Активные методы обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности выше изложенного, мною была поставлена следующая цель в работе: показать целесообразность и необходимость практического применения активных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
изучить особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах;
проанализировать особенности применения форм и методов активного обучения на уроках биологии.

Содержание работы

Введение
2
Глава 1. Теоретические аспекты обучения в условиях инклюзивного образования
4
Сущность и основные понятия инклюзивного образования
4
Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
6
Глава 2. Практическое применение активных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования
13
2.1. Организация и структура урока
16
2.2. Опыт практической работы по применению активных методов обучения на уроках биологии
19
Заключение
2

Файлы: 1 файл

проект ВУЗа.docx

— 68.42 Кб (Скачать файл)

Система комплексной помощи детям с ЗПР отражает концепцию коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы, авторы – В. И. Лубовский, Н.А. Никашина, Т.В. Егорова, С.Г. Шевченко, Г.Д. Тригер, Г.И. Капустина и др.

Дети с нарушениями интеллектуального развития

Термином «умственная отсталость» в отечественной специальной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления.

Разнообразие форм умственной отсталости вызвало необходимость создания их классификаций (Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, В.В. Ковалев и др.) [11].

В настоящее время наиболее широко используется классификация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которой умственная отсталость включает определенные степени снижения интеллекта в зависимости от коэффициента интеллектуального развития – IQ (1994):

легкая умственная отсталость – IQ = 40-69;

умеренная умственная отсталость – 35-49;

тяжелая умственная отсталость – 20-34;

глубокая умственная отсталость – ниже 20.

Нормой считается показатель IQ 71 и выше.

Существуют также другая умственная отсталость и неуточненная умственная отсталость.

Виды умственной отсталости: деменция и олигофрения.

Деменция (от лат. Dementia – безумие, слабоумие) – стойкое ослабление познавательной деятельности в результате органических или функциональных нарушений деятельности головного мозга.

У дементных детей, в отличие от олигофренов, наступлению нарушения в деятельности мозга предшествует период нормального развития.

Олигофрения (греч. Оligos – малый + рhгеп – ум) – вид недоразвития психической деятельности, в основе которого лежат остаточные явления перенесенного органического поражения центральной нервной системы (преимущественно коры полушарий головного мозга).

Термин «олигофрения» был введен немецким психиатром Э.Крепелином в 1915 г.

По степени выраженности дефекта олигофрению делят на 3 группы:

-дебильность – относительно легкая, неглубокая умственная отсталость;

-имбецильность – глубокая умственная отсталость;

-идиотия – наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

В общеобразовательной школе-интернате обучаются дети с легкой формой умственной отсталости.

Дети с дебильностью (дебилы) не в состоянии овладеть программой общеобразовательной массовой школы ввиду сниженного интеллекта и особенностей эмоционально-волевой сферы. У таких детей:

-недоразвитие аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности;

-нарушение функции абстрактного мышления;

-недостаточное развитие способностей к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно-следственных отношений между объектами и явлениями;

-соматические нарушения, общая физическая ослабленность, нарушения моторики;

-затруднена последующая профессионально-трудовая деятельность.

Основные особенности образовательного процесса:

-создание наиболее благоприятного гигиенического и охранительного режима;

-индивидуальный и дифференцированный подход;

-единство и постоянство требований школы;

-приобщение детей к организованному, посильному для их здоровья и возраста труду;

-расширение чувственного опыта ребенка;

-развитие его речи и познавательных интересов;

-организация предметно-практической (рисование, лепка, конструирование и т. п.) и трудовой деятельности;

-рациональное использование словесных, наглядных, практических методов;

-на ранних этапах обучения - значительная по времени пропедевтическая (подготовительная) работы (для развития у детей внимания, обогащения чувственного познания, формирования фонематического слуха, исправления недостатков произвольных движений               и т. д. - дети учатся выполнять правила поведения, обращаться с учебными принадлежностями, работать в коллективе);

-сочетание упражнений, развивающих сенсорную и двигательную сферу ребенка, с остальными звеньями учебно-воспитательного процесса.

Сложности в организации образовательного процесса требовал тесного взаимодействия с  педагогом-психологом  школы-интерната. Именно он дал рекомендации по обучению детей с ОВЗ:

1. Использовать методы, активизирующие  познавательную деятельность обучающегося, развивать его устную и письменную  речь и формировать необходимые  учебные навыки;

2. Обучать различным техникам запоминания, которые позволяют значительно улучшить мнемонические способности обучающейся (группировка слов и картинок, установление связей и т.п.);

3. Предотвращать наступление  утомления, используя для этого  разнообразные средства (чередование  умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими  дозами, использование интересного  и красочного дидактического материала и средств наглядности).

4. Применять индивидуальный  подход с учетом эмоционально-волевой  сферы (игровые ситуации; игровые  тренинги, способствующие развитию  умения общаться с другими.

5. Создавать ситуацию  успеха в учебной деятельности;

6.  Применять смену  деятельности во время занятий (физминутки, смена положения ребенка: работа стоя, сидя);

7. Дозировать учебную  нагрузку;

8.  Контролировать регулярное  посещение  уроков обучающимся;

9. Осуществлять постоянный  контроль над  выполнением домашнего задания (требуемый объем, соответствие заданному материалу).

 Таблица  1

Методы и приемы коррекции, используемые на уроках

Дисциплины

Методы и приемы коррекции

Основные предметы

- Графические и зрительные  диктанты;

- Рисование орнаментов;

- Штриховка в различных  направлениях;

- Работа со зрительно-двигательными  тренажерами;

- Работа с планом, схемой;

- Работа с незаконченными  изображениями, восстановление по  неполному изображению целого.

Изо

Технология

- Нахождение сходства  и отличий предметов, явлений, событий;

- Работа с бумагой, ножницами, пластилином (вырезание, оригами, аппликация, танграм).

Физкультура,

Физминутки на уроках

- Развитие пространственной  ориентировки;

- Пальчиковая гимнастика;

- Упражнения для развития  ориентации в схеме собственного  тела.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Практическое применение активных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования

 Биология как учебный предмет в общеобразовательной школе с инклюзивным образованием включает те же разделы, что и в коррекционной школе VIII  вида:  «Природоведение» (5 класс), «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек» (9 класс). По этим разделам предусматривается освоение элементарных сведений знаний  о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. 

Рабочие программы были разработаны на основе  учебного плана, утвержденного приказом школы, в соответствии  с годовым календарным учебным графиком, утвержденным приказом школы,  а также  в соответствии с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в МБУОШИ «Ляминская СОШИ».

        Рабочие программы по биологии  составлены на основе  учебной программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», ГИЦ «Владос», Москва, 2011г., 224стр. и допущенной Министерством образования Российской Федерации[3].

Рабочие программы по биологии  составлены с учётом особенностей психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и способствуют их умственному развитию.

Основными задачами преподавания биологии   для детей с ОВЗ  являются:

1. Сообщение учащимся  знаний об основных элементах  неживой природы (воздухе, воде, полезных  ископаемых, почве) и живой природы  (строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);

2. Формирование правильного  понимания таких природных явлений  как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений  и животных;

3. Проведение через весь  курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы  как комплекса условий необходимых  для жизни растений, грибов, животных  и людей), бережного отношения  к природе;

4. Первоначальное ознакомление  с приемами выращивания некоторых  растений (комнатных и на школьном  участке) и ухода за ними; с  некоторыми животными, которых можно  содержать дома;

5. Привитие навыков,  способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно –следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё.

При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Учащимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы.

Кроме этого, при проведении уроков используется разнообразный дидактический материал:

• таблицы и плакаты, карточки, иллюстрации по темам программы,

• объемные плакаты

• муляжи овощей, фруктов, грибов,

• модели строения растений, природных объектов,

• гербарии;

• коллекции насекомых, полезных ископаемых;

• скелеты животных.

Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю в специализированном кабинете химии и биологии, экскурсии  -  в окрестных природных местах.

          Для  успешного  обучения  умственно  отсталых  детей  в обычном классе  необходимо  обеспечивать  не  только  правильное  соединение  методов  и  средств  обучения,  но  также  определять  оптимальную  продолжительность  и  целесообразность  организации  деятельности  школьников  в  течение  всего  урока,  т.е. иметь  ясное  представление  о  работоспособности  учащихся,  так как  нарушение  работоспособности  ведёт  к  снижению  познавательной  активности. 

При  снижении  работоспособности у детей теряется  интерес  к  деятельности,  появляется  желание  бросить  начатое  дело,  возникает  неуверенность  в  себе,  снижается  способность  к  запоминанию,  к  концентрации  внимания,  появляются   сонливость,  головные  боли  и  т.д.  Известно, что при    регулярном  переутомлении  у  одних  детей  возникает  торпидное  состояние – характеризующееся  общей  вялостью,  истощаемостью,  у  других – напротив,  наблюдаются  гипердинамические  реакции,  выражающиеся  в  повышенной  раздражительности,  излишней  подвижности.  Поэтому  необходимо    планировать  самую  трудную  работу  в  первые  10-25  минут.  После  этого периода времени  обычно наступает  снижение  работоспособности.

Информация о работе Активные методы обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования