерства, план и программа работы которой основаны на изучении затруднений педагогов.

Третья группа педагогов посещает школу становления молодого педагога,

где в основном изучается технология современного занятия в дошкольном учреждении и связанные с этим проблемы (диагностика возможностей детей, целеполагание, способы отбора главного, существенного в содержании материала, выбор и обоснование оптимального сочетания методов воспитания и обучения и т.д.). в рамках данной школы разрабатывается и реализуется индивидуальная программа выращивания каждого педагога – члены этой группы.

      Четвёртая группа существует  символически. Её можно назвать  группой повышенного внимания администрации. Здесь осуществляются меры по обучению педагогов ключевым профессиональным умениям, стимулированию и мотивации добросовестной работы. (нужно ли это?)

      Таким образом, меры, направленные  на повышение профессионального  уровня педагогов ДОУ, призваны способствовать развитию системы дошкольного образования в целом.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Современные подходы (формы, методы и условия) к повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ

 

Как и вся  система российского образования, система дошкольного образования идёт по пути преобразований. Развитие дошкольных образовательных учреждений стало ключевой идеей, осуществление которой требует активизации методической работы с педагогическими кадрами, поиска её новых форм и методов, отвечающих потребностям современной дошкольной педагогики.

Информация о работе Аналитический отчёт за межаттестационный период с 2009 – 2014гг