Аналитический обзор системы образования в Великобритании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 10:13, доклад

Описание работы

Система образования Великобритании развивалась на протяжении многих столетий и в настоящий момент подчинена строгим стандартам качества. Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет.

Содержание работы

1. Общая характеристика системы образования в Великобритании 3
2. Особенности звеньев системы образования Великобритании 5
2.1 Дошкольное образование 5
2.2 Начальное школьное образование 6
2.3 Среднее образование 7
2.4 Дальнейшее (профессиональное) образование 9
2.5 Высшее образование 10
3. Управление системой образования в Великобритании и его финансирование 15
4. Достоинства и недостатки системы образования в Великобритании 18
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

Аналитический обзор системы образования в Великобритании.docx

— 62.49 Кб (Скачать файл)

Оглавление

1. Общая характеристика системы образования в Великобритании 3

2. Особенности звеньев системы образования Великобритании 5

2.1 Дошкольное  образование 5

2.2 Начальное  школьное образование 6

2.3 Среднее  образование 7

2.4 Дальнейшее (профессиональное) образование 9

2.5 Высшее  образование 10

3. Управление системой образования в Великобритании и его финансирование 15

4. Достоинства и недостатки системы образования в Великобритании 18

Заключение 19

Список литературы 20

 

 

 

  1. Общая характеристика системы образования в Великобритании

Система образования Великобритании развивалась на протяжении многих столетий и в настоящий момент подчинена строгим стандартам качества. Образование в Великобритании является обязательным для всех граждан в возрасте от 5 до 16 лет.

В последние десятилетия  образование в Великобритании стало  одним из наиболее приоритетных направлений  в государственной политике вне  зависимости от того, какие политические силы находятся у власти. Принятие решений, определяющих перспективу  развития отрасли, осуществляется на самом  высоком уровне в иерархической  структуре управления – парламентом, правительством.

Первым актом общенационального  значения считают Закон об образовании 1944 г., который, хотя и был в основном, посвящен школьному Образованию, в  значительной мере упорядочил систему  образования в целом и определил  органы ее управления. Затем принятые акты пересматривались и дополнялись. Но к 60-м годам возникла необходимость  пересмотра и повышения качества образования, она имеет тенденцию  существовать и в современной  Англии. Так, Национальная комиссия по образованию Великобритании опубликовала в 1993 г. доклад с красноречивым названием  «Учимся преуспевать. Радикальный  взгляд на образование сегодня и  стратегия на будущее». Рекомендации, как добиться положительных перемен, сформулированы в виде нескольких целей: Сокращение объема обязательного образования, совершенствование системы повышения  квалификации преподавателей, сосредоточение управления образованием и подготовки кадров преподавателей в руках одного органа, увеличение инвестиций в образование, расширение участия общественности в деятельности школы [4]. В мае 2010 года был сформирован Департамент образования, в функции которого в настоящее время входит контроль за образованием на всех уровнях и за предоставляемыми в сфере образования услугами, кроме того, данный орган власти курирует вопросы семейных отношений и усыновления.

Существует два сектора  образования: государственный (бесплатное образование) и частный (платные  учебные заведения, частные школы). В Великобритании существуют две системы образования, которые легко уживаются вместе: одна в Англии, Уэльсе и Северной Ирландии, вторая — в Шотландии.

В соответствии с административным делением и сложившимися традициями система образования Великобритании подразделяется на три подсистемы:

1) Англия и Уэльс,

2) Северная Ирландия,

3) Шотландия.

Системы образования Англии, Уэльса и Северной Ирландии по своей  структуре отличаются незначительно, в системе образования Шотландии  имеются свои традиционные особенности.

Современная система образования  Великобритании включает в себя:

  • дошкольное воспитание (Early Years Education);
  • начальное образование (Primary);
  • общее среднее образование (Secondary);
  • систему дальнейшего (профессионального) образования (Further education);
  • высшее образование (Higher education).

В Великобритании около 50% трех-четырех  летних детей воспитываются в  детских садах или Малышевых  центрах. Кроме этого, многие дети посещают игровые группы дошкольной подготовки, учреждаемые добровольными организациями  и родителями [2].

С 3-4 лет дети имеют возможность  бесплатно посещать детские сады из расчета 15 часов в неделю, 38 недель в году. С 5 лет начинается обязательное обучение, и дети поступают в школу для малышей. С 7 лет они переходят в младшую школу, а с 11 лет – из начальной в среднюю. Система среднего образования страны включает объединенные, грамматические, технические, современные, специальные и частные школы, среди которых особо выделяются элитарные.

Наиболее массовым видом  школ являются объединенные (в них  обучается около 90% учащихся средних  школ Англии и Уэльса). Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования, но в действительности во многих объединенных школах сохранились потоки или отделения, основанные на селективном отборе учеников. Большинство остальных детей обучаются в грамматических школах, отличающихся значительной степенью дифференциации и дающих общее полное среднее образование. Основной их целью является подготовка учащихся к обучению в высших учебных заведениях [7].

Уровень «первого профессионального  образования», аналогичный российской схеме, в Великобритании не выделяется, поскольку рабочие готовятся  путем ученичества и непосредственно  на производстве.

К системе дальнейшего  образования (в нашем понимании  «среднее профессиональное образование») относится большое разнообразие колледжей, институтов, специальных  учебных заведений, осуществляющих подготовку на различных уровнях  – от профессионально-технического до высшего.

К системе высшего образования  в Великобритании относятся традиционно  академические университеты и профессионально-ориентированные  политехнические колледжи [3].

  1. Особенности звеньев системы образования Великобритании

Система образования в  Великобритании является пятиступенчатой: дошкольное воспитание; начальное образование; общее среднее образование система дальнейшего образования; высшее образование. Образование является обязательным для всех детей в возрасте от 5 (от 4 лет в Северной Ирландии) до 16 лет. Дополнительное образование, или образование после 16 лет не является обязательным. После завершения обязательного цикла образования, студенты могут либо уйти из школы и начать работать, либо продолжить образование для того, чтобы поступить в университет. Желающим поступить в университет предлагается двухгодичный курс A-levels. После первого года обучения сдаются экзамены AS, а после второго — A2-levels. Первый год обучения предполагает обязательное изучение 4-5 предметов, второй 3-4. Обязательных предметов, необходимых к сдаче, нет - все предметы студент подбирает себе индивидуально из 15-20 предложенных школой, тем самым определяя свою специализацию, которой будут посвящены последующие 3-5 лет обучения в университете. Часто иностранные студенты, приезжая на учёбу в Великобританию, начинают своё образование с A-levels [6].

После прохождения двухгодичного  курса A-levels студенты могут получить либо профессиональное, либо высшее образование. Профессиональное образование (Further education) включает в себя курсы профессиональной подготовки и некоторые курсы для получения высшего образования (степени бакалавра). Термин «профессиональное образование» используется, чтобы обозначить курсы для тех, кто ушёл из школы в возрасте 16 лет. В Великобритании насчитывается более 600 государственных и частных колледжей дальнейшего образования. Эти учебные заведения предлагают различные программы обучения, включая курсы английского языка, программы подготовки к получению общего свидетельства о среднем образовании и A-levels, профессиональные курсы.

Высшее образование (Higher education) включает в себя программы по получению степени бакалавра, последипломные программы (магистратура, докторская степень) и MBA. Термин «высшее образование» обозначает обучение в университетах, колледжах и институтах, которые предлагают получение ученой или докторской степени.

2.1 Дошкольное образование

Дошкольное образование  в Великобритании получают дети в  возрасте от 2 лет до начала обязательного  школьного образования, т.е. до 5 лет. Закон о школьных стандартах 1998 определил дошкольное образование как полное или неполное по времени образование для детей, не достигших обязательного школьного возраста (до 5 лет), предоставляемое в школах (детских садах, детских классах или допустимых классах в начальных школах) или в других местах. Другое предоставление дошкольного образования производится группами родителей, добровольными или частными органами. Закон об образовании 2002 г. внёс значительные изменения в дошкольное образование. В Англии он представил дошкольное образование как часть национальной образовательной программы (основная ступень начинается в возрасте 3 лет и продолжается, пока дети пойдут в первый класс начальной школы). Законодательство формализовало основную ступень как национальный план по контролированию прогресса образования маленьких детей, который проверяется в конце этого периода.

До недавнего времени  постановления национальной образовательной  программы не относились к дошкольному  образованию в Англии. Цели обучения, которые впервые были представлены в Сентябре 2000 г., заменили предыдущие руководства для этой фазы образования. Эти цели называются желаемыми результатами обучения. Они составляли ключевую часть рекомендованного руководства для поставщиков раннего образования, но не являлись обязательными. Закон Об образовании 2002 г. расширил национальную образовательную программу дошкольного образования и узаконил ранее предложенные цели. Сейчас они составляют главную часть основной ступени и охватывают следующие шесть областей развития:

  • Личное, общественное и эмоциональное развитие;
  • Общение, язык и грамотность;
  • Развитие математических способностей;
  • Развитие мышления;
  • Физическое развитие;
  • Творческое развитие.

Время, которое должно быть затрачено на каждую область развития, не установлено. Директора и персонал сами составляют временное расписание так же, как и решают вопросы  по организации классных комнат. Во всех дошкольных учреждениях, финансируемых правительством, директора и персонал могут сами принять методы преподавания и необходимые материалы.

2.2 Начальное школьное образование

Система обязательного образования  охватывает детей и подростков с 5 до 16 лет. Продолжительность учебного года – 38 недель. Год разделен на триместры, которые перемежаются каникулами: летние (6 недель), рождественские и пасхальные (2-3 недели). В середине триместров предусмотрен недельный перерыв. Учебная неделя обычно 5-и дневная. Учебный день длится с 9.00 до 15 ч. 30 мин. с перерывом на обед и утреннюю молитву. Предусмотрено минимальное количество академических часов в неделю; школы вправе по своему усмотрению увеличивать учебную недельную нагрузку.

В соответствии с Актом о реформе  образования (1988) период обязательного  образования подразделен на четыре «ключевые стадии»: с 5 до 7 лет, с 7 до 11 лет, с 11 до 14 лет, с 14 до 16 лет [6].

Обязательно образование  в Великобритании начинается с 5 лет, когда дети приходят в дошкольные образовательные учреждения (Infant-Schools). Начальная школа в Великобритании всегда имеет отдельное здание с большой спортивной площадкой. В классе обучается 35 учеников, а у учителя есть ассистент. В образовательном процессе принимаются также участие мамы и папы детей, помогая им с рисованием, письмом, чтением и практическими заданиями. Акцент на данном этапе образования ставится на обучении детей письму, чтению, выполнению несложных арифметических операций.

В 7 лет дети обычно переходят в  младшую школу, образование в  которой является более систематизированным. В начальной школе основное время посвящено изучению английского языка (40% учебного времени), 15% занимает физическое воспитание, около 12% – ручной труд и искусство, остальные часы распределены между уроками арифметики, истории, географии, природоведения и религии. Предметы обучения для детей выбирают родители. При этом, как и в России, в начальной школе Великобритании большинство уроков ведет один и тот же учитель, раз или два в неделю в класс приходят специалисты из других школ, преподающие музыку, проводящие физические упражнения. Урок длится от 15 до 45 мин. После окончания учебы дети не сдают экзамены и не получают свидетельств об окончании учебного заведения [7].

2.3 Среднее образование

В системе среднего образования  Великобритании выделяются два основных вида школ: грамматические и объединенные (кроме них функционируют также технические и современные средние школы). Наиболее массовым видом школ являются объединенные, В них обучается около 90% учащихся Англии. В объединенную школу принимают выпускников начальных школ с различным уровнем умственных способностей и возможностей.

Средние объединенные школы  могут быть организованы различным  образом:

- объединенные полные  средние школы для детей от 11 до 18 лет;

- промежуточные школы,  где ученики переходят в старшую  объединенную школу в возрасте 12, 13 или 14 лет, заканчивая ее  в 16 или 18 лет;

- школы для возрастной  группы от 11 или 12 лет до 16 лет,  комбинированные с так называемым  «шестым классом».

Объединенные школы были организованы с целью создания равных возможностей для получения образования. Они должны были обеспечить совместное обучение учеников с различными способностями, интересами и возможностями. Однако в действительности во многих объединенных школах сохранились потоки или отделения, основанные на селективном отборе учеников [2].

Информация о работе Аналитический обзор системы образования в Великобритании