Активные методы обучения в современной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия. В переводе с греческого methodos означает "путь исследования, теория", иначе - способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. И. Ф. Харламов понимает под методами обучения "способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом". Н. В. Савин считает, что "методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения".

Содержание работы

Введение
3
1 Теория основ активных методов обучения
6
1.1 Понятие о методе обучения
6
1.2 Классификации методов обучения
11
1.3 Общая характеристика основных активных методов обучения
16
2 Активные методы обучения в современной школе
30
2.1 Традиционные методы обучения в школе
30
2.2 Игровые и развивающие методы обучения в современной школе
39
2.3 Компьютерное и дистанционное обучение в школе
40
Заключение
42
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 288.00 Кб (Скачать файл)

Встречается и еще  один вид классификации, согласно которому методы обучения делятся по степени  самостоятельности учащихся. Несмотря на то, что в таком делении есть зерно смысла, методы здесь рассматриваются в соответствии с источниками получаемых знаний, например при работе с книгой, учебником, при опытах, наблюдениях.

Существует и еще  одна классификация, которую предложили исследователи И.Я. Лернер и Л. Я. Скаткин. По их мнению, методы обучения — это способы организации познавательной деятельности учащихся, с помощью которых в процессе обучения происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Так, все методы они классифицируют на четыре категории.

1. Объяснительно-иллюстративный, или репродуктивный, метод. Этот  метод связан, прежде всего, с  усвоением учениками уже готовых  знаний. Эти знания сообщает им  учитель в разнообразных формах, а они, соответственно, эти знания  воспроизводят.

2. Проблемный метод. В этом случае ученики активно участвуют в обсуждении и решении различного рода учебных проблем. Эти проблемы выдвигает сам учитель в познавательных целях.

3. Исследовательский  метод. Здесь проблему решают  сами учащиеся. Учитель же играет  роль организатора самостоятельной поисковой деятельности учеников.

4. Частично-поисковый  метод. Это более доступный  и простой метод по сравнению  с исследовательским. С его  помощью ученики получают знания, навыки и умения на отдельных  этапах, называемыми элементами  процесса научного познания. Достигается это с помощью создания гипотез, посредством наблюдения или решения логических задач.

По мнению авторов  этой классификации, способы обучения в их традиционном понимании являются внешним проявлением названных  ими методов. Иными словами, объяснительно-иллюстративный метод аналогичен демонстрации, лекции, рассказу, беседе, письменным упражнениям, работе с учебниками и т.д. Что касается проблемного метода, то ему соответствуют доказательное изложение учителя, подученная из учебника или научно-популярной книги информация, экскурсии и демонстрации. Исследовательский метод адекватен наблюдениям, экспериментам, составлению планов, решению познавательных задач, проектированию и т.д.

Но и данная классификация  подверглась критике. Некоторые исследователи посчитали, что она не решает дидактической проблемы классификации методов обучения. Б.П. Есипов, автор учебника «Основы дидактики», утверждает по этому поводу следующее: «Проблема методов обучения подменяется проблемой сущности процесса познавательной работы учащихся при обучении».

В связи с этим некоторые  дидакты предлагают использовать следующее  деление методов обучения: словесные, наглядные, практические. Но следует  отметить, что все эти методы используются в совокупности или в различных сочетаниях. Но в любом случае практические методы являются обязательным дополнением, поскольку не должна быть нарушена связь между теорией и практикой. Ведь всем известно, что теория без практики мало что значит.

Существует и еще  одна классификация методов обучения, предложенная М.И. Пахмутовым. Она представляет собой своеобразный вариант классификации, разработанный И.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. Ее автор выделяет четыре метода обучения, которые он называет так: 

    • информационно-исполнительский;
    • объяснительно-репродуктивный;
    • информационно-поисковый;
    • побуждающе-исследователъский.

Известна и еще одна классификация, по которой методы обучения делятся на три большие группы:

1) методы организации  и осуществления учебно-познавательной  деятельности. Они способствуют обеспечению процесса опосредования личностью учебной информации;

2) методы стимулирования  и мотивации учебно-познавательной  деятельности. Они обеспечивают  важнейшие функции регулировки  учебного процесса, а также его  познавательную, волевую и эмоциональную активизацию;

3) методы контроля  и самоконтроля эффективности  учебно-познавательного процесса. Они  помогают учителю контролировать  учебную работу учащихся, а также  осуществляют самоконтроль учеников. В каждой из этих групп учитывается  тесное взаимодействие между учениками и учителем. Получается, что организаторские способности учителя играют такую же важную роль, как и самоорганизация самих учащихся. Учитель должен постоянно стимулировать школьников, благодаря чему происходит и их внутреннее стимулирование. Столь же тесно сочетаются контроль учителя и самоконтроль учеников, другими словами, они взаимоопределяют друг друга.

Такой своеобразный подход к методам обучения, по мнению некоторых  исследователей, связан с их многообразием  и с возможным пополнением новых способов учебы. В связи с этим классифицируются не отдельные методы, а их группы. К тому же число, как и методов, не является постоянным, оно может варьироваться, если внутри групп проводить более подробное членение. Причем следует отметить, что каждый из этих методов выполняет сразу несколько функций: образовательную, воспитательную и развивающую. Кроме того, у каждого метода существует своя доминирующая функция, в соответствии с которой его можно отнести к той или иной группе.

В каждой группе методов можно выделить подгруппы. В первой группе (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности) рассматривают перцептивные методы, или методы организации и осуществления чувственного восприятия учебной информации. Ко второй подгруппе относятся логические методы, или, как их еще называют, методы организации и осуществления мыслительной деятельности индуктивного, дедуктивного и другого характера. Третью подгруппу составляют гностические методы, или методы репродуктивного и поискового характера. Последними в эту группу включены методы управления в обучении или, другими словами, методы управляемой и самоуправляемой учебно-практической деятельности.

Рассмотрим каждую подгруппу  подробнее. Перцептивные методы включают в себя следующие виды;

1) словесные методы, в  состав которых входят беседа, рассказ, лекция и т.д.;

2) наглядные методы, включающие  в себя демонстрации, иллюстрации  и т.д.;

3) практические методы, которые состоят из упражнений, лабораторных опытов, трудовых действий  и т.д.

Система перцептивных методов включает в себя не только источники информации, но и характер чувственного восприятия, к которому относятся зрительное, слуховое и проприоцептивно-тактильное. Что касается классификации с точки зрения логики, то здесь обычно принято выделять индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетические методы обучения. При индуктивном методе процесс познания протекает от частного к общему, а при дедуктивном, наоборот, от общего к частному.

Говоря же о методах  стимулирования и мотивации, следует различать несколько подгрупп. Основными видами мотивов учеников являются, во-первых, мотивы познавательного интереса, а во-вторых, мотивы долга в учении. Так, выделяются следующие две подгруппы:

    • методы формирования интереса к учению;
    • методы развития долга и ответственности в учении.

Помимо всех перечисленных  выше методов обучения, стимулирующих  работу учеников, существуют и специфические, направленные на усвоение знаний и  умений и выполняющие функцию  развития познавательного интереса. К такого рода методам можно отнести следующие методы:

    • познавательных игр;
    • учебных дискуссий;
    • создания ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, а также занимательности, опоры на полученный ранее жизненный опыт, познавательной новизны.

Что касается развития мотивов долга и ответственности, то сюда можно отнести следующие методы:

    • убеждения учеников в том, насколько общественно и личностно значимо учение;
    • предъявления требований. От их соблюдения зависит успешность учения;
    • упражнения и приучения к выполнению требований;
    • положительного примера;
    • создания благоприятного общения;
    • поощрения или порицания и т.д.

К контролю и самоконтролю относят методы:

    • устного контроля;
    • письменного контроля;
    • лабораторно-практического контроля;
    • программированного и непрограммированного контроля;

1.3 Общая характеристика основных активных методов обучения

 

Проблемное обучение  — такая форма, в которой процесс  познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщить слушателей к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельной науки.

Логика проблемного  обучения  принципиально отлична  от логики  информационного обучения. Если в информационном обучении содержание  вносится как известный, подлежащий лишь запоминанию материал, то при проблемном обучении новое знание вводится как неизвестное для учащихся. Функция учащихся — не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основной дидактический  прием «включения» мышления учащихся при проблемном обучении — создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом (вопросами), который это противоречие объективирует. Неизвестным является ответ на вопрос, разрешающий противоречие.

Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности для учащихся, они должны учитывать познавательные возможности обучаемых, лежать в русле изучаемого предмета и быть значимы для усвоения нового материала.

Каково же дидактическое  построение проблемного обучения? Главный ее метод, — логически стройное устное изложение, точно и глубоко освещающее основные положения темы. Учебная проблема и система соподчиненных подпроблем, составленных преподавателем, «вписываются» в логику изложения. С помощью соответствующих методических приемов (постановка проблемных и информационных вопросов, выдвижение гипотез, их подтверждение или опровержение, анализ ситуации и др.) педагог побуждает учащихся к совместному размышлению, поиску неизвестного знания. Важнейшая роль в проблемном обучении принадлежит общению диалогического типа. Чем выше степень диалогичности обучения, тем ближе она к проблемной, и наоборот, монологическое изложение приближает обучение к информационной форме.

Таким образом, при проблемном обучении базовыми являются следующие два важнейших элемента:

- система познавательных задач, отражающих основное содержание темы;

- общение диалогического типа, предметом которого является вводимый учителем  материал.

Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Метод анализа конкретных ситуаций развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Разыгрывание ролей — игровой  метод активного обучения, характеризующийся следующими основными признаками:

- наличие задачи и проблемы и распределение ролей между участниками их решения. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитировано производственное совещание;

- взаимодействие участников игрового занятия, обычно посредством проведения дискуссии. Каждый из участников может в процессе обсуждения соглашаться или не соглашаться с мнением других участников;

-  ввод педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Так, учитель может прервать обсуждение и сообщить некоторые новые сведения, которые нужно учесть при решении поставленной задачи, направить обсуждение в другое русло, и т.д.;

- оценка результатов обсуждения и подведение итогов учителем.    

Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формализованными методами. Решение подобной задачи является результатом компромисса между несколькими участниками, интересы которых не идентичны.

Разыгрывание ролей требует  для разработки и внедрения значительно меньших затрат времени и средств, чем деловые игры. При этом оно является весьма эффективным методом решения определенных организационных, плановых и других задач.

Ориентировочно метод разыгрывания ролей требует для проведения от 30 до 35 минут.

Игровое производственное проектирование — активный метод обучения, характеризующийся следующими отличительными признаками:

-  наличие исследовательской, методической проблемы или задачи, которую сообщает обучаемым преподаватель;

-  разделение участников на небольшие соревнующиеся группы (группу может представлять один учащийся) и разработка ими вариантов решения поставленной проблемы (задачи).

Информация о работе Активные методы обучения в современной школе