Активные методы обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности выше изложенного, мною была поставлена следующая цель в работе: показать целесообразность и необходимость практического применения активных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
изучить особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах;
проанализировать особенности применения форм и методов активного обучения на уроках биологии.

Содержание работы

Введение
2
Глава 1. Теоретические аспекты обучения в условиях инклюзивного образования
4
Сущность и основные понятия инклюзивного образования
4
Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
6
Глава 2. Практическое применение активных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования
13
2.1. Организация и структура урока
16
2.2. Опыт практической работы по применению активных методов обучения на уроках биологии
19
Заключение
2

Файлы: 1 файл

проект ВУЗа.docx

— 68.42 Кб (Скачать файл)

Особенности  умственной  деятельности  учащихся  с ОВЗ,  а  именно  недоразвитие  обобщения  и  отвлечения,   создают  препятствие  в  осознании  воспринятого  учебного  материала  и  формирование  на  основе  этого  новых  понятий.

Успешное  проведение  урока зависит от подготовки к нему;  от того,  насколько  в  уроке  соблюдены  ясность  плана,  логическая  последовательность  в  сообщении  нового  материала  с  учётом  развития  учащихся,  оснащённости  урока  наглядными  пособиями,  подбора  дидактических   и  развивающих  игр,  самостоятельных, практических  и  других видов  работ,  включены  проверка,  повторение  и  закрепление  полученных  знаний  в  процессе  обучения[6]. 

2.1.    Организация и структура урока

         Организация и структура урока  в условиях инклюзивного образования имеет свои особенности, поскольку связана с внутренней дифференциацией детей с ОВЗ в общеобразовательном классе. Продолжительность урока составляет 40 минут, урок проходит по двум разным темам  (рабочим программам). Например,  в 7 классе  26 февраля  в I  группе проводилась практическая работа по теме «Значение и многообразие насекомых», II группа изучала тему «Садовая земляника»; в 9 классе  04 марта 2014 года   I группа  изучала тему «Генетика пола», II группа – «Предупреждение заболеваний органов выделительной системы».  Возникает вопрос, как за 40 минут осуществить полноценную учебную деятельность  в разных группах и по разным темам, не обделив вниманием ни одного учащегося?  Изучение различных литературных источников  по данной проблеме привело меня к использованию в своей работе  следующей   структуры:

Таблица 2

Структура урока при внутренней дифференциации

Этапы урока

Методы и приемы

Организация

работы по общеобразовательной программе

Организация

работы по программе VIII вида

Орг. момент

(2-3 минуты)

Словесный  (слово учителя)

Общий для всех детей класса

Проверка домашнего задания

(7-8 минут)

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Фронтальный опрос. Проверка и взаимопроверка

Индивидуальная проверка

Повторение изученного материала

(5 минут)

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Беседа, письменное и устное выполнение упражнений

Работа по карточкам (перфокартам)

Подготовка к восприятию нового материала и физ.пауза.

(5 минут)

Словесный (беседа)

Беседа

Беседа по вопросам, соответствующим уровню развития детей, обучающихся по данной программе

Изучение нового материала

(10 минут)

Словесный (беседа), практический (работа с учебником, по карточкам)

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала (обязательно с опорой на наглядность и работой над алгоритмом выполнения задания)

Закрепление изученного

(7 минут)

Словесный (беседа) практический (работа с учебником, по карточкам)

Выполнение упражнений. Проверка

Работа над усвоением нового материала (работа по инструкции). Выполнение упражнений из учебника и работа по карточкам

Итог урока

(1 минута)

Словесный (беседа)

Общий для всех детей класса

Инструктаж по выполнению домашнего задания

(2 минуты)

Словесный (слово учителя)

Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием

Уровень домашнего задания для детей с особенностями в развитии




 

 

       

          

            Структура урока с применением активных технологий отличается от структуры обычного урока, это требует профессионализма и опыта учителя [9].

В целом в школе педагоги работают с детьми с ОВЗ  по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов:

- поэтапное разъяснение заданий,

- последовательное выполнение заданий,

- повторение учащимся инструкции к выполнению задания,

- обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения,

- близость к учащимся во время объяснения задания,

- подготовка учащихся к смене вида деятельности,

- чередование занятий и физкультурных пауз,

- предоставление дополнительного времени для завершения задания,

- предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания,

- работа на компьютерном тренажере,

- использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения,

- использование упражнений с пропущенными словами/предложениями,

- дополнение печатных материалов видеоматериалами,

- обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.

При индивидуальном оценивании ответов учащихся с ОВЗ  используются:

- индивидуальная шкала оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями,

- ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки,

- разрешение переделать задание, с которым он не справился,

- оценка переделанных работ,

- система оценок достижений учащихся.

Важнейшее условие в обучении и воспитании и одно из основных средств коррекционной учебно-воспитательной работы является организация охранительного педагогического режима. Это особый спокойный и привычный для ребенка распорядок дня, предупреждающий переутомление ребенка и создающий условия для постепенного роста нагрузок.

Значение охранительного режима:

•    приучает ребенка к определенному жизненному ритму,

•    способствует созданию ровного, бодрого настроения,

• способствует общему укреплению нервной системы и всего организма в целом,

•    создает условия для проявления активности, интереса к учению, повышению           работоспособности.    

Методы стимуляции:

          -соревнование, поощрение (похвала, благодарность, различные виды наград, подарок, выставки лучших работ),

         - наказание (чаще в форме словесного осуждения: замечание, порицание, внушение, выговор).

Используются технологии:   общения, игровая, совместной и самостоятельной деятельности, применение знаний на практике.

 

2.2.    Опыт практической работы  по применению       активных  методов  обучения на уроках биологии

 

       Возможность выбора деятельности на уроке позволяет каждому учащемуся найти занятие по интересу и проявить себя. Так как выбранный вид деятельности согласовывается со способностью учащегося, она производится качественно и творчески. Мотивы направляют, организуют познание, придают ребёнку личностное значение. И именно мотивация, обусловленная познавательными интересами и интеллектуальной инициативой, является наиболее значимой для эффективной учебной деятельности.

Ниже приведена таблица применяемых на уроке видов деятельности школьников согласно их интеллектуальных возможностей.

Таблица 3

Виды деятельности на уроке  с учетом индивидуальных особенностей учащихся

Тип интеллекта

Виды деятельности учащихся на уроках

1. Вербально-лингвистический

Подготовка учащимися сообщений, докладов, рефератов с их последующей защитой, лекции, составление планов, работа с учебником и справочной литературой, постановка устных и письменных вопросов с ответами на них, написание рассказа, конспектирование, устные и письменные фронтальные и индивидуальные опросы

2. Логико-математический

Составление таблиц, схем, графиков, подготовка и проведение экспериментов, подготовка тестов, тестирование, нахождение межпредметных связей, составление кроссвордов, предметных диктантов, сравнение и анализ с формированием выводов

3. Визуально-пространственный

Экскурсии, практические и лабораторные занятия, использование таблиц и рисунков, копирование визуальной информации, использование цвета, подготовка плакатов, рисунков по учебному материалу, оформление  предметных стендов, использование дидактического материала, графические конспекты

4. Моторно-двигательный

Применение пространственных моделей в движении, использование кинофильмов, диафильмов, компьютерных технологий, использование физкультурных минут, овладение практическими умениями и навыками

5. Музыкально-ритмический

Использование оттенков интонации при объяснении нового материала, проведении лекций, использование магнитофонных записей, использование музыкальных и литературных произведений

6. Межличностный

 

Брейн-ринги, викторины, командные и интерактивные игры, пресс-конференции, семинары, дискуссии, беседы, обсуждения, игры, решение проблемных ситуаций

7. Внутри-личностный

Разработка домашних заданий, самостоятельные работы по вариантам с предоставлением разноуровневых заданий; предоставление программы самореализации; контроль за уровнем знаний учащихся с их оценкой; внедрение методов соревнования в обучении; использование психологических тестов.


 

 

Проанализировав данные таблицы, я выделила  для себя  3, 4, 5 и 6 типы интеллекта   и соответствующие им виды деятельности для обучения детей с ОВЗ  и  использую их в своей работе. Здесь достаточно много активных методов обучения - экскурсии, практические занятия, игры, беседы, викторины, прослушивание звукозаписей (голоса птиц, звуки природы), копирование визуальной информации, подготовка плакатов, рисунков по учебному материалу, использование физкультурных минут,  работа с графическими конспектами.

Активные формы работы по сравнению с другими имеют ряд преимуществ:

  • за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больше;

  • высокая результативность в усвоении знаний и формировании умений;

  • формируется умение сотрудничать;

  • формируются мотивы обучения, развиваются гуманные отношения между детьми;

  • развивается учебная деятельность (планирование, рефлексия, контроль, самоконтроль) [14].

Активные методы обучения трудно представить без применения наглядных средств обучения. На уроках биологии их можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока.

Наглядность является необходимым и закономерным средством образовательного процесса на всех этапах изучения. Мышление учащихся с ОВЗ в значительной степени конкретно   и по своим структурным особенностям, и из-за недостатка личного опыта и особенностей развития ЦНС. Поэтому для них роль наглядных пособий особенно велика. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он долго и напрасно будет мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету» [12].                Наглядность  позволяет широко применять активные методы обучения и просто необходима для детей с ОВЗ. Наглядные пособия могут служить опорой для создания связей между фактами, явлениями, недоступных непосредственному наблюдению, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

Изобразительные пособия отличаются очень большим разнообразием. К ним относятся объемные - муляжи и модели; рисованные - таблицы (рисованные и монтировочные), портреты ученых, дидактический раздаточный материал.

          Муляжи - это пособия, которые точно копируют натуральные объекты. Фабрично изготовлены следующие муляжи "Набор плодов гибридных и полиплоидных растений с исходными формами", "Плодовые тела шляпочных грибов," «Фрукты и овощи» и др. Они показывают форму, размеры, окраску природных объектов. Их используют в тех случаях, когда нет возможности применить натуральный объект или натуральный объект по какой-либо причине не дает учащимся полного представления о нем.  Такой раздаточный материал всегда вызывает интерес у детей, активизирует их деятельность и используется достаточно часто [7].

         Визуализация информации очень важна для детей с ОВЗ,  поэтому в обучении биологии использую рельефные и печатные таблицы, вместе с детьми рисуем и изготавливаем обучающие плакаты и схемы. Дети осознают свою причастность к образовательному процессу, стараются качественно выполнить любую порученную им работу, связанную и рисованием, вырезанием, распределением объектов  на бумаге. 

Мой практический опыт показал эффективность применения рисуночного письма (по системе Виктора Фёдоровича Шаталова) в процессе обучения школьников, в частности при изучении зоологии [15, 16]. 

          При использовании рисуночного письма учащиеся с ОВЗ достаточно успешно усваивают и даже могут пересказать ранее изученный на уроке учебный материал. Эффект применения рисуночного письма связан с тем, что учащиеся легко запечатлевают изображаемые учителем сигналы, а затем используют зрительные образы в качестве плана своего рассказа и источника определенной информации.

Отображение основного содержания материала последовательным рядом рисунков, так называемое рисуночное письмо - один из древних способов передачи и закрепления знаний, но в наше время в процессе обучения оно используется, к сожалению, мало. На мой взгляд, сигналы облегчают поиск необходимых сведений, увеличивают информационную емкость учебного материала, дают возможность учащимся легко ориентироваться в нем.

Рисунки-сигналы, или графические конспекты,  я обычно использую на обобщающих уроках, после изучения тех или иных крупных тем, например, систематических групп животных.

Рисунки-сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко и быстро изобразить на классной доске (и в рабочих тетрадях) в ходе беседы и при этом не требовалось специальное умение хорошо рисовать. В то же время они должны быть информативными.

Информация о работе Активные методы обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования