Активные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 13:04, реферат

Описание работы

Активные методы обучения - есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой, и именно они обеспечивают утверждение системы развивающего обучения в вузе.
Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и по пути совершенствования организации и управления учебным процессом или государственной системы образования. Условием достижения серьезных положительных результатов считается активного участие в процессе активизации как преподавательского, так и управленческого звена вуза и ответственных государственных структур, то есть всех субъектов учебного процесса, и возможно более широкое использование ими различных средств и методов активизации.

Файлы: 1 файл

Активные методы обучения.docx

— 30.62 Кб (Скачать файл)

Активные методы обучения.

Активные методы обучения - есть ответ дидактики на потребность  естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой, и  именно они обеспечивают утверждение  системы развивающего обучения в  вузе.

Активизация обучения может  идти как посредством совершенствования  форм и методов обучения, так и  по пути совершенствования организации  и управления учебным процессом  или государственной системы  образования. Условием достижения серьезных  положительных результатов считается  активного участие в процессе активизации как преподавательского, так и управленческого звена  вуза и ответственных государственных  структур, то есть всех субъектов учебного процесса, и возможно более широкое  использование ими различных  средств и методов активизации.

Активных методов в  педагогике много. Есть в преподавании каждого учебного предмета свои специфические  методы, которые активизируют мышление учащихся при решении учебных  задач по профилю данной дисциплины. Однако все они классифицированы и расписаны в методической литературе с позиции дидактики, т.е. в педагогическом аспекте.

Дидактические предпосылки.

К дидактическим предпосылкам можно отнести педагогические технологии в той или иной мере реализующие  и развивающие отдельные принципы активного обучения.

Проблемное обучение развивает  подход к активизации творческой деятельности обучающихся посредством  представления проблемно сформулированных заданий. Теория также содержит положение  о научении слушателей решению проблемных задач, но раскрывает его на основе традиционных методик.

Программированное обучение внесло серьезный вклад в разработку подходов к индивидуализации обучения на основе специально построенных учебных  курсов индивидуального пользования, получивших новый толчок к развитию в связи с развитием компьютерных технологий и становлением дистанционного обучения.

Контекстное обучение отталкивается  от положения теории деятельности, в соответствии с которой, усвоение социального опыта осуществляется в результате активной, «пристрастной» деятельности субъекта. В нем получают воплощение следующие принципы: активность личности; проблемность; единство обучения и воспитания; последовательное моделирование в формах учебной деятельности слушателей содержания и условий профессиональной деятельности специалистов. В качестве средств реализации теоретического подхода в контекстном обучении предлагается в полном объеме использовать методы активного обучения.

Игровое обучение доказало высокую эффективность использования  игровых, соревновательных, командных  методов обучения.

 

Принципы построения образовательного процесса активного типа.

Выделяют следующие принципы активного обучения, реализуемые  при организации учебного процесса:

Индивидуализация - под индивидуализацией  понимается создание системы многоуровневой подготовки специалистов, учитывающей  индивидуальные особенности обучающихся  и позволяющей избежать уравниловки  и предоставляющей каждому возможность  максимального раскрытия способностей для получения соответствующего этим способностям образования.

Индивидуализация обучения может осуществляться по:

1. Содержанию, когда обучающийся имеет возможность корректировки направленности получаемого образования. Эту возможность слушатель получает в случае применения программ обучения по индивидуальным планам, в рамках целевой подготовки, при использовании элективных дисциплин, а также развитием деятельности научных обществ слушателей.

2. Объему учебного материала,  что позволяет способным слушателям  более глубоко изучать предмет  в познавательных, научных или  прикладных целях. Для этого  также могут использоваться индивидуальные  планы работы, договора о целевой  подготовке, элективные дисциплины, работа в научном обществе. Этому  служит введение многоуровневой  системы подготовки специалистов - системы среднего и высшего  образования, бакалавриата, магистратуры. Для этих целей должно проводиться снижение доли обязательных занятий и увеличение самостоятельных

3. Времени усвоения, допуская  изменение в определенных пределах  регламента изучения определенного  объема учебного материала в  соответствии с темпераментом  и способностями слушателя. 

 

Активизация учебно-познавательной деятельности достигается за счет повышения  уровня учебной мотивации, которое, в свою очередь, наблюдается при  максимально возможном приближении  темпа, направленности и других аспектов организации учебного процесса к индивидуальным стремлениям и возможностям слушателя.

Гибкость - сочетание вариативности  подготовки, предусматривающей деление  на специальности и специализации  и еще более конкретное в соответствии с запросами заказчиков и с  учетом пожеланий обучающихся. С  возможностью оперативного, в процессе обучения, изменения ее направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться уже в процессе обучения, учитывая изменения, происходящие на рынке  труда, что позволяет снизить  инерционность системы высшего  образования, а обучающимся предоставляет  возможность выбора профессии в  широком спектре вариантов ее направленности и в соответствии с развитием профессиональных интересов. Этот принцип реализуется при  работе вуза по подготовке специалистов по прямым связям, получившей название целевой подготовки по прямым договорам. При заключении договоров уточняются требования заказчика к выпускнику, корректируется направленность теоретического обучения, содержание и формы практики и т.д.

Элективность - предоставление слушателям максимально возможной самостоятельности выбора образовательных маршрутов - элективных курсов, получением на этой основе уникального набора знаний или нескольких смежных специальностей, отвечающих индивидуальным склонностям обучающихся, специфике планируемой ими будущей профессиональной деятельности или просто познавательным интересам. Этот принцип частично получил свое воплощение в современных государственных образовательных стандартах РФ.

Контекстный подход - подчинение содержания и логики изучения учебного материала, в первую очередь общеобразовательных  дисциплин, исключительно интересам  будущей профессиональной деятельности, в результате чего обучение приобретает  осознанный, предметный, контекстный  характер, способствуя усилению познавательного  интереса и познавательной активности.

Развитие сотрудничества - практическим осознанием необходимости  перехода на принципы доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и преподавательского состава вуза в деле подготовки специалиста. Реализация на практике принципов педагогики сотрудничества. Оказание обучающимся помощи в организации их учебной деятельности в сочетании с сохранением требовательности к ее результативности. Развитие уважения, доверия к обучающемуся, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Использование методов активного  обучения в педагогической практике - решение проблемы активизации учебной  деятельности в школах, так или  иначе, лежит в основе всех современных  педагогических теорий и технологий. Большинство из них направлено на преодоление таких, давно ставших  привычными и трудноразрешимыми, проблем  высшей школы, как: необходимость развития мышления, познавательной активности, познавательного интереса. На введение в обучение эмоционально-личностного  контекста профессиональной деятельности. При этом все они в качестве средств достижения поставленных целей  используют те или иные инструменты  из числа методов активного обучения.

 

Принципы учебного процесса с использованием активных методов.

Учебный процесс с использованием активных методов обучения опирается  на совокупность общедидактических  принципов обучения и включает свои специфические принципы:

1. Принцип равновесия  между содержанием и методом  обучения с учетом подготовленности  учащихся и темой занятия.

2. Принцип моделирования.  Моделью учебного процесса выступает  учебный план. В нем отражаются  цели и задачи, средства и методы  обучения, процедура и режим занятий,  формулируются вопросы и задания,  которые решают учащиеся в  ходе обучения. Но также необходимо  преподавателю смоделировать конечный  результат, то есть описать  «модель ученика», завершившего  обучение. А именно: какими знаниями (их глубина, широта и направленность) и навыками он должен обладать, к какой деятельности должен  быть подготовлен, в каких конкретно  форма должна проявляться его  образованность. Полезно будет представить  «модель среды», в которой учится  и живет ученик. Она поможет  избежать отрыва от реальной  действительности и ее проблем.

3. Принцип входного контроля. Этот принцип предусматривает  подготовку учебного процесса  согласно реальному уровню подготовленности  учащихся, выявления их интересов,  установления наличия или потребности  в повышении знаний. Входной контроль  дает возможность с максимальной  эффективностью уточнить содержание  учебного курса, пересмотреть  выбранные методы обучения, определить  характер и объем индивидуальной  работы учащихся, аргументированно обосновать актуальность обучения и тем вызвать желание учиться.

4. Принцип соответствия  содержания и методов целям  обучения. Для эффективного достижения  учебной цели преподавателю необходимо  выбирать такие виды учебной деятельности учащихся, которые наиболее подходят для изучения конкретной темы или решения задачи. В одном случае достаточно диалога, обсуждения проблемы. В другом необходимо использовать дополнительные источники информации: журналы, газеты и т.п. Или же нужно обратиться к смежным областям знаний, за консультацией к специалистам.

5. Принцип проблемности. В этом случае требуется такая  организация занятия, когда учащиеся  узнают новое, приобретают знания  и навыки через преодоление  трудностей, препятствий, создаваемых  постановкой проблем. 

6. Принцип «негативного  опыта». В практической деятельности  вместе с успехом, допускаются  и ошибки, поэтому необходимо  учить человека избегать ошибок. Эта задача очень актуальна.  В соответствии с данным принципом  в учебный процесс, построенный  на активных методах обучения, вносятся два новых обучающих  элемента:

· изучение, анализ и оценка ошибок, допущенных в конкретных ситуациях. Материалом для таких занятий  могут быть критические публикации в периодической печати и реальные факты из жизни своей группы;

· обеспечение ошибки со стороны учащихся в процессе освоения знаний, умений и навыков. Учащимся предлагается для анализа ситуация или ставится проблемная задача, сформулированная таким образом, что при ее решении  ученик неизбежно допускает ошибку, источником которой, как правило  является отсутствие необходимого опыта. Дальнейший анализ последовательности действий ученика помогает обнаружить закономерность ошибки и разработать  тактику решения задачи. Одновременно ученик убеждается в необходимости  знаний по данной проблеме, что побуждает  его к более глубокому изучению учебного курса.

7. Принцип «от простого к сложному». Занятие планируется и организуется с учетом нарастающей сложности учебного материала и применяемых методов в его изучении: индивидуальная работа над первоисточниками, коллективная выработка выводов и обобщений и т.д.

8. Принцип непрерывного  обновления. Одним из источников  познавательной активности учеников  является новизна учебного материала,  конкретной темы и метода проведения  занятия. Информативность учебного  процесса, то есть насыщенность  новым, неизвестным, привлекает  и обостряет внимание студентов,  побуждает к изучению темы, овладению  новыми способами и приемами  учебной деятельности. Но по мере  усвоения знаний обостренность  их восприятия постепенно начинает  снижаться. Учащиеся привыкают  к тем или иным методам, теряют  к ним интерес. Для того чтобы этого не произошло, преподавателю необходимо постоянно обновлять новыми элементами построение занятий, методику обучения. Например, не проводить два анализа конкретных ситуаций в течение одного занятия, не применять одно и то же техническое средство обучения на двух занятиях подряд, наглядные средства - стенды, схемы, плакаты, диаграммы - вывешивать в классе в тот момент, когда в них возникает необходимость и т.д. Управляемый таким образом учебный процесс не даст погаснуть интересу и активности учащихся.

9. Принцип организации  коллективной деятельности. Ученику  часто приходиться сталкиваться  с необходимостью решения, каких  либо задач или принятия решений  в группе, коллективно. Возникает  задача развития у учащихся  способности к коллективным действиям.

Решение этой задачи в процессе занятий следует осуществлять по этапам.

 На первом этапе  преподаватель выявляет с помощью  групповой задачи наличие расхождений  и сходства в подходах учащихся  к самой задаче и ее решению.

 На втором путем  организации групповой работы  над конкретной ситуацией у  учащихся формируется потребность  в совместной деятельности, которая  способствует достижению результата.

На третьем этапе в  условиях деловой игры вырабатываются навыки совместной деятельности, анализа  и решения задач, разработки проектов и т.п. При этом, организуя коллективную работу на занятиях, учитель должен формулировать задания таким  образом, чтобы для каждого ученика  было очевидно, что выполнение невозможно без сотрудничества и взаимодействия.

10. Принцип опережающего  обучения. Этот принцип подразумевает  овладение в условиях обучения  практическими знаниями и умение  воплотить их в практику, сформировать  у учащихся уверенность в своих  силах, обеспечить высокий уровень  результатов в будущей деятельности.

Информация о работе Активные методы обучения