Активные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 13:04, реферат

Описание работы

Активные методы обучения - есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой, и именно они обеспечивают утверждение системы развивающего обучения в вузе.
Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования. Условием достижения серьезных положительных результатов считается активного участие в процессе активизации как преподавательского, так и управленческого звена вуза и ответственных государственных структур, то есть всех субъектов учебного процесса, и возможно более широкое использование ими различных средств и методов активизации.

Файлы: 1 файл

Активные методы обучения.docx

— 30.62 Кб (Скачать файл)

11. Принцип диагностирования. Данный принцип предполагает  проверку эффективности занятий.  Например, анализ самостоятельной  работы учащихся над учебной  ситуацией покажет, удачно ли  тема вписывается в контекст  курса, правильно ли выбран  метод проведения занятий, хорошо  ли ученики ориентируются в  изучаемых проблемах, можно ли  что-либо изменить к следующему  занятию и т.д.

12. Принцип экономии учебного  времени. Активные методы обучения  позволяют сократить затраты  времени на освоение знаний  и формирование умений, навыков.  Так как усвоение знаний, овладение  практическими приемами работы и выработка навыков осуществляется одновременно, в одном процессе решения задач, анализа ситуаций или деловой игры. Тогда как обычно эти две задачи решаются последовательно, вначале ученики усваивают знания, а затем на практических занятиях вырабатывают умения и навыки.

13. Принцип выходного контроля. Обычно, выходной контроль знаний  происходит после завершения  обучения в форме экзамена, собеседований,  выполнения контрольных работ  или рефератов с последующей  их защитой. Но это формы  проверки знаний не в каждом  случае могут установить количество  и качество приобретенных умений  и навыков. Для выходного контроля  успешно используются активные  методы обучения: серия контрольных  практических заданий, проблемных  задач и ситуаций.

 

Классификация методов активного  обучения.

В дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности.

Различают классификации, в  основу которых положены следующие  признаки:

· источники познания (вербальные, наглядные, практические методы обучения);

· методы логики (аналитако-синтетические, индуктивные, дидуктивные методы обучения);

· тип обучения (объяснительно-иллюстративный, проблемно-развивающие методы обучения);

· уровень познавательной самостоятельности студентов (репродуктивные, продуктивные, эвристические методы обучения);

· уровень проблемности (показательный, монологический, диалогический, эвристический, исследовательский, алгоритмический, программированный методы обучения);

· дидактические цели и  функции (методы стимулирования, организации  и контроля);

· вид деятельности преподавателя (методы изложения и методы организации  самостоятельной учебной деятельности) и пр.

Имитационные методы делятся:

- игровые;

- неигровые.

К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т.п., а к неигровым - анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие.

Активные методы обучения неимитационные- проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция, эвристическая беседа, поисковая лабораторная учебная дискуссия, самостоятельная работа с литературой, семинары, дискуссии.

Имитационные игровые- деловая игра, педагогические ситуации, педагогические задачи и т.п.

Неигровые- коллективная мыслительная деятельность, ТРИЗ работа.

 

Методы активного обучения могут использоваться на различных  этапах учебного процесса:

1 этап - первичное овладение  знаниями. Это могут быть проблемная  лекция, эвристическая беседа, учебная  дискуссия и т.д.

2 этап - контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие  методы как коллективная мыслительная  деятельность, тестирование и т.д.

3 этап - формирование профессиональных  умений, навыков на основе знаний  и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного  обучения, игровые и неигровые  методы.

Применение тех или  иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая  классификация имеет практический смысл в той мере, в какой  помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения  конкретных дидактических задач. Поэтому  данная классификация предлагает рассматривать  активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.

Большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например; разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта.

Суть активных методов  обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение учащимися  тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

Метод - это сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности учащихся.

Обучение - исторически изменяющийся процесс. Оно изменяется в первую очередь в зависимости от уровня производства и производственных отношений, в зависимости от потребностей общества, а также социальных условий, духовного  богатства общества, его культурных традиций и уровня образованности.

Обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется отдельные  стороны опыта человечества, опыта  деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного  развития и общего образования. Процесс  обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Активность обучаемых - это  их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и  применение знаний, сформированных навыков  и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Познавательная активность - это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получить знания, формировать критический  подход к суждению других и независимость  собственных суждений. Активность учащихся пропадает, если отсутствуют необходимые  для этого условия.

Активные методы обучения - это обучение деятельностью. Обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой учителем, ученики овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, развиваются творческие способности. В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между учителем и учащимися, так и между самими учащимися. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь учащихся. Активные методы обучения направлены на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения учащимися полученных знаний. Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.).

 

Виды активных методов  обучения.

Активные методы обучения (резко повышают эффективность учебного процесса, усиливают активность, самостоятельность, творческое начало).

АМО присущи все основные принципы обучения: научность, системность, связь теории с практикой, доступность.

Специфические принципы:

развития личности;

активности;

групповой деятельности;

гибкости алгоритма.

Среди активных методов обучения, используемых в высшей школе, наиболее часто применяемыми являются:

ролевая игра;

групповая дискуссия;

мозговая атака;

применение кредитной  системы оценки знаний студентов.

Ролевая игра - развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в  рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия вместе создают или следуют уже созданному сюжету. Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры. Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа. Действие ролевой игры происходит в мире игры. Мир игры может выглядеть как угодно, но именно он определяет ход игры. Сюжет, предлагаемый мастером игры, и описываемый им мир составляет основу ролевой игры. Мир может быть полностью придуманным, основываться на каком-нибудь художественном произведении (книге, фильме или пьесе).

 

С одной стороны, игры повышают мотивацию студентов к обучению, а так же способствуют переводу пассивных  знаний в умения, предоставляют широкие  возможности для творчества; с  другой стороны, они формируют необходимые  в социальном партнерстве профессиональные и социально значимые личностные качества. Кроме того, правила игры, являясь способом передачи и усвоения социального опыта, требуют от студентов  выполнения определенных нравственно-этических нормативов партнерского общения, взаимодействия и поведения.

Еще одним наиболее часто  применяемым активным методом обучения является групповая дискуссия, позволяющая  сопоставить противоположные позиции, рассмотреть проблему с разных сторон, нивелировать эмоциональную предвзятость, что способствует развитию умения слушать, адекватно воспринимать, анализировать  альтернативные пути решения проблем.

Групповая дискуссия - количественный метод исследования. целью которого является исследование процесса формирования общественного мнения - от индивидуального и коллективного к социальным последствиям и проблемам в относительно естественной ситуации.

Для формирования навыков активного субъекта, используется метод мозговой атаки, который помогает преодолеть страх критики и неудач, а также преклонение авторитетам, учит фантазировать, неординарности в суждениях и креативности.

Мозговой штурм - оперативный  метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических.

Как правило, перечисленные  методы активного обучения применяются  у студентов старших курсов. Это  связано с тем, что у них  уже накоплен определенный объем  теоретических знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Н.В. Миллер «Активные методы обучения»
  2. Гузеев В.В. Образовательная технология – М., 2003
  3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения, М., 2004.
  4. Яковлев И.м. Методика и техника урока. –М., 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Три группы методов:

а) программированного обучения,

б) проблемного обучения,

в) интерактивного (коммуникативного) обучения.

К активным методам можем  причислить следующие три группы методов:

1) методы программированного обучения,

2) методы проблемного  обучения,

3) методы интерактивного (коммуникативного) обучения.

Активные методы обучения в преподавании психологии создают  обстановку, в которой взаимоотношения  между преподавателем и студентами не только придают учебным занятиям активный характер в познавательном смысле, но и превращают их в процесс  воспитательный.


Информация о работе Активные методы обучения